Управление образования г. Таганрога
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
УТВЕРЖДАЮ
Директор СЮН
_________________Н.А.Булгакова
Протокол от «___»_______20__ г.
№ ____
Приказ от«____» ________ 20__г.
№ ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«ДРУЗЬЯ-ЮННАТЫ ЭКОЛОГИ»
ознакомительный
Уровень программы
Вид программы
модифицированная
Тип программы
одноуровневая
Возраст детей
от
Исполнитель
до
11
лет
36 часов
Срок реализации
Разработчик
7
педагог дополнительного образования
Дюпина Елена Олеговна
педагог дополнительного образования
Дьяченко Елена Владимировна
Бурданова Александра Владимировна
Таганрог
2024 г.
Содержание
1.
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная
записка
Цели, задачи, планируемые результаты
Содержание
Содержание учебного плана
Комплекс организационно - педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
3
7
12
12
15
15
16
16
17
19
22
2
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
Обострение экологических проблем в стране диктует необходимость
интенсивной просветительской работы по формированию у населения
экологического сознания, культуры природопользования. Младший школьный
возраст – ответственный этап формирования личности человека, его
ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается
позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к
окружающим людям.
Основным
содержанием
экологического
воспитания
является
формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным
явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в
детстве. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на
чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании
особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании
приспособительных зависимостей существования живых организмов от
факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие
знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание
конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную
их оценку и адекватное реагирование.
Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети
могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут
самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная
потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия,
направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые могут
служить критерием оценки уровня его экологической воспитанности. Это
самостоятельные наблюдения, проведение опытов, вопросы, стремление
рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в
различной деятельности (отражать в игре, тематическом рисовании,
изготовлении поделок) и т.д.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Картинг.
Начало» разработана на основании федеральных, региональных нормативных
документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
3
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН).
Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность программы. Планета Земля – наш общий дом, каждый
человек, живущий в нѐм, должен заботливо и бережно относиться к нему,
сохраняя все его ценности и богатства. Современные проблемы
взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только
при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей,
повышения их экологической грамотности и культуры. И понимать это надо с
детства.
Дети младшего школьного возраста объединяют вокруг себя очень
многих взрослых (родителей, родственников, соседей), экологическая культура
которых может развиваться и совершенствоваться в рамках практической
реализации экологического воспитания детей.
Экологическое самосознание у детей младшего школьного возраста
сформировано недостаточно, в большей степени преобладает потребительское
отношение к природе. Дети с трудом выделяют себя из окружающей среды,
преодолевая в своѐм мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и
4
природа». Все вышеприведенные данные послужили необходимостью
разработки данной общеразвивающей программы, которая подразумевает
знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием
живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и
обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей
бережного, гуманного отношения к природе и еѐ многочисленным обитателям
– живым существам, являющимся нашими друзьям, младшими братьям,
помощниками, кормильцами, за жизнь которых все мы несѐм ответственность.
Новизна программы. (Отличительные особенности программы).
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса,
является личностная включенность детей в событийную жизнь. Используя
новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту
включенность. Программа позволяет детям заниматься любимым делом и
одновременно приносит пользу окружающему миру. Познание экологии
частично связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно
расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить
интерес учащихся к предметам и явлениям исследования, постановке
эксперимента и решению исследовательских задач. В программу включены
занятия по работе с природным материалом, которые направленны на развитие
творческого потенциала ребѐнка, сближение детей с природой, воспитание
бережного, заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков
при работе с природным материалом.
Развивается не только любознательность, как основа познавательной
деятельности обучающихся, но расширяется круг личностно-значимых
вопросов и проблем, а также создаются условия для активной самореализации и
креативности обучающихся.
Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем,
что дети младшего школьного возраста в совершенстве владеют только одним
способом познания - запечатлением объектов и событий реального
окружающего мира. Поэтому в процессе экологического образования
ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент.
