Волшебная кисточка 24-25

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно- научная
(указать направленность программы)
«Волшебная кисточка»
(указать название программы)
Подвид программы: разноуровневая
(разноуровневая, модульная, сетевая,
дистанционная, с применением дистанционных
технологий, адаптированная (для особых
категорий обучающихся) и т.д.)
Уровень программы: стартовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа (возраст): от 7 до 10 лет
Срок реализации: 1 год обучения- 144часов
(общее количество лет и часов по программе,
количество часов по каждому году обучения)
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная, заочная, с применением
дистанционных
технологий
и/или
электронного обучения)
Разработчик: ПДО СЮН
Коркуленко Светлана Ивановна
(должность разработчика, ФИО)

г. Таганрог
2024г.

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯОшибка! Закладка не
определена.
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) .................................. 3
1.2. Цель и задачи программы .................................................................................................. 7
1.3. Содержание программы ..................................................................................................... 8
Учебный план ............................................................................................................................. 8
Содержание учебного плана ..................................................................................................... 9
1.4. Планируемые результаты ................................................................................................. 11
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ........................... 12
2.1. Календарный учебный график ........................................................................................ 12
2.2. Условия реализации программы ..................................................................................... 14
2.4. Формы аттестации ............................................................................................................ 15
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ........................................ 15
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей ......................................... 15
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной работы ........... 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................... 19
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................................................................................................... 21
Приложение 1 ............................................................................................................................... 21

2

1.1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской
Федерации » (от 24 июля 1998 года №124-Ф3).

Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В
соответствии п.1 ст.7 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации
устанавливаются государственные образовательные стандарты, на основании которых
разрабатывается основная общеобразовательная программа или основная профессиональная
образовательная программы (по конкретной профессии, специальности) (п.6 ст.9 Закона).

Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей
(письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006г № 06-18-44).

Правительства Российской Федерации от 24февраля 2009 года №142 «О
Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов».

Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (приказ ГД ФС РФ 21.12.2012).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№1726-р;

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
Направленность программы.
Природа - источник красоты. Наблюдения за природой и практическая работа на основе этих
наблюдений развивают у детей эстетическое отношение к действительности. В.А.
Сухомлинский писал, что «Ребѐнок по своей природе – пытливый исследователь,
открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и
трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро
людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога
к сердцу ребѐнка».
Правополушарное (интуитивное) рисовании — современный метод обучения основам
художественного видения, а также техникам рисования. Но это непросто способ создания
удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая
решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент
позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки.
Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система
образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше
времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария,
которое как известно отвечает за логические процессы и аналитическое мышление.
Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение
методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и
правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того,
это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении
материала.
Занятия декоративно-прикладным искусством предоставляют неиссякаемые возможности
для всестороннего развития детей. Встречи с искусством на каждом уровне, обучение детей
видению прекрасного в жизни и искусстве, активная творческая деятельность каждого
ребѐнка, радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего
3

человека, обогащает его духовный мир.
Декоративно-прикладное искусство помогает ребѐнку познать окружающий мир,
традиции наших предков, культуру разных стран, приучает внимательно наблюдать и
анализировать форму предметов, материалы, декор, развивает зрительную память,
пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности
расчѐта, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство
доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.
Эстетическое воспитание младшего школьника средствами декоративно-прикладного
искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребѐнка, является
эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его
духовного мира.
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Техника ППР
включает в себя набор различных упражнений, которые на первый взгляд кажутся очень
необычными. Именно оригинальность и непонятность этих упражнений помогает отключать
логику.
Занятия детей декоративно-прикладным искусством совершенствуют органы чувств,
развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное,
отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда
мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку
воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением разнообразных произведений
декоративно-прикладного искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес
к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Данная программа имеет общекультурный (ознакомительный) уровень (программа обучения
1 года), позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создаѐт условия для
формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное
отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия творчеством появляются
реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в
семье и школе.
Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение декоративноприкладного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества
школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно
актуальным. Программа так же предполагает возможность индивидуального
образовательного маршрута для детей инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей.
Знакомство детей техникой рисования – ППР, с разными видами декоративно-прикладного
искусства, даѐт возможность применения различных материалов (бумага, дерева, стекло,
природных материалов), приѐмов изодеятельности в работе для развития воображения,
творческого мышления и творческой активности. Разнообразные приѐмы и способы
изготовления и украшения изделий демонстрируют необычные сочетания материалов и
инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является стремление познать
культуру своего народа универсальность их использования. Технология их выполнения
интересна и доступна после знакомства с произведениями декоративно-прикладного
искусства. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так
4

