Муниципальное образование «Город Таганрог»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«ЗЕЛЕНАЯ ПЛАНЕТА»
Подвид программы
модифицированная
Уровень программы
базовый
Целевая группа
от 7 до 11 лет
Срок реализации
144 часа
Форма обучения
очная
Разработчик
педагог дополнительного образования Емельяненко Светлана
Александровна
Таганрог
2024 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯОшибка! Заклад
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)Ошибка! Закла
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 4
1.3. Содержание программы ................................................................................. 5
Учебный план ........................................................................................................ 5
Содержание учебного плана ................................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 11
2.3 Методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………12
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 12
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 12
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 13
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 14
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 15
Приложение 1 .............................................................................................................
2
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования для детей 8-12 лет по
ФГОС «Зеленая Планета» формирует у ребѐнка понимание жизни как
величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с
живым (растениями, зверями, птицами), явлениями природы и взаимодействии
с природными объектами. Она способствует не только расширению и
углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное
представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала,
психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного
возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
Программа «Зеленая Планета» предназначена для организации внеурочной
деятельности экологического содержания в начальной школе. В основе
программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип
преемственности. Настоящая программа создает условия для социального,
культурного, экологического самоопределения, творческой самореализации
личности учащегося.
Актуальность программы «Зеленая Планета» обусловлена тем, что в
настоящее время она способствует вовлечению детей в изучение природы, что
создает определенные условия для развития ребенка, обеспечивая
эмоциональное благополучие в данной образовательной среде.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более
разностороннему раскрытию индивидуальных особенностей учащихся,
которые не всегда удается рассмотреть на уроке, развитию интереса к
различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной,
одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать
свое время.
Общий срок реализации программы – 144 часа.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Форма обучения: очная.
Организация деятельности по данной программе создаст условия для
достижения следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в
начальной школе являются:
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
формирование представлений о природе как универсальной
ценности;
изучение народных традиций, отражающих отношение
местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением
окружающей среды;
развитие
устойчивого
познавательного
интереса
к
окружающему миру природы;
3
развитие представлений о различных методах познания
природы (искусство как метод познания, научные методы);
формирование
элементарных
умений,
связанных
с
выполнением учебного исследования;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и
сохранению ближайшего природного окружения.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях
проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий
поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к
природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие
задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров
учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких
познавательных интересов и творчества.
Формы и методы обучения
В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии,
беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических
акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины.
Для реализации поставленных целей и задач программы используются
такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание
экологически ответственного поведения и отношения ребѐнка, а также развития
творческих качеств личности.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
исследовательские,
практические,
объяснительно-иллюстративные,
репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются
учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие
приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов,
презентаций.
Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по
темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя,
игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое
внимание уделяется практическим работам.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: изучение данного курса создает условие для
формирования ценностного отношения младших школьников к природе,
воспитания основ экологической ответственности как важнейшего компонента
экологической культуры.
Задачи программы «Зеленая Планета»:
Развивающие:
развивать активны интерес учащихся к охране природы, их
самостоятельность и инициативность;
формирование у учащихся практических навыков по экологии;
осуществление исследовательской деятельности у учащихся;
4
создание условий для формирования у учащихся творческой, учебноисследовательской и проектной компетентностей.
Воспитательные:
воспитание общественной активности личности, гражданской позиции,
культуры общения
воспитывать эмоциональное отношение учащихся к природе,
формировать ответственность за состояние окружающей среды;
формирование оценки поведения человека с точки зрения здорового
образа жизни
Образовательные:
формирование у учащихся знания об основах экологии;
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных
явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и
взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах
поведения в природе и привычек их соблюдения в своей
жизнедеятельности.
1. 3. Содержание программы «Зеленая Планета»
Таблица 1
№
п/п
Раздел. Тема занятия
Теори
я.
Прак
т.
Всего
часов
1
1.1
Что изучает экология.
Вводное занятие.
8
2
8
2
16
4
1.2
Что такое «экология»? Путешествие в
лесную школу.
Как вести себя на природе.
2
2
4
2
2
2
2
4
4
8
2
2
8
2
2
16
4
4
1.3
1.4
2
2.1
2.2
Пр. занятие. Умеешь ли ты видеть
необычное в обычном. Поделки из
природных материалов.
Осень в природе
Осень в природе. Народные приметы.
На дворе осень. Осенние изменения
в жизни растений.
2.3
2.4
Осенние изменения в жизни животных.
Пр. занятие. Панно из засушенных
листьев «Осенний лес»,
«Черепашка», «Маленький остров».