Практическое использование этих методов осуществляется по двум
направлениям:
1. Внесение в банк памяти учащихся сведений о живой природе (о внешнем
виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с
другом и т. д.). Обладая образным логическим мышлением, ребѐнок легко
улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе.
2. Запечатление природоохранного экологически грамотного поведения
взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.
При проведении занятий используются следующие методы обучения и
воспитания:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Объяснительно-иллюстративный;
5
Игровой;
Репродуктивный;
Частично-поисковой;
Мотивация;
Стимуляция;
Поощрение.
Принципы:
1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение
содержания, характера и объѐма учебного материала с уровнем развития,
подготовленности детей.
2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать
у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному
пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию
нравственных чувств.
3. Научность. Одним из важных принципов программы является еѐ
научность, на основе сведений об окружающей природе родного края.
4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает
анализ взаимодействия различных направлений экологического
воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного
формирования представлений ребѐнка об экологии в разных видах
деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
5. Наглядность. Наличие дидактических материалов.
6. Последовательность. Планирование
изучаемого
познавательного
материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети
усваивали знания постепенно, в определѐнной системе.
7. Занимательность. Изучаемый материал должен передаваться в игровой
форме, быть интересным, увлекательным для детей.
8. Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация
принципа интеграции невозможна без вполне определѐнного
обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его
реализации, предметно-развивающие условия организации.
9. Личностно-ориентированное общение – индивидуально-личностное
формирование и развитие морального облика человека. В процессе
обучения дети выступают как активные исследователи окружающего
мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
Партнѐрство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы
общения педагога с детьми.
Формы организации учебных занятий: лекции, презентации, обучающие
и дидактические игры, творческие конкурсы, тематические задания по
подгруппам, защита проекта.
Дидактический материал: тематические иллюстрации, литература с
наглядным материалом, тематические видеоматериалы, тематические карточки.
6
Вид программы – модифицированная
Уровень освоения программы - ознакомительный уровень.
Объем и сроки освоения программы, режим занятий.
Объем программы – 36 часов.
Режим занятий – 1 час 2 раза в неделю.
Продолжительность 1 учебного часа составляет 40 минут с обязательной 10минутной переменой после каждого учебного часа для отдыха и проветривания
помещений. Режим занятий соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
Адресат программы
Возраст и условия набора детей в объединение. Зачисление
обучающихся, в возрасте 7-11 лет, происходит на добровольной основе, на
основании заявления родителей (законного представителя).
Формы организации образовательного процесса. Реализация содержания
программы предусматривает групповую форму обучения. Количество детей в
группах 7-30 человек. Основными видами занятий являются: беседа, рассказ,
практические занятия, театральные занятия, лабораторные работы,
самостоятельные работы, наблюдения в природе, выставки, викторины,
творческие мастерские, творческие отчѐты, игры, экскурсии, посещение
библиотек.
1.2. Цели, задачи, планируемые результаты.
Цель и задачи программы:
Целью программы является привитие основ экологической культуры у
младших школьников, раскрытие и развитие творческого потенциала личности
через воспитание интереса к живой природе.
Задачи:
Обучающие
расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной
взаимосвязанной системе;
формирование экологической культуры ребѐнка, воспитание духовно
богатой личности;
формировать представления о взаимосвязях в природе;
познакомить учащихся с особенностями взаимодействия человека и
природы;
содействовать расширению кругозора учащихся по отдельным отраслям
экологической науки;
обучить учащихся практическим навыкам и способам экологически
грамотной организации жизнедеятельности;
обогащать представление детей о природе родного края.
Развивающие
7
развивать общие познавательные способности: умение наблюдать,
описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки,
находить причинно-следственные связи;
развивать творческий потенциал детей;
развивать воображение, внимание, память;
развивать эмоционально-чувственную сферу личности как основу
формирования экологической культуры;
закреплять умения правильно вести себя в природе;
развивать коммуникативные навыки и умения.