как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Отличительные особенности программы ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по декоративно-прикладному искусству,
на применение различных техник рисования, росписи по дереву, росписи по стеклу, таких,
как «стилизация», «витраж» и другие увлекательные техники.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами декоративно-прикладного искусства, на приобщение детей к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
обучающихся развиваются творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусства приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Дополнительная образовательная программа «Волшебная
кисточка» составлена с учетом требований современной педагогики и разработана для
обучения детей и подростков в возрасте от 7 до 10 лет, и рассчитана на 1 год обучения
Режим занятий. При определении режима занятий учтены санитарно –
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Занятия целесообразно проводить три раза в неделю по два учебных часа с перерывом на
отдых.
Объем и срок освоения программы на обучение отводится 144 учебных часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система
образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше
времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария,
которое как известно отвечает за логические процессы и аналитическое мышление.
Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение
методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и
правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того,
это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении
материала.
Декоративно-прикладное искусство помогает ребѐнку познать окружающий мир,
традиции наших предков, культуру разных стран, приучает внимательно наблюдать и
анализировать форму предметов, материалы, декор, развивает зрительную память,
пространственное мышление и способность к образному мышлению. Оно учит точности
расчѐта, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство
доброты, сопереживания и сочувствия окружающим.
Эстетическое воспитание младшего школьника средствами декоративно-прикладного
искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребѐнка, является
эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его
духовного мира.
Сроки, объем и уровень реализации программы – 1 год
Особенности организации образовательного процесса
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности
5

для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.);

Принцип доступности (учѐт возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,
нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от «простого» к «сложному»);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и
способов изображения, разнообразие материала);

Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего
возрастного периода);

Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный
процесс более эффективным);

Принцип интегративности (синтез искусств);

Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых
теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);

Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и
чему научится каждый ребенок);

Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность
содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);

Принцип сознательности (осознанное усвоение учащимися
учебного
материала);

Принцип увлекательности и сотворчества (развитие творческих способностей
детей, где доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как
уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе)
Форма обучения. На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия
для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается
дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
* ознакомительный
* развивающий
* исследовательский
Оснвные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе дети проходят путь от
простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом более ссссложно
творческом уровне.
Режим занятий: 1объединение 2 раза в неделю по 2 часа, второе объединение 2 раза
в неделю -1 час, один раз в неделю 2 часа.
Формы организации образовательного процесса
Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие,
пленэр, выставки и творческие отчеты.
Виды (формы) занятий.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:

Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов
работы, в выборе тем.
6


Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладеть приемами творческой работы всеми учащимся

Создание
увлекательной, не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Применяется такие методы:
- репродуктивный
- иллюстративный
- проблемный
- эвристический
- беседа
- объяснение,
- лекция
- игры
Перечень форм подведения итогов .В процессе обучения детей, по данной
программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

1.1.