2
2
2
2
4
4
3
3.1
Пернатые друзья
Птицы Донского края
6
2
6
2
12
4
5
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3
9
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10.2
10.3
Столовая для птиц. Изготовление
кормушек
Экологическая викторина ―Птицы –
наши друзья‖
Природа – гениальный изобретатель
Взаимосвязь растений и животных
Наблюдаем за животными и
растениями.
Кто здесь побывал?
Природа – источник творческого
вдохновения
Экскурсия в парк
Экологический лекторий
Красная книга. Какие бывают
Красные книги.
2
2
4
2
2
4
10
2
2
10
2
2
20
4
4
2
2
2
2
4
4
2
4
2
2
4
2
4
8
4
Загадки природы.
«Волшебница Зима»
Зима в природе. Народные приметы.
Беседа о зимующих птицах.
Операция «Птичья столовая»
2
4
2
2
4
2
4
8
4
2
2
4
В мастерской художницы Зимы
«Красавица – зима». Конкурс рисунков
Изготовление ѐлочной игрушки из
различных материалов.
Загадки животного мира
Любопытные факты о живой природе
Это интересно! Сбор информации о
клестах.
Зимовье зверей. Коллективная работа
из пластилина «Звери в зимнем лес»
Учимся видеть, слышать, наблюдать
природу
6
2
4
6
2
4
12
4
8
6
2
2
6
2
2
12
4
4
2
2
4
6
6
12
Учимся видеть гармонию живой
природы.
Природа и творчество: учимся рисовать
Игра «Кто в домике живет?»
Весенние изменения в природе
Весна в природе. Народные
приметы.
2
2
4
2
2
6
2
2
2
6
2
4
4
12
4
Природа вдохновляет.
Жизнь растений весной. Экскурсия в
парк.
2
2
2
2
4
4
6
11
11.1
11.2
11.3
Подведение итогов за год.
Экологический лекторий. Лето в
природе
Коллективная работа «Скоро лето!»
Итоговое занятие. Экологическая игра
Итого: 144 часа
8
2
8
2
16
4
4
2
4
2
8
4
Содержание учебного плана
1 раздел – «Что изучает экология». 16ч.
Что такое «ЭКОЛОГИЯ»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической
культуры, осознанного отношения к природе. Учащиеся узнают, что такое
экология. Каким образом растения, животные и человек связаны друг с другом,
как они приспособлены к окружающей природе и как они на нее влияют.
Учащиеся узнают, что эта наука не только помогает нам понять природу, но и
научит, как ее сберечь. Ведь каждый год гибнут сотни и тысячи растений и
животных из-за того, что окружающая нас природа меняется и приспособиться к
ней все труднее и труднее.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой
природой.
2 раздел – «Осень в природе». 16ч.
Наблюдение за сезонными явлениями в природе. Знакомство с деревьями,
кустарниками, травянистыми растениями Ростовской области.
Охраняемые виды растений и животных Ростовской области. Подготовка
растений и животных к зиме.
Сбор семян и листьев деревьев, травянистых растений для поделок и
зимней подкормки птиц. Практическая работа.
Сбор и засушивание цветочных и травянистых растений. Практическая
работа.
3 раздел – «Пернатые друзья». 12ч.
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто
встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за
поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц,
исследовательская работа ―Синицы… ―полезные‖ или ―вредные‖ птицы?‖.
4 раздел – «Природа – гениальный изобретатель». 20ч.
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Зависимость особенностей внешнего строения растений и животных от
условий среды обитания и образа жизни. Проявление математических
закономерностей в строении живых организмов. Явление симметрии в
органическом мире (в мире живой природы). Как форма симметрии связана с
образом жизни и средой обитания живых организмов.
7
Спираль как способ достижения дополнительной жесткости и
устойчивости в пространстве. Знакомство с примерами принципа спирали в
строении, росте и развитии живых организмов. Преимущества, которые дает
различным организмам (растениям, животным, грибам) принцип спирали.
Геометрические формы в строении стеблей и листьев растений; форм
кроны деревьев и кустарников.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.
Экологические связи в живой природе. Знакомство с Красной книгой.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира ( знакомство с 2-3
заповедниками по выбору учителя и учащихся. Экологическая катастрофа.
Влияние загрязнений окружающей среды на природу и здоровье человека.
Учащиеся изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской
области, реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ростовской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Волшебница зима”. 8ч.
Знакомство со старинными названиями зимних месяцев, народными
приметами. Роль снега в жизни растений. Приспособление животных к сезонным
изменениям температуры на примере зайца.