Воспитательные
воспитать ответственное и заботливое отношение к природе;
воспитать доброе отношение друг к другу;
сформировать потребность взаимодействия с окружающей средой;
способствовать формированию качеств личности: ответственности,
толерантности, взаимовыручки, аккуратности.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные результаты:
у учащихся будут сформированы:
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
самообразованию;
– умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи,
понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
– формирование способности к эмоциональному восприятию физических
объектов, задач, решений, рассуждений;
– адекватное реагирование на трудности.
– уважительное отношение к истории физики и к людям, причастным к
созданию физической науки;
– способность продолжать изучение физики, осуществляя сознательный
выбор своей индивидуальной траектории учения;
– формирование экологической культуры: ценностное отношение к
природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
– первоначальные представления о физической науке как сфере
человеческой деятельности, об этапах еѐ развития, о еѐ значимости для
развития цивилизации;
– коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой
и других видах деятельности;
– критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
– креативность мышления.
метапредметные результаты:
8
регулятивные
учащиеся научатся:
– формулировать учебную цель;
– выбирать способы деятельности в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации;
– составлять план и последовательность действий;
– организовывать рабочее места;
– адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения
учебной задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности
еѐ решения;
– формирование способности к проектированию.
– учащиеся получат возможность научиться:
– определять
последовательность
промежуточных
целей
и
соответствующих им действий с учѐтом конечного результата;
– осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по
результату и по способу действия;
– выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить,
определять качество и уровень усвоения;
– концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий.
коммуникативные
учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
– взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
– учащиеся получат возможность научиться:
– разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех
участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями
партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– использовать речевые средства, в том числе с опорой на ИКТ.
познавательные
учащиеся научатся:
– работать с информацией: поиск, запись, восприятие в том числе
средствами ИКТ;
– выделять и формулировать познавательную цель;
– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
9
– понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
– использовать физические модели, знаки, символы, схемы;
– формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
– учащиеся получат возможность научиться:
– устанавливать причинно-следственные связи; строить логические,
рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии)
и выводы;
– формировать учебную и общепользовательскую компетентности в
области использования информационно-коммуникационных технологий
(ИКТ-компетентности);
– видеть физику в других дисциплинах, в окружающей жизни;
– выдвигать гипотезы при решении физических задач и понимать
необходимость их проверки;
– планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение
задач исследовательского характера;
– выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения
задач;
– интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной
текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с
помощью ИКТ)
предметные результаты:
учащиеся научатся
– пользоваться простейшими приборами (линейка, мензурка, термометр,
весы, штангенциркуль) и объяснять их устройство;
– определять размер физического тела;
– описывать свойства тел по размеру, форме, веществу;
– измерять температуру воздуха и воды;
Воспитательный компонент.
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников
(внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020
г.) привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания
в дополнительном образовании и способах внесения воспитательного контента
в текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству,
стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей
страны.
Цель воспитания – создание условий для актуализации инициативы,
успешного саморазвития, самореализации личности.
Задачи воспитания:
– формирование
патриотизма,
гражданственности,
национального
самосознания на основе государственной идеологии;
10
– подготовка к самостоятельной жизни и труду;
– формирование нравственной, эстетической, экологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности;
– овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
– формирование семейных отношений.
Формы воспитания: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
План воспитательной работы составляется ежегодно для каждой группы
обучения.
Условия для реализации программы: занятия проводятся в просторном,
светлом кабинете. Вспомогательное оборудование и мебель: мультимедийное
оборудование, столы, стулья, карандаши, бумага, картинки животных и
растений.
При реализации программы используются аудио- и видеоматериалы,
различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными,
эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого
материала. Учебные занятия проводятся в нескольких формах, дополняющих
друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным:
теоретическая форма занятий – это знакомство с определѐнным учебным
материалом в соответствии с программой обучения, а также работа с научнопопулярной экологической, художественной литературой, с русским и
мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства. Практическая
форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями,
муляжами и т.д.
11
3. Содержание.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Учебный план.
Тема
Вводное занятие.
