Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная
Как прекрасен этот мир!
разноуровневая
Подвид программы:
(разноуровневая, модульная, сетевая, дистанционная, с
применением дистанционных технологий, адаптированная
(для особых категорий обучающихся) и т.д.)
базовый
Уровень программы:
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа (возраст):
7 – 11 лет
288 часов (2 года)
Срок реализации:
(общее количество лет и часов по программе, количество
часов по каждому году обучения)
очная
Форма обучения:
(очная, очно-заочная, заочная, с применением
дистанционных технологий и/или электронного обучения)
ПДО Дамирчари Карине Рубеновна
Разработчик:
(должность разработчика, ФИО)
г. Таганрог
2024
1
СОДЕРЖАНИЕ
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ...................................... 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)Ошибка! Закладка не
определена.
1.2. Цель и задачи программы ................................................................................................... 5
1.3. Содержание программы.................................................................................................... 11
Учебный план 1-ый год
11
Содержаниеучебного плана 1-ый год
13
Учебный план 2-ой год ............................................................................................................ 13
Содержание учебного плана 2-ой год ..................................................................................... 16
1.4. Планируемые результаты ................................................................................................. 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ........................... 16
2.1. Календарный учебный график 1-ый год ......................................................................... 13
Календарный учебный график 2-ой год .......................................................................... 13
2.2. Условия реализации программы ...................................................................................... 13
2.4. Формы аттестации ............................................................................................................. 14
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ........................................ 14
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей ......................................... 14
2.7. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы ..... 122
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................................................
Приложение 1 ............................................................................................................................... 29
Приложение 2 ............................................................................................................................... 30
Приложение 3 ............................................................................................................................... 32
Приложение 4 ............................................................................................................................... 33
Приложение 5 ............................................................................................................................... 34
I.
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
В процессе экологического обучения, непосредственного общения детей с природой
формируется умение и желание активно беречь и познавать природу, т.е. видеть живые объекты
во всѐм многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только определенным критерием,
показателем уровня развития ребенка, она выступает стимулом для развития его собственных
творческих способностей.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным материалом, дети
обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке они учатся видеть неповторимую красоту,
образ. А, почувствовав себя частицей прекрасной и вечной Природы, они по-новому и более
эмоционально начинают воспринимать еѐ, бережно к ней относиться.
Работать в соавторстве с великой и доброй художницей Природой, - огромное счастье. Она
щедро одаривает творца поистине неисчислимым количеством растений, природным материалом с
разнообразнейшими формами, цветовыми оттенками.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Как прекоасен этот мир!»
разработана на основании федеральных, региональных нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
– Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07 декабря 2018 г.
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
– Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от
02.02.2021г.).
– Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодѐжи» (далее – СанПиН).
– Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Содержание, принцип построения программы и система преподавания способствуют
формированию у детей экологического отношения к окружающему миру, воспитанию любви к
природе, развитию их творческих способностей.
Художественный труд на базе предметно-практической деятельности с еѐ особыми
образовательными и воспитательными возможностями в сочетании с социально-психологической
3
ориентацией в современной предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даѐт
правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и обществе. Все это в
конечном итоге содействует развитию способностей, становлению личности учащегося,
определению жизненной перспективы.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (детей–ОВЗ) детей-инвалидов,
образовательный процесс проходит с учетом особенностей психофизического развития указанных
категорий учащихся, а при поступлении в объединение одарѐнных детей, занятия проводятся
индивидуально, по программе для одарѐнных детей.
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Как
прекрасен этот мир! – естественнонаучная.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время она способствует
вовлечению детей в изучение природы, что создает определенные условия для развития ребенка,
обеспечивая эмоциональное благополучие в данной образовательной среде. Воспитание любви к
природе через знакомство с различными природными закономерностями на краеведческом
материале. Обеспечивает заполнение досуга учащихся интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний, полученных на
уроках в школе, развитию познавательного интереса, мотивации к познанию неизведанного и к
самостоятельному творчеству, повышению интеллектуального и духовного уровня развития
личности ребенка. А также укреплению связи с родителями, которые тоже принимают участие в
наблюдениях, конкурсах, получая удовольствие от совместной деятельности с ребенком. Все
заняты одной научной проблемой.
К методам контроля относится отчет о проделанной работ после ее выполнения,
выступление на конференциях различного уровня, участие в олимпиадах или викторинах,
написание рефератов, компьютерной презентации, стенда.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что, она дает
возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека с растительностью и
животным миром. Знакомит учащихся с практикой естественнонаучного наблюдения,
экспериментирования, практикой полевых наблюдений и лабораторных работ, подготовкой
учебно-исследовательских работ.