Практическая работа по изготовлению кормушек для птиц и организация
«Птичьей столовой».
Сезонные явления в зимнее время. Значение снежного покрова для
растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном
состоянии. Жизнь животных в зимнее время, определение следов на снегу.
Зимующие птицы, их охрана. Зимние приметы. Инструктаж по технике
безопасности.
Экскурсия в городской парк: «Наши пернатые друзья». Зимующие
птицы нашей местности, распознание их по внешнему виду (снегирь, дятел,
свиристель). Практическая работа.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.
Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши,
акварельные краски. Практическая деятельность: конкурс рисунков.
Изготовление ѐлочной игрушки из различных материалов.
Практическая деятельность: конкурс игрушек «Зимние фантазии»
8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова ―Красота природы‖.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах,
оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – «Учимся видеть, слышать, наблюдать природу», 12ч.
Органы чувств — «окошки в окружающий мир». Зрение и слух —
основные источники информации об окружающем мире. В каких случаях
важно хорошее обоняние, осязание и вкус. Можно ли повысить возможности
наших органов чувств?
Упражнения для тренировки зрительного восприятия. Цвета леса.
Цветовая гамма растений: листьев, цветков, коры деревьев и кустарников.
Составление палитры красок одного растения.
8
Составление гаммы оттенков зеленого цвета — основного цвета леса,
коричневого — цвета коры и почвы или голубого — цвета неба.
Гармония как связь, стройность, соразмерность. Выразительность линий
и форм живых организмов. Гармоничное сочетание в организме растений и
животных отдельных частей, пропорциональность форм. Знакомство с
различными техниками рисования, позволяющими выразить свое впечатление
от посещения леса: монотипия, акватипия, рисунок пером, использование
трафаретов и пр.
Упражнения для тренировки слухового и тактильного восприятия.
Игры: «Что это?», «Все мы — любимые дети природы».
10 раздел – «Весенние изменения в природе», 12 ч
Признаки наступления весны. Изменение внешнего вида растений.
Изменение поведения животных с наступлением весны. Приметы
весны.
Практическая работа:
Изготовление и развешивание гнездовий. Наблюдение за заселением
птиц в гнездовьях.
Экскурсия в городской парк: «Первые проталины».
11 раздел – «Подведение итогов за год» 16ч.
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Травянистые
растения леса. Деревья и кустарники, используемые для озеленения парков и
садов. Съедобные и ядовитые грибы. Летние приметы. Экскурсия в
городской парк: Наблюдение за погодными изменениями, распусканием
листьев, цветением растений, жизнью насекомых и птиц.
Итоговое занятие.
Подведение итогов работы объединения «Путешествие в мир
экологии». Защита творческих проектов. Экскурсии. Итоговая выставка,
Подведение итогов «Экологическая игра».
1.4 Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
9
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Овладеть основными экологическими терминами;
Различать основные виды растений и животных различных
экосистем (леса, луга и т. д.);
Знать значение растений и животных в жизни человека;
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством
руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по
посадке и посеву полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем
человека.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
10
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
II.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график в Приложении 1.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы:
−
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
−
парты, стулья;
−
классная доска и проекционный экран;
−
шкафы для хранения методического, дидактического
материалов;
−
ноутбук, проектор;
11
−
−
−
−
CD-диски, вата, пуговицы, фантики, открытки;
нитки, ткани, иголки, салфетки,
листья, веточки, ягоды, шишки;
раковина с холодной водой.
2.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Зеленая Планета» используется методическая
продукция, литература для детей, Интернет-ресурсы.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного
образования при реализации данной программы: словесный, объяснительноиллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности
репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из
бросового материала», «Тематические композиции»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические
материалы:
- репродукции;
- фотографии;
- картинки с изображением композиций, поделок и т.д.;
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
2.4. Формы аттестации: беседы, конкурсы, открытое занятие,
оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий
и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки
качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое
наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний, умений и навыков, приобретѐнных учащимися за
период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.5 Диагностический инструментарий
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, критериями оценки которых являются:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов
работы относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам,
помогали дети, помогал педагог);
12
8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы
(эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества
предпочитает)
9. Творческое мышление (внѐс ли ребѐнок что-то новое в свою работу
или делала по образцу.
А также предусматриваются индивидуальные и фронтальный
опросы.
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных
недель и приоритетных направлений образовательной деятельности
учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности
определяются для каждого объединения на год. Условия реализации
определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей
программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне программы
для каждого объединения. Составной частью программы является календарный
учебный график, который составляется в зависимости от расписания занятий
для каждого объединения.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго
поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности,
духовной культуры, способности к успешной самореализации, таким
образом внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого
ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
2.7.
