Движение юных экологов 24-25

Муниципальное образование «Город Таганрог»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«ДВИЖЕНИЕ ЮНЫХ ЭКОЛОГОВ»
Подвид программы

модифицированная

Уровень программы

базовый

Целевая группа

от 8 до 10 лет

Срок реализации

144 часа

Форма обучения
Разработчик
Игоревна

очная
педагог дополнительного образования Баширян Елена

Таганрог
2024 г.

1

СОДЕРЖАНИЕ

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯОшибка! Заклад
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)Ошибка! Закла
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 4
1.3. Содержание программы ................................................................................. 5
Учебный план ........................................................................................................ 5
Содержание учебного плана ................................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 11
2.3 Методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………12

2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 12
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 12
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 13
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 14
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 15
Приложение 1 .............................................................................................................

I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
2

1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования для детей 8-10 лет по
ФГОС «Движение юных экологов» формирует у ребѐнка понимание жизни
как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с
живым (растениями, зверями, птицами), явлениями природы и взаимодействии
с природными объектами. Она способствует не только расширению и
углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала,
психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного
возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Программа «Движение юных экологов» предназначена для организации
внеурочной деятельности экологического содержания в начальной школе.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности,
принцип преемственности. Настоящая программа создает условия для
социального, культурного, экологического самоопределения, творческой
самореализации личности учащегося.
Актуальность программы «Движение юных экологов» обусловлена
тем, что в настоящее время она способствует вовлечению детей в изучение
природы, что создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая
эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей учащихся,
которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать
свое время.
Общий срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Форма обучения: очная.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для
достижения следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в
начальной школе являются:

развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;

формирование представлений о природе как универсальной
ценности;

изучение народных традиций, отражающих отношение
местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением
окружающей среды;

развитие
устойчивого
познавательного
интереса
к
окружающему миру природы;

развитие представлений о различных методах познания
природы (искусство как метод познания, научные методы);

формирование
элементарных
умений,
связанных
с
выполнением учебного исследования;
3


вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и
сохранению ближайшего природного окружения.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие
задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров
учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких
познавательных интересов и творчества.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии,
беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических
акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются
такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание
экологически ответственного поведения и отношения ребѐнка, а также развития
творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
исследовательские,
практические,
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются
учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие
приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов,
презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по
темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя,
игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое
внимание уделяется практическим работам.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: изучение данного курса создает условие для
формирования ценностного отношения младших школьников к природе,
воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры.
Задачи программы «Движение юных экологов»:
Развивающие:
 развивать активны интерес учащихся к охране природы, их
самостоятельность и инициативность;
 формирование у учащихся практических навыков по экологии;
 осуществление исследовательской деятельности у учащихся;
 создание условий для формирования у учащихся творческой, учебноисследовательской и проектной компетентностей.
Воспитательные:
 воспитание общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения
4

 воспитывать эмоциональное отношение учащихся к природе,
формировать ответственность за состояние окружающей среды;
 формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового
образа жизни
Образовательные:
 формирование у учащихся знания об основах экологии;
 формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
 формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
1. 3. Содержание программы «Движение юных экологов»
Таблица 1
№
п/п

Раздел. Тема занятия

Теори
я.

Прак
т.

Всего
часов

1
1.1

Что изучает экология.
Вводное занятие.

8
2

8
2

16
4

1.2

Что такое «экология»? Путешествие в
лесную школу.
Как вести себя на природе.

2

2

4

2
2

2
2

4
4

8
2
2

8
2
2

16
4
4

1.3
1.4

2
2.1
2.2

Пр. занятие. Умеешь ли ты видеть
необычное в обычном. Поделки из
природных материалов.
Осень в природе
Осень в природе. Народные приметы.
На дворе осень. Осенние изменения
в жизни растений.

2.3
2.4

Осенние изменения в жизни животных.
Пр. занятие. Панно из засушенных
листьев «Осенний лес»,
«Черепашка», «Маленький остров».