Данная программа разработана с учетом принципов индивидуализации, доступности,
преемственности, результативности и в отличие от других подобных программ содержит
региональный компонент.
Новизна программы заключается в применении современных методик преподавания;
педагогических технологий в проведении занятий, в формах диагностики и подведения итогов
реализации программы.
Объединение, работающее по настоящей программе, охватывает обучающихся с разным
уровнем образовательных компетенций и творческих способностей.
В состав объединения входят дети из семей разного социального уровня:
малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а также дети с ОВЗ.
Уровень развития детей при приеме в объединение не имеет значения.
Учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам природы, иметь
направленность (мотивацию) к изучению живой или неживой природы, экологии, природных
взаимосвязей, особенностей выращивания сельскохозяйственных растений или животных,
экологических проблем.
Любовь и желание изучать мир присуща всем детям и стать юным натуралистом в начале
школьного пути поможет гармонично развиваться дальше.
Личностные характеристики. По темпераменту, характеру, способностям учащиеся могут
быть разнообразными. Потенциальные учащиеся объединения должны проявлять бережное
4
отношение к объектам природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или
неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей животных, экологических
проблем.
Медико-психолого-педагогические характеристики. Младший школьный возраст –
качественно своеобразный этап развития ребѐнка. Развитие высших психических функций и
личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной –
согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность,
которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребѐнка в учебную
деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода
созерцательной любознательностью. Происходит функциональное совершенствование мозга –
развивается аналитико-систематическая функция кары; постепенно изменяется соотношение
процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всѐ более сильным, хотя
по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени
возбудимы и импульсивны.
Количество обучающихся в группе 7-30 человек. Как правило, занятия проводятся всем
составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и одновозрастная, в зависимости
от спроса на программу.
Адресат программы
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и
рассчитана на детей от 7-11 лет.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей возможно ведение работы по
индивидуальному маршруту в рамках данной программы.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Объем, срок освоения программы и уровень реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий:
1 год обучения – 144 часа;
2 год обучения – 144 часа;
Итого – 288 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения материала, что позволяет
учащимся последовательно осваивать более сложные приѐмы обработки и сборки изделий, не
испытывая особых трудностей. Такой метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих
силах, пробуждает интерес к занятиям.
Формы организации образовательного процесса: вводное занятие, практические
занятия, экскурсии в природу, выставки, итоговое занятие.
Виды (формы) занятий: вводное занятие, практические занятия, экскурсии в природу,
выставки, итоговое занятие.
5
Перечень форм подведения итогов
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые проходят 1 раз
в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого ребѐнка по следующим критериям:
качество исполнения;
соответствие работы возрасту ребѐнка;
оригинальность идеи.
Цель и задачи программы
Цель – раскрытие и развитие творческого потенциала личности через воспитание интереса к
живой природе.
Задачи:
развивающие (личностные)
развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру
растений;
развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
развивать и формировать трудовые навыки.
воспитательные (метапредметные)
формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение, усидчивость,
доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к русской культуре и
традициям;
воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
прививать навыки культуры здорового образа жизни.
образовательные (предметные)
познакомить с особенностями разных видов природного материала;
научить технологии изготовления поделок с использованием
расширять представления детей об окружающем мире;
пробудить интерес к декоративно - прикладному творчеству.
природных материалов;
Планируемые результаты
–
–
–
–
–
–
–
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл
поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических объектов, задач,
решений, рассуждений;
адекватное реагирование на трудности.
формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному миру,
готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
креативность мышления.
6
Метапредметные
регулятивные
учащиеся научатся:
– формулировать учебную цель;
– планировать свою деятельность, соблюдая последовательность операций;
– самостоятельно работать по замыслу;
– проявлять фантазию и самостоятельность при выполнении работы;
– составлять план и последовательность действий;
– организовывать рабочее места;
– адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, еѐ
объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
– концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических
препятствий.
коммуникативные
учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
– взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; слушать
партнѐра; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
– учащиеся получат возможность научиться:
– разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
– проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность;
– проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении коллективных
работ
познавательные
учащиеся научатся:
– выделять и формулировать познавательную цель;
– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
– понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с
предложенным алгоритмом;
– формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения проблем творческого
и поискового характера.