Воспитание любви к природе через знакомство с различными
природными закономерностями на краеведческом материале. Обеспечивает
заполнение досуга учащихся интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний,
полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса,
мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству,
повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности
ребенка.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических
средств реализации программы. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение
учащихся о взаимодействии с природой.
13
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
беседы, лекции, экскурсии, прогулки, обучающие занятия.
Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
п/п мероприятия,
содержание проведени проведения
события
я
Воспитание у Наблюдение Экскурсия
сентябрь
1 Экскурсия в
живую природу. учащихся
связи живой и
умения
неживой
применять
природы
экологически
е знания в
жизненных Практическая
октябрь
2 Операция
ситуациях;
«Большие дела
работа: сбор
маленьких рук». экологически корма (семян)
целесообразн для птиц.
ого поведения
Конкурс
ноябрь
3 Как прекрасен как
этот мир!
рисунков на
показателя
экологическу
духовного
ю тему.
развития
Беседа
декабрь
4 Литературный личности
час «Русские
Ответственные
Баширян Е.И.
Баширян Е.И.
Баширян Е.И.
Баширян Е.И.
поэты и
писатели о
птицах и
зверье».
7
5 Акция
«Кормушка».
Практическое
занятие
январь
Баширян Е.И.
6 «Охранять
природу – значит
охранять
Родину».
Наблюдения
за жизнью
природы
февраль
Баширян Е.И.
Встреча
пернатых друзей.
Всемирный день
птиц.
Экскурсия.
Видеолектори
й
март
Баширян Е.И.
8 Всемирный день
Земли
Экологически
й КВН.
апрель
Баширян Е.И.
9 «Солнце, воздух
и вода - наши
лучшие друзья».
Экологически
й всеобуч
май
Баширян Е.И.
14
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое
воспитаниешкольников / З.Ф. Аксенова. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.
2.
Алексеев, В.А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А.
Алексеев. – Ярославль, 2000. – 198 с.
3.
Будыко, Н.Г. Глобальная экология / Н.Г. Будыко. – М.:
Просвещение, 2002. – 311 с.
4.
Бычкова, Ю.С. Современные педагогические технологии
[Электронный ресурс] / Ю. С. Бычкова // Социальная сеть работников
образования
nsportal.ru.
–
2011.
Режим
доступа:
https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnayatematika/all/2011/11/04/sovremenny
e-pedagogicheskie-tekhnologii - (Дата обращения: 04.11.2018).
5.
Голубев, И.Р. Окружающая среда и еѐ охрана / И.Р. Голубев. – М:
Просвящение, 2001. – 233 с.
6.
Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию
дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова. Москва: ВАКО, 2005. – 240 с.
7.
Грехова, Л.И. В союзе с природой / Л.И. Грехова. – М.: ЫМКА,
2002. – 269 с.
8.
Дежникова, Н.С., Клемяшова Е.М Экологические проекты для
учащихся. Откроешь сердце, - познаешь мир / Н. С. Дежникова, Е. М.
Клемяшова. – М: Просвящение, 2004. – 391 с.
9.
Дольник, В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении
человека в компании птиц, зверей и детей / В. Р. Дольник. – М.: ЫМКА, 2001. –
257 с.
1.
Научно-популярные книги для школьников среднего звена
1.Кузнецова, Е. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF / Е.
Кузнецова. - Москва: Всемирный фонддикой природы, 2006. - 104 с.
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина. - Москва: АмритаРусь, 2008. - 256 с.
3.
Моррис, Т.К. Тайны живой природы / Т. К. Моррис. – М.:
ЯНАТКОМ, 2003. –
371 с.
2.
Научно-популярные книги для педагогов
Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание
через сказки, стихи и творческие задания / А.А.Лопатина. - Москва: АмритаРусь, 2008. – 256 с.
2.
Луконина, Н.Н. Утренники в детском саду: Сценарии о природе /
Н.Н. Луконина. - Москва: Айрис-пресс, 2002. – 240 с.
1.
15
Мазильникова,
Н.Н.
Эколого-валеологическое
воспитание
дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова. –
Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96 с.
4.
Молодцова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми / Л.П.
Молодцова. – Минск, 2001. – 396 с.
5.
Морозов, Г.И. Глобальная экологическая проблема / Г.И. Морозов.
– М.: Просвящение, 2000. – 299 с.
6.
Моррис, Т.К. Тайны живой природы / Т.К. Моррис. – М.:
ЯНАТКОМ, 2003. –
371 с.
3.
16