Цель и задачи программы

Цель - изучить процесс развития творческих способностей детей через различные виды
рисования – ППР и декоративно-прикладного искусства. Сформировать эстетическое
отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с народными
промыслами России и декоративного искусства в целом. Расширять представления о
многообразии видов декоративно-прикладного искусства. Совершенствовать технические
умения и навыки изготовления изделий и предметов декоративно-прикладного искусства,
опираясь на интегрированный подход, содействовать развитию инициативы, выдумки и
творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного
творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной
деятельности.
Задачи: Развивающие:

Формирование
творческого
мышления,
устойчивого
интереса
к
художественной деятельности;

Развитие
художественного
вкуса,
фантазии,
изобретательности,
пространственного воображения.

Формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.

Развитие желания экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:

Закрепление и обогащение знаний детей о разных видах художественного
творчества и декоративно-прикладного искусства.

Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними.

Закрепление приобретѐнных умений и навыков, показывая детям широту их
возможного применения.
7

Воспитательные:

Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.

Воспитание внимательности, аккуратности, целеустремлѐнности, творческой
самореализации.

1.2.

Содержание программы

Учебный план
Учебный план
«Волшебная кисточка»
№
п/п

Название
раздела, темы

1.
1.1
1.2

Раздел 1 / ППР
Тема «Осень»
Тема
«Животный
мир»
Тема «Зима»
Тема «Декоративные
открытки к Новому
году
Тема
«Животные
зимой»
Тема «Открытка к
23 февралю»
Тема «23 февраля»
Тема
«Зимний
декоративный
натюрморт»
Тема «Весна»
Тема «Цветы»

1.3
1.4

1.5
1.6
1.7
1.8

1.9
1.10

Тема
«Открытка
Мир»
1.12 Тема «9 Мая»
1.13 Тема
«Цветочная
поляна»
2.
Раздел 2 / Модуль 2
Роспись по стеклу
2.1
Тема Роспись фоторамок
на
тему
«Осень»
2.2
Тема « Роспись
бутылок»
2.3
Тема «Роспись ваз»
2.4
Тема Роспись по
стеклу

Количество часов
Теория
Практика
10

Форма
контроля,
аттестации

Всего

2
2

58
21
8

68
23
10

выставка
ставка

2
2

8
4

10
5

конкурс
выставка

1

3

4

2

2

2
2

2
2

2
2

3
2

2

2

2
2

2
2

5

20

25

2

8

10

1

4

5

1
1

5
5

6
6

1

1.11

8

3.

3.1.

3.2
3.3
3.4

3.5

Раздел3/Модуль3
Роспись по дереву
Тема
«ПолховМайданская
роспись»
Тема «Городецкая
роспись»
Тема «Роспись яиц»
Тема
«Петербургская
роспись»
Тема
«Мезенская
роспись»

5

36

41

2

13

15

2

8

10

1

3

4

1

5

6

1

5

6

Итого:
144
Содержание учебного плана
Основным направлением программы является разностороннее и гармоничное
развитие личности ребѐнка, раскрытие творческих способностей, решение задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Эстетическое освоение мира, изучение истории искусства, позволяющие увидеть
высшие достижения творцов прошлого и прочувствовать масштаб и глубину художественных
замыслов целых эпох, дают то духовно – нравственное основание, на котором может
формироваться по – настоящему всесторонне развитая личность.
В объединение «Волшебная кисточка» принимаются дети, обнаружившие склонность
к изобразительной деятельности в любом его виде. Набор детей в объединение производится
из числа всех желающих без предварительного отбора и конкурса. При наборе группы
учитываются интересы детей и соблюдается принцип добровольности. Работа строится на
основе уважительного отношения к личности ребенка, щадящей требовательности,
педагогической поддержке.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном творческом уровне.
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» составлена с
учетом требований современной педагогики и разработана для обучения детей и подростков
в возрасте от 7 до 10 лет, и рассчитана на 1 год обучения. При определении режима занятий
учтены санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей. Занятия целесообразно проводить три раза в неделю по два учебных часа
с перерывом на отдых. На обучение отводится по 144 учебных часа. Программа
объединения предусматривает групповую и индивидуальную формы организации учебной
работы с использованием следующих методов:
По источнику передачи и восприятия знаний:

словесные (рассказ, беседа);

наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного
искусства, показ технологических приѐмов);

практические (упражнения, лепка, рисование с натуры, рисование на темы,
9

выполнение творческой работы).
По характеру познавательной деятельности:

репродуктивные (воспроизводящий);

частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);

творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:

работа под непосредственным руководством педагога;

совместная работа;

самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. Огромное значение имеет познание художественной культуры
своего народа.
Следует
также отметить, что программа не имеет жѐстких рамок и может
корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На занятиях педагог
осуществляет индивидуальный подход к каждому ребѐнку, поэтому может корректировать и
изменять в процессе работы уровень сложности выполнения творческих заданий.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребѐнком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько
его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства
может каждый ребенок.
1.5. Условия реализации программы
Материалы и инструменты, необходимые для работы:

Блокнот для записей (А5)

Бумага разного формата, цвета и текстуры

Краски акрилоые

Краски гуашевые художественные

Краски по стеклу

Фото - рамки, стеклянные изделия (вазы, баночки, бутылки)

Деревянные заготовки

Баночки для воды

Простые карандаши разной твердости и мягкости.

Кисти круглые и плоские разного размера (щетина, синтетика, колонок, и.д.)

Салфетки (тряпочка хлопчатобумажная)

Карандаши цветные (акварельные, восковые, обычные), фломастеры, маркеры

Ластики белые (в т.ч. кляча)

Палитра

Зажимы канцелярские большие (4 шт)

Клей ПВА, клей-карандаш

Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству

Справочная литература

Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Коллекция работ преподователя
Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор

Ноутбук (планшет)
10


Сканер, принтер, цифровая фотокамера

Мультимедийные
образовательные
ресурсы,
содержанию обучения

Видеофильмы соответствующего содержания

соответствующие

Организационные условия:

Парты, мольберты, стулья

Учебная магнитная доска

Выставочный стенд

Подиум для постановок

Шкафы и полки.
Кадровое обеспечение:

Педагог дополнительного образования.
1.3.

Планируемые результаты

Личностные результаты освоение изобразительного и декоративно-прикладного
искусства:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное иосмысленное
восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщениек
художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание
художественного вкуса
- в трудовой сфере; овладение основами культуры практической работы различными
материалами и инструментами
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной
художественной культуры
Метапредметные
результаты освоения изобразительного и декоративноприкладного искусства:
- в ценностно-ориеннтационнойсфере: формирование активного отношения к
традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание
уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, развитее фантазии, воображения,
интуиции, визуальной памяти; формирование навыков коммуникации
Предметные результаты освоения программного материала учащийся должен уметь:
- выполнять основные приемы росписи;
- составлять разнообразные типовые композиции деревянных изделий;
- самостоятельно подбирать цветовую гамму и последовательно выполнять
роспись по дереву и стеклу.
В конце обучения учащиеся должны знать:
- историю возникновения и развития народных промыслов, современных стилей искусства;
- основы композиции, основные эстетические понятия;
- основные приемы росписи и типовые композиции изделий;
- виды и свойства красок и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены.

11

I.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Волшебная кисточка»
(наименование программы)
№ Дата Тема занятия Кол-во Время
Форма
п/п
часов проведения занятия
занятия
Вводное
занятие.
Iоб. с 9-11ч.
Знакомство с 1
IIоб. c 11- беседа
1
содержанием
12ч.
кружка.
2

Зарисовка
композиций
«Осень»

3

Экскурсия
в
парк.
Сбор
3
природного
материала.

4

Зарисовка
композиций с 10
животными.

5

6

19

Роспись
по
стеклу.
Роспись фото- 10
рамок на тему
«Осень»
Полхов
Майданская
роспись.
10
Зарисовки
деревянных
изделий.

7

«Сувенирный
подарок».

8

Зарисовки
композиций
«Зима».

9

Роспись
стеклу
(бутылки).