Предметные
учащиеся научатся
определять особенности используемых природных материалов;
правильно обращаться с изученными видами природного материала;
пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая
технику безопасности;
изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
технологии подготовки материалов для работы;
качественно изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая технику безопасности;
правильно обращаться с используемым природным материалом.
7
1.3. Содержание программы.
Учебный план.
Срок освоения программы – 2 года.
Общие сведения о программе
Настоящая образовательная программа рассчитана на 2 года обучения.
Первый год обучения
Теория
Практика
Экскурсии
64часов
72часов
8 часов
Теория
Практика
Экскурсии
50 часов
86 часов
8 часов
Итого – 144 часов
Второй год обучения
Итого – 144 часа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
Конкретные задачи по годам обучения
Первый год обучения
Продолжить ознакомление с явлениями природы, творчески включаться в наблюдения за сезонными
изменениями природы.
Научить понимать связь человека с окружающим миром, целесообразность взаимоотношений между
живыми существами в природе.
Развивать детскую самостоятельность и инициативу, воспитывать у каждого ребѐнка чувства
самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.
Через творческую деятельность воспитывать экологическую культуру, вовлекать детей в посильную
природоохранную деятельность.
Владеть технологическими операциями в обращении с природными объектами;
Выражать через цвет, форму, линию, композицию различные чувства и мысли.
Второй год обучения
Способствовать осознанию важности практической природоохранной деятельности для решения
экологических проблем, сохранения среды обитания человека.
Научить детей экологически грамотному поведению в природе.
Развивать у детей умение выражать свое отношение к окружающему миру, природе, людям, как в
словесной форме, так и художественными средствами.
Образно воспринимать окружающую жизнь, находить в природе темы, сюжеты для изображения.
Самостоятельно выполнять творческие работы от идеи до готового изделия.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
8
2.1.
Календарный учебный график
Таблица 3
Календарный учебный график программы Природа и творчество (1-ый год обучения)
представлен в Приложении 3
Календарный учебный график
Таблица 4
Календарный учебный график программы Природа и творчество (2-ой год обучения)
представлен в Приложении 3
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: столы, стулья, настенная доска, шкафы, стеллажи,
природный материал.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий высшее или
среднее специальное педагогическое образование.
2.3.
Методическое обеспечение
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная форма организации работы обучающихся предусматривает самостоятельное
выполнение одинаковых для всей группы задач без контакта с другими обучающимися и педагогом,
но в едином для всех темпе.
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми для
достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по закреплению
материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов периодической печати,
отчѐты об итогах работы.
– картографический – анализ карт, различных по содержанию.
– статистический – использование цифрового материала, графиков, диаграмм, обработка
собранных данных.
– визуальное наблюдение – сбор информации путѐм наблюдений за объектами.
– исследовательский – проведение научных исследований, опытов.
– практический – при выполнении практических заданий.
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
9
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным исследовательским
темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
2.4.
–
–
–
–
–
Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
устный опрос;
тестовые задания;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль определения
достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за счѐт творческих проектов,
индивидуальных и фронтальных опросов.
Так же предусматривается ведение учащимися портфеля достижений. В портфель своих
достижений учащиеся могут вложить дневник своих наблюдений, фото, выполненные во время
экспериментов и практических работ с их участием, свою индивидуальную программу защиты
окружающей среды, проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь, конечный-май.
В целях повышения качества и эффективности образовательного процесса, необходимо
регулярно отслеживать и фиксировать усвоение знаний, умений и навыков, полученных учащимися
во время учебных занятий, развитие личностных качеств, уровня воспитанности с последующей
коррекцией образовательного процесса.
2.6.
Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Содержание программы
Первый год обучения
1.Вводное занятие (4 часа)
Ознакомление с планом работы объединения «Как прекрасен этот мир!», мероприятиями,
посещение выставки работ объединения на СЮН, правилами внутреннего распорядка, инструктаж
по ТБ и ПДД.
Экскурсия в городской парк: «Как прекрасен этот мир!»
Знакомство с живой и неживой природой, пословицами, поговорками, народными приметами,
загадками и т. д.
2. Осень в природе (8часов)
Наблюдение за сезонными явлениями в природе. Сезонные явления в природе осенью.
Знакомство с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями Растовской области. Охраняемые
виды растений и животных . Подготовка растений и животных к зиме.