Живая и неживая природа
Человек
Растительный мир
Птицы наши друзья
Животный мир
Лесные ремѐсла
Вода в природе
Общий дом - общие проблемы
Итоговое занятие
Итого:
всего
2
4
4
4
4
4
4
4
4
2
Кол-во часов
теория
практика
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Содержание учебного плана
Раздел № 1 «Вводное занятие». (2 часа)
Теория: Введение. Понятие экология. Техника безопасности.
Раздел№ 2 «Живая и неживая природа». (4 часов)
Теория: Различие живой и неживой природы. Выделение отличительных
признаков живой природы. Заповедники нашей страны. Ответственность и
бережное отношение к родной природе. Факторы неживой природы, влияющие
на растения и животных. Свойства песка, глины, камней, их особенности.
Место данных материалов в природе, как они добываются, как их использует
человек.
Практическая работа: игры «Живое - неживое», «Летает - не летает»,
«Съедобное – несъедобное». Экскурсия «Осенняя природа». Игры «Что в лесу
растет?» «Кто в лесу живет?», «Ручеек». Рассматривание иллюстраций из
пособия «Жизненный цикл животных», рассматривание песка, сравнение песка
с речными камнями. Отгадывание загадок. Творческие мастерские, поделки.
Практическая работа «Творческая осень». Просмотр видеофильма:
«Заповедники России.»
Раздел № 3 «Человек». (4 часов)
Теория: человек и его окружение. Человек и его жилище. Происхождение слова
«семья». Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства.
Роль семьи в жизни человека. Все мы — соседи по планете. Как устроено тело
человека. Забота о своем здоровье. Ситуации, приносящие вред здоровью.
12
Органы чувств, их значение в жизни человека. Назначение мышц, костей,
суставов, их роль в строении тела человека. Назначение и работа сердца.
Органы дыхания.
Практическая работа: опыты с водой из серии «Волшебница-вода»,
наблюдение за водой в разных агрегатных состояниях. Опыт «Что будет, если у
человека не будут сгибаться суставы?». Оказание первой помощи при
различных травмах. «Моя безопасность»- практическая работа, разбор и
отработка мер защиты при типичных опасных ситуациях, возможных контактах
с незнакомыми людьми на улице, дома; при возникновении пожара. Предметы,
опасные для жизни и здоровья. Последствия неосторожного обращения с
опасными предметами.
Изготовление коллективного стенда «Соблюдайте правила безопасности»
(знаки запрещающие, предупреждающие и разрешающие).
Раздел № 4 «Растительный мир». (4 часа)
Теория: рост и развитие растений. Связь между ростом растений и их
потребностями в различных условиях среды. Представление о растениях, о
существовании их в разных экосистемах – в пустыне, в лесу, в океане, в горах, в
тундре. Зависимость всего живого от состояния растительного покрова.
Различие деревьев и кустов по стволу, веткам, особенностям почек.
Растительный мир Земли. Значение растений, их строение и умение
приспосабливаться к условиям внешней среды. Комнатные растения и правила
ухода за ними. Дикорастущие и культурные растения, правила их сбора. Травы,
кустарники и деревья, их распознавание по составным частям. Обобщение
растений по существенным признакам. Взаимосвязь растительного мира и
человека. Правилам сбора и сушки лекарственных растений. Первоначальные
представления о составе почвы. Виды почвы в связи с климатическими
особенностями. Приспособленность растений к жизни в различных
экосистемах.
Практическая работа: опыты из серии «Корень», «Влияние света, тепла и
воды на жизнь растений», опыты из серии «Стебель», опыты из серии
«Листья». Уход за растениями уголка природы. Наблюдения за тенью,
сезонными изменениями в природе, поделки.
Игры: «Подбери пару: к семечку – взрослое растение», «От зѐрнышка до
булочки», «Найди по описанию», «Где у растения …?», «Что где растѐт»,
«Ухаживаем за растениями», «С какого дерева листок», Просмотр
видеофильма: «Эти удивительные растения».
Раздел № 5 «Птицы наши друзья» (4 часов)
Теория: Знакомство с птицами нашего края, перелѐтными птицами,
зимующими птицами. Жизнь птиц зимой.