10

«Декоративные
6
открытки
к

5

Место
Форма
проведения контроля
СЮН
Устный
опрос

Iоб. с 9-11ч. Беседа.
IIоб. c 11- практика
12ч.

СЮН

. Iоб. с 9Экскурсия
11ч.
практика
IIоб. c 1112ч.

СЮН

СЮН
Iоб. с 9-11ч. Объяснение
IIоб. c 11- практика
12ч.

по
5

Устный
опрос
выставка

СЮН
Iоб. с 9-11ч.
Объяснение
IIоб. c 11практика
12ч.

Устный
опрос
выставка
СЮН

Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 11- Объяснение
12ч.
практика
Iоб. с 9-11ч.
Беседа.
IIоб. c 11практика
12ч.

Устный
опрос
выставка
СЮН
СЮН

10

Устный
опрос
выставка

Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч..

Беседа.
практика
СЮН
Беседа.
практика

Iоб. с 9-11ч. Беседа.
IIоб. c 11- практика
12

СЮН

Устный
опрос
выставка

11

12

Новому году».
Городецкая
роспись.
Зарисовки
деревянных
изделий..
Зарисовки
композиций
животные
зимой.

10

12ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 11Беседа.
12ч.
практика

СЮН
Устный
опрос
выставка
СЮН

4

Iоб. с 9-11ч. Беседа.
IIоб. c 11- практика
12ч.

Устный
опрос
выставка

СЮН
13

Открытка к 23
2
февралю

14

Зарисовка
композиций к 2
23 февраля.

15

Декоративный
натюрморт
«Зимний».

16

Роспись
стеклу.
Роспись
для мам.

17

Зарисовка
композиций
«Весна».

3

18

Петербургская
роспись.

6

19

Зарисовка
цветов

2

20

Роспись яиц.

4

21

Роспись
стеклу

22

«Открытка
«Мир».

23
24

Беседа.
практика
СЮН
Беседа.
практика

2

6

Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.

Объяснение
практика
СЮН
Объяснение
практика
СЮН

по

Устный
опрос
выставка

СЮН

по
ваз

Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.

6

2

Зарисовка
композиций «9 2
Мая».
Мезенская
6

Iоб. с 9-11ч. Беседа.
IIоб. c 11- практика
12ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
IIоб. c 1112ч.
Iоб. с 9-11ч.
13

Объяснение СЮН
практика
Объяснение
практика
Объяснение
практика
Беседа.
практика
Объяснение
практика
Беседа.
практика
Беседа.

Устный
опрос
выставка
Диагностика

СЮН
СЮН
выставка
СЮН
выставка
СЮН
СЮН
выставка
СЮН

выставка

роспись.
Роспись
по
стеклу
6
композиция
«Цветы».
Зарисовка
композиций
2
«Цветочная
полянка»

25

26

2.2.





















IIоб. c 11- практика
12ч.
Iоб. с 9-11ч.
СЮН
IIоб. c 11- Объяснение
12ч.
практика

Устный
опрос

СЮН
Iоб. с 9-11ч. Объяснение
IIоб. c 11- практика
12ч.

выставка

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение
Блокнот для записей (А5)
Бумага разного формата, цвета и текстуры
Краски акрилоые
Краски гуашевые художественные
Краски по стеклу
Фото - рамки, стеклянные изделия (вазы, баночки, бутылки)
Деревянные заготовки
Баночки для воды
Простые карандаши разной твердости и мягкости.
Кисти круглые и плоские разного размера (щетина, синтетика, колонок, и.д.)
Салфетки (тряпочка хлопчатобумажная)
Карандаши цветные (акварельные, восковые, обычные), фломастеры, маркеры
Ластики белые (в т.ч. кляча)
Палитра
Зажимы канцелярские большие (4 шт)
Клей ПВА, клей-карандаш
Учебно-методические пособия по декоративно-прикладному искусству
Справочная литература
Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
Коллекция работ преподователя

Технические средства обучения:

Мультимедийный проектор

Ноутбук (планшет)

Сканер, принтер, цифровая фотокамера


Кадровое обеспечение : Педагог дополнительного образования.