2
2

2
2

4
4

3
3.1
3.2

Пернатые друзья
Птицы Донского края
Столовая для птиц. Изготовление
кормушек
Экологическая викторина ―Птицы –
наши друзья‖
Природа – гениальный изобретатель

6
2
2

6
2
2

12
4
4

2

2

4

10

10

20

3.3
4

5

4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1

5.2
6
6.1
6.2

7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3
9
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10.2
10.3
11
11.1
11.2
11.3

Взаимосвязь растений и животных
Наблюдаем за животными и
растениями.
Кто здесь побывал?
Природа – источник творческого
вдохновения
Экскурсия в парк
Экологический лекторий
Красная книга. Какие бывают
Красные книги.

2
2

2
2

4
4

2
2

2
2

4
4

2
4
2

2
4
2

4
8
4

Загадки природы.
«Волшебница Зима»
Зима в природе. Народные приметы.
Беседа о зимующих птицах.
Операция «Птичья столовая»

2
4
2

2
4
2

4
8
4

2

2

4

В мастерской художницы Зимы
«Красавица – зима». Конкурс рисунков
Изготовление ѐлочной игрушки из
различных материалов.
Загадки животного мира
Любопытные факты о живой природе
Это интересно! Сбор информации о
клестах.
Зимовье зверей. Коллективная работа
из пластилина «Звери в зимнем лес»
Учимся видеть, слышать, наблюдать
природу

6
2
4

6
2
4

12
4
8

6
2
2

6
2
2

12
4
4

2

2

4

6

6

12

Учимся видеть гармонию живой
природы.
Природа и творчество: учимся рисовать
Игра «Кто в домике живет?»
Весенние изменения в природе
Весна в природе. Народные
приметы.

2

2

4

2
2
6
2

2
2
6
2

4
4
12
4

Природа вдохновляет.
Жизнь растений весной. Экскурсия в
парк.
Подведение итогов за год.
Экологический лекторий. Лето в
природе
Коллективная работа «Скоро лето!»
Итоговое занятие. Экологическая игра

2
2

2
2

4
4

8
2

8
2

16
4

4
2

4
2

8
4
6

Итого: 144 часа
Содержание учебного плана
1 раздел – «Что изучает экология». 16ч.
Что такое «ЭКОЛОГИЯ»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанного отношения к природе. Учащиеся узнают, что такое
экология. Каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом,
как они приспособлены к окружающей природе и как они на нее влияют.
Учащиеся узнают, что эта наука не только помогает нам понять природу, но и
научит, как ее сберечь. Ведь каждый год гибнут сотни и тысячи растений и
животных из-за того, что окружающая нас природа меняется и приспособиться к
ней все труднее и труднее.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой
природой.
2 раздел – «Осень в природе». 16ч.
Наблюдение за сезонными явлениями в природе. Знакомство с деревьями,
кустарниками, травянистыми растениями Ростовской области.
Охраняемые виды растений и животных Ростовской области. Подготовка
растений и животных к зиме.
Сбор семян и листьев деревьев, травянистых растений для поделок и
зимней подкормки птиц. Практическая работа.
Сбор и засушивание цветочных и травянистых растений. Практическая
работа.
3 раздел – «Пернатые друзья». 12ч.
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто
встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за
поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц,
исследовательская работа ―Синицы… ―полезные‖ или ―вредные‖ птицы?‖.
4 раздел – «Природа – гениальный изобретатель». 20ч.
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от
условий среды обитания и образа жизни. Проявление математических
закономерностей в строении живых организмов. Явление симметрии в
органическом мире (в мире живой природы). Как форма симметрии связана с
образом жизни и средой обитания живых организмов.
Спираль как способ достижения дополнительной жесткости и
устойчивости в пространстве. Знакомство с примерами принципа спирали в
строении, росте и развитии живых организмов. Преимущества, которые дает
различным организмам (растениям, животным, грибам) принцип спирали.
7