Практическая работа: показать презентацию «Многообразие птиц».,
викторина «Пернатые друзья», литературная гостиная, поделки, изготовление
кормушек (виды кормушек), выставки рисунков, презентация.
13
Раздел № 6 «Животный мир». (4 часов)
Теория: многообразие животного мира. Взаимосвязь растений и животных со
средой обитания: луг, лес. Влияние неблагоприятных экологических факторов
на жизнь животных в условиях городской среды. Экосистемы. Взаимосвязь
животных и растений в условиях жизни в экологических системах.
Практическая работа: рисунки отдельных видов растений и животных
водоемов, рассматривание иллюстраций, беседы по картинам
Игры: «Поиск насекомых в природе», «Я знаю пять рыб», «Звери, птицы,
рыбы», викторина «Что растет на лугу?», «Кто живет в лесу?». Просмотр
видеофильмов «Животный мир», «Кто живет в лесу», групповой проект «И
мусор может быть полезен», презентация – «Экосистема подводного мира».
Раздел № 7 «Лесные ремѐсла». (4 часов)
Теория: народные промыслы. Лесные мотивы в работах. Игрушки пришли из
леса. Растения-красители. Рисуем природными красками. Беседы о народных
промыслах.
Практическая работа: рисование природными красками, проект-презентация
«Лес в работе народных умельцев», просматривание иллюстраций картин,
изготовление поделок из природного материала, сказки собственного
сочинения на тему: «В прекрасном лесу», познавательная игра «Ремѐсла
древние и современные, изготовление аппликации в технике квиллинг
«Чудесные узоры леса»
Раздел №8 «Вода в природе» (4 часов)
Теория: Вода в природе, экология воды. Знакомство с пресноводными
водоѐмами. Роль воды в жизни растений, животных и человека. Загрязнение
водоѐмов и способы очистки питьевой воды.
Практическая работа: презентация: «Вода которую мы пьѐм (вода сырая
кипячѐная, загрязнѐнная). Состояние воды – сравнение температуры воды,
градусником для воды. Рассказы и стихи о воде.
Игра: «Путешествие чистого ручейка».
Выставка рисунков «Людям и водоѐмам чистую воду!».
Викторина «Всѐ о воде».
Раздел № 9 «Общий дом - общие проблемы». (16 часов)
Теория: что происходит с отходами, которые производят люди? Наши общие
экологические проблемы.
Практическая работа: экологический десант – уборка территории от
мусора, экскурсия – прогулка «Краски и звуки весны», уход за комнатными
растениями (дома, в классе), посадим «Маленький огород на подоконнике».
Презентация на тему: «Никто кроме нас!».
Игра: «Вместе мы сила!».
Раздел № 10 «Итоговое занятие». (2 часа)
14
Практическая
работа: Подведение
итогов.
Проведение
викторины.
Награждение по итогам учебного года. Разгадывание загадок, ребусов,
соревнования в командах.
Игра: «Ответы на вопросы», «Почему я?»
2. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Формы аттестации (контроля).
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная
форма
организации
работы
обучающихся
предусматривает самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы
задач без контакта с другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех
темпе.
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов
периодической печати, отчѐты об итогах работы.
– картографический – анализ карт, различных по содержанию.
– статистический – использование цифрового материала, графиков,
диаграмм, обработка собранных данных.
– визуальное наблюдение – сбор информации путѐм наблюдений за
объектами.
– исследовательский – проведение научных исследований, опытов.
– практический – при выполнении практических заданий.
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным
исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью;
Социологический опрос.
Согласно Положению о порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации (мониторинга) учащихся СЮН, проводится вводный
мониторинг, промежуточная и итоговая аттестация. Аттестация учащихся
проводится на основании приказа, в сроки, установленные приказом. При
15
аттестации оценивается уровень развития общих способностей учащихся
(теоретическая, практическая подготовка).
Виды диагностики:
фронтальная – при беседе, показе, объяснении,
коллективная – при организации проблемно-поискового или творческого
взаимодействия между детьми;
групповая (работа в малых группах, парах) – при выполнении
исследовательских работ.