Практическая работа:
10
Сбор семян и листьев деревьев, травянистых растений для поделок и зимней подкормки птиц.
Сбор и засушивание цветочных и травянистых растений.
Экскурсия в городской парк: «Постой, послушай, полюбуйся»
Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных
частях кроны (Объекты сравнения: дуб, береза, черемуха).
3. Страна Листопадия (12 часов)
Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников. Засушивание листьев с
сохранением природной окраски и формы.
Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у одного дерева, но в разных
частях кроны (Объекты сравнения: дуб, береза, черемуха).
Декоративные свойства листьев. Техника безопасности.
Практическая работа:
Определение пораженной ткани листа при загрязнении окружающей среды.
Заготовка, обработка и сортировка листьев. Распределение собранного материала по цветовой гамме.
Составление композиций из сухих осенних листьев.
Панно из засушенных листьев «Осенний лес», «Черепашка», «Маленький остров».
4. «Земля наш общий дом» (6 часов)
Земля – кормилица. «Живая» и «неживая» природа. Воздух-невидимка. Охрана водных объектов.
. Взаимосвязь человека с «живой» и «неживой» природой.
Практическая работа:
Составление экологических «цепочек», правил поведения в лесу, экологический КВН «Дом, в
котором мы живем».
5. «Царство флоры» (10 часов)
Видовое разнообразие растений. Приспособления растений к среде обитания. Флористика.
Икебана. Основы композиции.
Практическая работа:
Композиции из засушенных растений, коры деревьев, мха. Изготовление сувениров.
6. «Соломенное царство» (12 часов)
Виды соломки, применяемой для аппликации. Заготовка соломки, цвет, блеск. Специфика
работы над рисунком. Учет направления волокон соломки при аппликации. Превращение
соломенной ленточки. Виды аппликаций. Техника безопасности.
Практическая работа:
Изготовление
аппликаций
из
бабочек».
7. «Волшебница Зима» (12 часов)
соломки:
«Ваза
с
цветами»,
«Танец
Сезонные явления в зимнее время. Значение снежного покрова для растений и животных.
Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Жизнь животных в зимнее время,
определение следов на снегу. Зимующие птицы, их охрана. Зимние приметы. Инструктаж по технике
безопасности.
Практическая работа:
Характеристика и измерение глубины снежного покрова. Подкормка зимующих птиц. Изготовление
11
и развешивание кормушек, наблюдения за птицами, посещающими кормушки.
Экскурсия в городской парк: «Наши пернатые друзья»
Зимующие птицы нашей местности, распознание их по внешнему виду
(снегирь, дятел, свиристель).
8. Наши крылатые друзья (8 часов)
Разнообразие птиц. Перелетные, зимующие, кочующие птицы. Приспособления к среде обитания.
Значение привлечения птиц. Птицы, занесенные в Красную книгу .
Практическая работа:
Наблюдения за птицами, сочинения. Викторина «Птицы». Оформление альбома «Птицы»
9. «Удивительный мир животных» (8 часов)
Сезонные изменения в жизни животных. Понятие «экологические цепи». Важность всех
животных. Своеобразие жилищ животных.
Животные, занесенные в Красную книгу .
Практическая работа:
Составление «экологических цепей» и моделирование пищевых связей. На прогулке найти и
определить следы птиц и животных. Лепка животных из пластилина. Передача характерного облика
животных, динамики, пластики.
10. Чудесные скорлупки (6 часов)
История изделий из целой яичной скорлупы. Виды изделий, технология работы со скорлупой.
Материалы, используемые в работе со скорлупой. Объѐмные поделки из яичной скорлупы.
Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа:
Изготовление объѐмных поделок из яичной скорлупы «Восточный гороскоп».
11. Чудеса из ненужных вещей (8 часов)
Польза использования бросового материала для изготовления поделок.
Практическая работа:
«Букет» из пластиковых бутылок, миниатюры из дисков, украшения из фантиков.
12. Водное царство (8 часов)
Живые и неживые компоненты подводного мира. Особенности передвижения рыб.
Приспособленность к среде обитания.
Практическая работа:
Наблюдения за жизнедеятельностью рыб в аквариуме.
Миниатюры из ракушек, камушек, песка. Аппликации из песка «Русалка» . Изготовление рамочки
для фото из мелких ракушек и камушек.
13. Весна в природе (10 часов)
Признаки наступления весны. Изменение внешнего вида растений. Изменение поведения
животных с наступлением весны. Приметы весны.