Геометрические формы в строении стеблей и листьев растений; форм
кроны деревьев и кустарников.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.
Экологические связи в живой природе. Знакомство с Красной книгой.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира ( знакомство с 2-3
заповедниками по выбору учителя и учащихся. Экологическая катастрофа.
Влияние загрязнений окружающей среды на природу и здоровье человека.
Учащиеся изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской
области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ростовской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Волшебница зима”. 8ч.
Знакомство со старинными названиями зимних месяцев, народными
приметами. Роль снега в жизни растений. Приспособление животных к сезонным
изменениям температуры на примере зайца.
Практическая работа по изготовлению кормушек для птиц и организация
«Птичьей столовой».
Сезонные явления в зимнее время. Значение снежного покрова для
растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном
состоянии. Жизнь животных в зимнее время, определение следов на снегу.
Зимующие птицы, их охрана. Зимние приметы. Инструктаж по технике
безопасности.
Экскурсия в городской парк: «Наши пернатые друзья». Зимующие
птицы нашей местности, распознание их по внешнему виду (снегирь, дятел,
свиристель). Практическая работа.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.
Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши,
акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков.
Изготовление ѐлочной игрушки из различных материалов.
Практическая деятельность: конкурс игрушек «Зимние фантазии»
8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова ―Красота природы‖.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах,
оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – «Учимся видеть, слышать, наблюдать природу», 12ч.
Органы чувств — «окошки в окружающий мир». Зрение и слух —
основные источники информации об окружающем мире. В каких случаях
важно хорошее обоняние, осязание и вкус. Можно ли повысить возможности
наших органов чувств?
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Цвета леса.
Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников.
Составление палитры красок одного растения.
Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса,
коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Гармония как связь, стройность, соразмерность. Выразительность линий
и форм живых организмов. Гармоничное сочетание в организме растений и
8

животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с
различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление
от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование
трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки слухового и тактильного восприятия.
Игры: «Что это?», «Все мы — любимые дети природы».
10 раздел – «Весенние изменения в природе», 12 ч
Признаки наступления весны. Изменение внешнего вида растений.
Изменение поведения животных с наступлением весны. Приметы
весны.
Практическая работа:
Изготовление и развешивание гнездовий. Наблюдение за заселением
птиц в гнездовьях.
Экскурсия в городской парк: «Первые проталины».
11 раздел – «Подведение итогов за год» 16ч.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Травянистые
растения леса. Деревья и кустарники, используемые для озеленения парков и
садов. Съедобные и ядовитые грибы. Летние приметы. Экскурсия в
городской парк: Наблюдение за погодными изменениями, распусканием
листьев, цветением растений, жизнью насекомых и птиц.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы объединения «Путешествие в мир
экологии». Защита творческих проектов. Экскурсии. Итоговая выставка,
Подведение итогов «Экологическая игра».
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
9

природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
В результате реализации программы обучающиеся должны:

Овладеть основными экологическими терминами;

- Различать основные виды растений и животных различных
экосистем (леса, луга и т. д.);

Знать значение растений и животных в жизни человека;

Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

Вести наблюдения в природе и в классе под руководством
руководителя;

Научиться делать заключение на основе наблюдений;

Быть способными отстаивать свою точку зрения;

Выполнять правила поведения в природе;

Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

Самостоятельно осуществлять простейшие операции по
посадке и посеву полезных растений;

Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем
человека.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
10

– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график

Календарный учебный график в Приложении 1.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы:
−
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
−
парты, стулья;
−
классная доска и проекционный экран;
−
шкафы для хранения методического, дидактического
материалов;
−
ноутбук, проектор;
−
CD-диски, вата, пуговицы, фантики, открытки;
−
нитки, ткани, иголки, салфетки,
−
листья, веточки, ягоды, шишки;
−
раковина с холодной водой.
11

2.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Движение юных экологов» используется
методическая продукция, литература для детей, Интернет-ресурсы.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного
образования при реализации данной программы: словесный, объяснительноиллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности
репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из
бросового материала», «Тематические композиции»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические
материалы:
- репродукции;
- фотографии;
- картинки с изображением композиций, поделок и т.д.;
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
2.4. Формы аттестации: беседы, конкурсы, открытое занятие,
оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий
и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки
качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое
наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний, умений и навыков, приобретѐнных учащимися за
период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.5 Диагностический инструментарий
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, критериями оценки которых являются:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов
работы относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам,
помогали дети, помогал педагог);
8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы
(эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества
предпочитает)
12