Методическое обеспечение:
2.3.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию

Видеофильмы соответствующего содержания
2.4 Организационные условия:

Парты, мольберты, стулья

Учебная магнитная доска

Выставочный стенд
14

обучения


Подиум для постановок

Шкафы и полки.
2.3. Формы аттестации
Участие в различных выставках и конкурсах.
2.4.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)

Ввод текста …
2.5.

Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей

Ввод текста …
2.6.
работы

Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной

Цель воспитательного процесса Воспитательная деятельность в объединении
направлена на освоение обучающимися ключевых компетенций: социальной,
здоровьесберегающей, коммуникативной и креативной.

Задачи воспитательного процесса

-Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.

- Воспитание внимательности, аккуратности, целеустремлѐнности, творческой
самореализации.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по
годам обучения и делятся на теоретические знания, практические умения и навыки,
личностные качества и компетенции, развитие которых предполагается в ходе реализации
программы.
На занятиях изобразительной и декоративной деятельностью дети осваивают и
применяют разнообразные техники и художественные материалы.
К концу первого года обучения дети будут:
Уметь:

смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;

грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;

работать самостоятельно и в коллективе;

организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;

отличать различные виды декоративно - прикладного искусства;

использовать различные приемы и техники росписи по стеклу, дереву.
Знать:

контрасты цвета;

гармонию цвета;

азы и основные законы композиции (статика, движение);

пропорции плоскостных и объѐмных предметов;

приемы и техники рисования – ППР.

ритм

декор

виды росписи по стеклу
15




виды росписи по дереву (Полхов- Майданская, Городецкая, Хохломская, Мезенская)
свойства различных художественных материалов;
По завершении курса обучения:
Ученик должен знать:
 Отдельные виды декоративно - прикладного искусства прошлого и настоящего.
 Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного и
декоративно - прикладного искусства.
 Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы
цветоведения, композиции.
 Различные приѐмы работы кистью, акрилом, гуашью.
 Знать виды декоративно-прикладного
искусства, понимать специфику их
изобразительного языка.
 Роль декоративно-прикладного искусства в духовной жизни человека, обогащение его
переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Ученик будет уметь:

Применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи,
композиции и декоративно - прикладной композиции, чувствовать и уметь передать
гармоничное сочетание цветов, тональные и цветовые отношения; применять приемы
декоративной росписи различных материалов (ткань, дерево, глина, стекло)

Правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и
грамотно изображать их на плоскости и в объеме;

Передать в работе не только настроение, но традиции и собственное отношение к
изображаемому объекту;

Передавать в композициях и сюжетных работах объем и пространственное положение
предметов средствами перспективы и светотени, стилизации.

Наблюдать в природе и в объектах декоративно - прикладного искусства сходство,
передавать в сюжетных работах влияние зрительных образов на декоративное изображение;

В сюжетных работах передавать движение;

Искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять
наброски и зарисовки к сюжету;

Приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных
работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
 владеть гуашевыми, акварельными, акриловыми красками; , использовать подручный
материал;
 выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
 работать по таблицам, схемам последовательного изготовления изделий, поэтапно
выполнять работу, глядя на изделия декоративно-прикладного искусства;
 делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их
мнению;
 понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
 проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
 эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни,
видеть красоту людей, их поступков.
 слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
16

 предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
 понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному
труду и учебе.
Приоритетные направления воспитания способствовать к формированию у учащихся
гражданско-патриотическую личность на основе отечественной культуры;
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия Воспитательная деятельность в
объединении направлена на освоение обучающимися ключевых компетенций: социальной,
здоровьесберегающей, коммуникативной и креативной.
Сферы развития