Формы проведения аттестации: викторины, тесты, творческие задания.
Критерии диагностики: активность учащихся на занятиях, оценка уровня
знаний программы, объѐм усвоенных знаний.
2.3. Оценочные материалы.
– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая
работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь,
конечный-май.
В целях повышения качества и эффективности
образовательного процесса, необходимо регулярно отслеживать и
фиксировать усвоение знаний, умений и навыков, полученных
учащимися во время учебных занятий, развитие личностных качеств,
уровня воспитанности с последующей коррекцией образовательного
процесса.
2.4. Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная
форма
организации
работы
обучающихся
предусматривает самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы
задач без контакта с другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех
темпе.
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов
периодической печати, отчѐты об итогах работы.
– практический – при выполнении практических заданий.
Формы организации занятий: беседы, конкурсы, открытое занятие,
оформление стендов, выставок, игры.
16
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий
и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки
качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое
наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний, умений и навыков, приобретѐнных учащимися за
период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Формы подведения итогов
Портфель достижений учащегося:
В портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих
наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ
с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды,
проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
2.5. Материально-технические условия и кадровое обеспечение для
реализации программы.
Оборудование: столы, стулья, настенная доска, шкафы, стеллажи.
Материальное обеспечение:
для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарногигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным
доступом воздуха, легко проветриваемое, с достаточным дневным освещением.
Оборудование:
стол для педагога - 1шт.;
стулья ученические - 15 шт.;
столы - 8 шт.
Технические средства:
компьютер-1шт;
проектор-1шт.;
экран -1 шт.;
принтер лазерный -1шт.
Интернет-ресурсы:
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал://
ecoportal.ru;
Проектная Экология.htt://www.ecokom.net.;
Эко-Информ. Агенство экологической информации ―ИНЭКО‖.
hht://www.ecoinform.ru;
Энциклопедия ―Флора и Фауна‖. htt://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm;
Природа и животные на Rin.ru.htt://zoo.rin.ru;
Экология России. Энциклопедия растений.hht://www.eco.-net.ru;
СайтИнтернетурок.ру
17
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или среднее специальное педагогическое образование.
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
2.7. Список литературы:
Нормативно-правовая база
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребѐнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждѐнный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ (в ред. От 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07
декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
18
– Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
– Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
– Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой
оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в
Ростовской области».
– Устав
муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станция юных натуралистов.
– Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО СЮН.
– Другие локальные акты МБУ ДО СЮН.
Для педагога
1. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Михайлова З.А./Детство: Примерная
основная общеобразовательная программа дошкольного образования –
СПб: Изд. «Детство-Пресс», 2011. – 528 с.
2. Белоусова Л. Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию
речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного
возраста – СПб.: «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе
детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и
методистов ДОУ – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. – 128 с.
4. Гончаров Н.В. План - программа педагогического процесса в детском саду:
Методическое пособие для воспитателей детского сада – 2-е изд. – СПб:
«Детство-Пресс», 2008. – 255 с.
19
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с
растениями: Пособие для ознакомления дошкольников с растениями:
Пособие для воспитателя дет.сада. – М.: «Просвещение», 1981. - 80с.
Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для
дошкольников – 2-е изд., М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 192 с.
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ:
Методический аспект.– М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 80с.
Лаврентьева Н.Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста.
Чита: Изд-во «ЗабГПУ», 2002. – 76с.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М./Организация опытно-экспериментальной
деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации,
конспекты занятий – Волгоград: «Учитель», 2012. – 333 с.
Машкова, С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет
на экологической тропе – Волгоград: «Учитель», 2012.- 72 с.
Мир животных. Упражнения на проверку и закрепление знаний
дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический
материал для занятий с детьми 5-7 лет. – М.: «Школьная пресса», 2009. – 96
с.: цв. ил.
Мир растений. Упражнения на проверку и закрепление знаний
дошкольников при ознакомлении с окружающим миром. – Дидактический
материал для занятий с детьми 5-7 лет.– М.: «Школьная пресса», 2009. – 96
с.: цв. ил.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в
детском саду Серия «Экологическое воспитание в детском саду» М.:«Мозаика-Синтез», 2010. – 82 с.