9. Творческое мышление (внѐс ли ребѐнок что-то новое в свою работу
или делала по образцу.
А также предусматриваются индивидуальные и фронтальный
опросы.
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных
недель и приоритетных направлений образовательной деятельности
учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности
определяются для каждого объединения на год. Условия реализации
определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей
программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне программы
для каждого объединения. Составной частью программы является календарный
учебный график, который составляется в зависимости от расписания занятий
для каждого объединения.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго
поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности,
духовной культуры, способности к успешной самореализации, таким
образом внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
2.7.

Воспитание любви к природе через знакомство с различными
природными закономерностями на краеведческом материале. Обеспечивает
заполнение досуга учащихся интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний,
полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса,
мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству,
повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности
ребенка.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических
средств реализации программы. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение
учащихся о взаимодействии с природой.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
беседы, лекции, экскурсии, прогулки, обучающие занятия.
13

Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
п/п мероприятия,
содержание проведени проведения
события
я
Воспитание у Наблюдение Экскурсия
сентябрь
1 Экскурсия в
живую природу. учащихся
связи живой и
умения
неживой
применять
природы
экологически
е знания в
жизненных Практическая
октябрь
2 Операция
ситуациях;
«Большие дела
работа: сбор
маленьких рук». экологически корма (семян)
целесообразн для птиц.
ого поведения
Конкурс
ноябрь
3 Как прекрасен как
этот мир!
рисунков на
показателя
экологическу
духовного
ю тему.
развития
Беседа
декабрь
4 Литературный личности
час «Русские

Ответственные
Баширян Е.И.

Баширян Е.И.

Баширян Е.И.

Баширян Е.И.

поэты и
писатели о
птицах и
зверье».

7

5 Акция
«Кормушка».

Практическое
занятие

январь

Баширян Е.И.

6 «Охранять
природу – значит
охранять
Родину».

Наблюдения
за жизнью
природы

февраль

Баширян Е.И.

Встреча
пернатых друзей.
Всемирный день
птиц.

Экскурсия.
Видеолектори
й

март

Баширян Е.И.

8 Всемирный день
Земли

Экологически
й КВН.

апрель

Баширян Е.И.

9 «Солнце, воздух
и вода - наши
лучшие друзья».

Экологически
й всеобуч

май

Баширян Е.И.

14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва.
Изд. ―Педагогика‖. 1975..
2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга
РТК.: ―Идел-пресс‖, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
4. Рыжова Н.А. ―Не просто сказки‖ (экологические рассказы, сказки,
праздники). М. 2006.
Для учащихся:
Архипова Н.С. ―О грибах и не только‖. К.:ООО ―Фолиантъ‖, 2008.
Бианки В.В. ―Терентий – тетерев‖, ―Рассказы и сказки‖.
Большой географический Атлас школьника. М.: ―АСТ-ПРЕСС‖, 2005.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
Детские развивающие и познавательные журналы.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения
для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. ―Удивительный мир бабочек‖ К.:
―Фолиантъ‖, 2008.
8. Толстой.Л.Н. ―Рассказы о животных‖ М.: Детская литература, 1984.
9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . ―Идель-Пресс‖. 2006.
10.Мамин-Сибиряк Д.Н. ―Серая Шейка‖ М.: Детская литература, 1982.
11.Минакова Е.А. ―Экология для малышей‖. К.: ―Фолиантъ‖, 2008.
12.Пришвин М.М. ―Разговор деревьев‖.
13.Паустовский К.Г. ―Повесть о лесах‖ М.: Детская литература, 1982.
14.Рахимов И., Аринина А. ―Птицы наших лесов‖ К.: ―Фолиантъ‖, 2008
15.Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. ―Эксмо‖. 2007.
16.Хасанов Г.Х. ―Времена года‖ (повести и рассказы) К.: Тат. книжное
издательство, 1991.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Литература
1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач.
классов. М. Изд-во ―Вита-Пресс‖. 1996.
2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».