Составляющие

Виды деятельности

Диагностика

Способность работать Выполнение коллективных Педагогическое
в
команде, работ,
внесение
идей, наблюдение, беседа,
инициативность,
выполнение заданий путем анкетирование.
самоорганизация;
самостоятельной
умение анализировать организации
творческой
свои
действия; деятельности; подготовка
способность
к сообщений
по
теме
эффективному
занятия;
оказание
общению;
умение взаимопомощи;
защита
слушать и слышать творческих проектов
собеседника; умение
грамотно выстраивать
речь; умение находить
информацию.
Разнообразие
Выполнение
Выставка
Креативная
интересов,
индивидуальных
творческих работ,
стремление
к творческих
работ
в беседа,
творчеству,
различных направлениях. тестирование.
творческая
Поиск новых решений из
активность,
поставленной
педагогом
увлеченность,
проблемной
ситуации,
ассоциирование,
требующей
проявления
развитый
творческих способностей.
эстетический
вкус, Поиск
путей
чувство
формы, усовершенствования
способность
к творческих
работ.
импровизации.
Изучение
творчества
великих
мастеров
искусства и т.п.
работ
с Участие
в
Здоровьесберегающая Знание и соблюдение Выполнение
норм
техники использованием бросового выставках.
безопасности
материала;
Педагогическое
жизнедеятельности. самостоятельная
наблюдение.
Соблюдение режима организация
своего
дня.
рабочего
места.
Ознакомление с правилами
по технике безопасности и
поведению
при
возникновении
Коммуникативная

17

Социальная

чрезвычайных ситуаций.
Оказание
помощи
в
составлении режима дня.
Выполнение гимнастики
для глаз и осанки.
Владение
основами Участие в подготовке и Участие в массовой
организаторской
проведении мероприятий в работе,
деятельности. Знание объединении. Участие в Педагогическое
и
соблюдение выставках,
конкурсах, наблюдение,
элементарных
различных мероприятиях. беседы.
основных правовых Ознакомление
с
норм.
творчеством и традициями
различных народов.

Календарный план воспитательной работы
№ Название
Цель Краткое
Форма
Сроки
п/п мероприятия,
содержание проведения проведения
события

18

Ответственные

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008.
2. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1983.
3. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
4. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. - М. , 2008.
5. Вильчинский В. М. Учитесь рисовать. – Киев , 1983.
6. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1983.
7. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
8. Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.
9. Иттен И. Искусство цвета. – М. , 2007.
10. Казак Н. Где народные умельцы узор искали? – М. , 1990.
11. Константиновский М. Где работают художники. – М., 1990.
12. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М. , 1980.
13. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. – М., 1983.
14. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М., 2005.
15. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М., 2008.
16. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск, 2005.
17. Митрохина М.С. Образовательная программа «История искусства своими руками» //
Искусство в школе – 2008.
18. Михайлов А. М. Любителям рисования. – М., 1963.
19. Паранюшкин Р. В., Хандова Г. Н. Цветоведение для художников. Колористика. – М.,
2007.
20. Петрова И. М. Объемная аппликация.- СПб., 2002.
21. Попова Е. Городецкие узоры. – М., 1990.
22. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. – М., 1976.
23. Розенвкассер. В. Б. Беседы об искусстве. – М., 1979.
24. Рондели Л. Д. Народное прикладное искусство. – М., 1984.
25. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.,
1980.
26. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. (Учебное пособие для училищ). – М., 1988.
27. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.:
«ОЛМА - ПРЕСС», 2003.
28. Станьер П. , Розенберг Т. Практический курс рисования. - Минск, 2005.
29. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. – М., 2005
30. Н. Величко «Энциклопедия народных промыслов»- М 1998
31. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства в школе. – М., 1977.
32. Шпикалова Т. Я. Русская матрешка. – М., 1979.
33. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010.
34. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми
7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ―Владос‖, 2009.
35. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение,
2007.
38. Бадаев В. С. Русская кистевая живопись. – М., 2000.
39. Григорьян И. И. Русская жанровая живопись. – М., 2005

19

20

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Название
… ввод текста …

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».