Нифонтова С. Н., Гаштова О. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и
тематических экскурсий для детей 4 – 7 лет. Учебно-методическое пособие.
– СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 96 с.
Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры,
мероприятия – Волгоград: «Учитель», 2007. – 139с. ISBN 5- 7057 – 1035 -6
Плешаков А. А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе
Дошкольник. - 1998. -№ 8.
Плешаков А. А. Зеленый дом Мир вокруг нас. – Москва: «Просвещение»,
2001. – 286 с.
Интернет-ресурсы:
1.
2.
3.
4.
5.
Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический
Портал:// ecoportal.ru;
Проектная Экология.htt://www.ecokom.net.;
Эко-Информ. Агенство экологической информации ―ИНЭКО‖.
hht://www.ecoinform.ru;
Энциклопедия ―Флора и Фауна‖.
htt://www.sci.aha.ru/biodiv/anim.htm;
Природа и животные на Rin.ru.htt://zoo.rin.ru;
20
6.
7.
Экология России. Энциклопедия растений.hht://www.eco.-net.ru;
СайтИнтернетурок.ру
21
Приложение 1
Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Дата
КолТема занятия
во
часов
Введение. Понятие экология. Техника
1
безопасности.
Просмотр видеофильма «Мальчик и
1
Земля»
Различие живой и неживой природы.
1
Выделение отличительных признаков
живой природы. Заповедники нашей
страны. Ответственность и бережное
отношение к родной природе.
Факторы неживой природы,
1
влияющие на растения и животных.
Свойства песка, глины, камней, их
особенности. Место данных
материалов в природе, как они
добываются, как их использует
человек.
Игры «Живое-неживое», «Летает-не
1
летает», «Съедобное – несъедобное».
Экскурсия «Осенняя природа». Игры
«Что в лесу растѐт?» «Кто в лесу
живѐт?», «Ручеѐк».
Рассматривание иллюстраций из
1
пособия
«Жизненный
цикл
Время
Форма
Место
проведения
занятия
проведения
занятия
согласно
лекция
МОБУ
расписанию
СОШ №38
согласно
практическая
МОБУ
расписанию
работа
СОШ №38
согласно
лекция
МОБУ
расписанию
СОШ №38
согласно
расписанию
лекция
Форма
контроля
–
–
опрос
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
уровень
включѐнности
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
–
22
7.
1
8.
1
9.
1
10.
1
животных», рассматривание песка,
сравнение песка с речными камнями.
Отгадывание загадок. Творческие
мастерские, поделки. Практическая
работа «Творческая осень». Просмотр
видеофильма: «Заповедники России.»
Как устроено тело человека. Забота о
своѐм здоровье. Ситуации,
приносящие вред здоровью. Органы
чувств, их значение в жизни человека.
Назначение мышц, костей, суставов,
их роль в строении тела человека.
Назначение и работа сердца. Органы
дыхания.
Человек и его окружение. Все мы —
соседи по планете. Происхождение
слова «семья». Занятие и обязанности
членов семьи по ведению общего
хозяйства. Роль семьи в жизни
человека.
Опыт «Что будет, если у человека не
будут сгибаться суставы?». Оказание
первой помощи при различных
травмах. Предметы, опасные для
жизни и здоровья. Последствия
неосторожного
обращения
с
опасными предметами.
Изготовление коллективного стенда
«Соблюдайте правила безопасности»
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
опрос
23
11.
1
12.
1
13.
1
(знаки
запрещающие,
предупреждающие и разрешающие).
Рост и развитие растений. Связь
согласно
лекция
между ростом растений и их
расписанию
потребностями в различных условиях
среды. Представление о растениях, о
существовании их в разных
экосистемах – в пустыне, в лесу, в
океане, в горах, в тундре.
Зависимость всего живого от
состояния растительного покрова.
Различие деревьев и кустов по стволу,
веткам, особенностям почек.
Растительный мир Земли. Значение
согласно
лекция
растений, их строение и умение расписанию
приспосабливаться
к
условиям
внешней среды. Комнатные растения
и правила ухода за ними. Травы,
кустарники
и
деревья,
их
распознавание по составным частям.
Обобщение
растений
по
существенным
признакам.
Взаимосвязь растительного мира и
человека. Правилам сбора и сушки
лекарственных
растений.
Приспособленность растений к жизни
в различных экосистемах.
Опыты из серии «Корень», «Влияние
согласно
практическая
света, тепла и воды на жизнь расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
24
14.
1
15.
1
16.
1
17.
1
18.
1
19.
1
20.
1
растений»,
опыты
из
серии
«Стебель», опыты из серии «Листья».
Уход за растениями уголка природы.
Наблюдения за тенью, сезонными
изменениями в природе, поделки.
Игры: «Подбери пару: к семечку –
согласно
практическая
взрослое растение», «От зѐрнышка до расписанию
работа
булочки», «Найди по описанию»,
«Где у растения…?», «Что где
растѐт», «Ухаживаем за растениями»,
«С какого дерева листок», Просмотр
видеофильма: «Эти удивительные
растения».
Знакомство с птицами нашего края,
согласно
лекция
перелѐтными птицами, зимующими
расписанию
птицами.
Жизнь птиц зимой.
согласно
лекция
расписанию
Разбор презентации «Многообразие
согласно
практическая
птиц». Викторина «Пернатые
расписанию
работа
друзья»,
согласно
практическая
Изготовление
кормушек
(виды
расписанию
работа
кормушек).
Многообразие животного мира.
согласно
лекция
Взаимосвязь растений и животных со расписанию
средой обитания.
Влияние
неблагоприятных
согласно
лекция
экологических факторов на жизнь расписанию
животных в условиях городской
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
25
21.
1
22.
1
23.
1
24.
1
25.
1
26.
1
27.
1
среды. Взаимосвязь животных и
растений в условиях жизни в
экологических системах.
Рисунки отдельных видов растений и
животных водоѐмов, рассматривание
иллюстраций, беседы по картинам
Игры: «Поиск насекомых в природе»,
«Я знаю пять рыб», «Звери, птицы,
рыбы», викторина «Что растѐт на
лугу?», «Кто живѐт в лесу?».
Просмотр видеофильмов «Животный
мир», «Кто живѐт в лесу», групповой
проект «И мусор может быть
полезен», презентация – «Экосистема
подводного мира».
Народные промыслы. Лесные мотивы
в работах. Игрушки пришли из леса.
Беседы о народных промыслах.
Растения-красители.
Проект-презентация «Лес в работе
народных умельцев», просматривание
иллюстраций картин.
Сказки собственного сочинения на
тему:
«В
прекрасном
лесу».
Познавательная
игра
«Ремѐсла
древние и современные.
Вода в природе, экология воды.
Знакомство с пресноводными
водоѐмами.
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
лекция
расписанию
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
лекция
26
28.
1
29.
1
30.
1
31.
1
32.
1
33.
1
34.
1
35.
1
36.
1
Роль воды в жизни растений,
животных и человека. Загрязнение
водоѐмов и способы очистки
питьевой воды.
Разбор презентации: «Вода которую
мы пьѐм (вода сырая кипячѐная,
загрязнѐнная). Состояние воды –
сравнение температуры воды,
градусником для воды. Рассказы и
стихи о воде.
Игра:
«Путешествие
чистого
ручейка».
Выставка
рисунков
«Людям и водоѐмам чистую воду!».
Викторина «Всѐ о воде».
Что происходит с отходами, которые
производят люди?
Наши
общие
экологические
проблемы.
Экологический десант – уборка
территории от мусора, экскурсия –
прогулка «Краски и звуки весны»,
Уход за комнатными растениями
(дома, в классе). Игра: «Вместе мы
сила!».
Разгадывание загадок. Проведение
викторины. Ребусов, соревнования в
командах.
Подведение итогов. Награждение по
итогам учебного года.
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
лекция
расписанию
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
27
1