Практическая работа:
Изготовление и развешивание гнездовий. Наблюдение за заселением птиц в гнездовьях.
12
Экскурсия в городской парк: «Первые проталины».
14. «В гости к Лесовичку» (8 часов)
Разнообразие природного материала. Текстура, свойства природного материала. Технология
изготовления поделок из коры, мха, лишайника, семян, скорлупы орехов, пуха и др. природного
материала. Использование аксессуаров: бусины, бисер, лоскутки и др.
Практическая работа:
Композиция «На лесной полянке», «Елочка» из шишек, «Добрый ѐж», миниатюра «Лесовичок».
15. Аппликации из семян и крупы (10 часов)
Показать многообразие семя круп. Текстура и свойства семян, круп. Технология изготовления
аппликации с применением семян, крупы.
Практическая работа:
Изготовление панно: «Сказочные герои», «Пейзаж»,
« Радостная улитка», « Веселый кузнечик»
16. Лето в природе (8часов)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Травянистые растения леса. Деревья и
кустарники, используемые для озеленения парков и садов. Съедобные и ядовитые грибы. Летние
приметы.
Экскурсия в городской парк:
Наблюдение за погодными изменениями, распусканием листьев, цветением растений, жизнью
насекомых и птиц.
17. Итоговое занятие (6 часа)
Подведение итогов работы объединения «Как прекрасен этот мир!». Защита творческих
проектов. Итоговая выставка, с приглашением родителей.
Содержание программы
Второй год обучения
1.Вводное занятие (4 часа)
Ознакомление с планом работы объединения «Как прекрасен этот мир!», мероприятиями,
выставками, инструктаж по ТБ и ПДД.
Экскурсия в городской парк: «Осень на дворе»
Наблюдение за живой и неживой природой, использовать пословицы, поговорки, народные
приметы, загадками и т. д.
Практическая работа:
Во время экскурсии - сбор семян и листьев деревьев, травянистых растений для поделок и
зимней подкормки птиц .
2. Осень в природе (10 часов)
Продолжать наблюдение за сезонными изменениями. Ведение календаря наблюдений.
Деревья, кустарники, травянистые растения. Деятельность человека осенью.
Практическая работа:
Работа на учебно-опытном участке. Сбор семян и цветов для гербария.
13
3. Страна Листопадия (4 часа)
Заготовка, обработка и сортировка листьев. Распределение собранного материала по цветовой
гамме. Составление композиций из сухих осенних листьев.
Определение пораженной ткани листа при загрязнении окружающей среды.
Практическая работа:
Исследовательская работа; изготовление панно из засушенных листьев «Лесная поляна».
4. Обереги (8 часов)
История появления оберегов. Виды оберегов. Материалы, необходимые для изготовления
оберега. Технология изготовления.
Практическая работа:
Изготовление оберегов:
«Оберег-плетень», «Коса - домовушка», «Веничек-оберег», «Домовѐнок».
5. «Земля наш общий дом» (8 часов)
Лес - наше богатство. Лес как среда обитания животных. Охрана лесов в РБ
Экологические катастрофы. Меры по предупреждению экологических катастроф.
Практическая работа
Природоохранная деятельность. Викторина «Удивительное рядом».
6. «Царство флоры» (8 часов)
Видовое разнообразие растений. Приспособления растений к среде обитания. Флористика.
Икебана. Основы композиции.
Практическая работа:
Оформление композиции из засушенных растений, коры деревьев, мха. Изготовление сувениров.
7. «Соломенное царство» (цветная соломка) (10 часов)
Технология окрашивания соломки. Специфика работы над рисунком. Учет направления волокон
цветной соломки при аппликации .Превращение соломенной цветной ленточки. Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая работа:
Изготовление аппликаций из цветной соломки: «Роза», «Павлин», творческие проекты.
8. «Волшебница - Зима» (10 часов)
Распознавание деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Жизнь животных в зимнее
время, определение следов на снегу. Зимующие птицы, их охрана. Зимние приметы. Инструктаж по
технике безопасности.
Практическая работа:
Исследовательская работа «Определение загрязненности воздуха по снежному покрову». Подкормка
зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек, наблюдения за птицами, посещающими
кормушки.
Экскурсия в городской парк: « Зимующие птицы нашей местности», распознание их по внешнему
виду.
9.Наши крылатые друзья (6 часов).
Разнообразие птиц. Перелетные, зимующие, кочующие птицы. Приспособления к среде
14
обитания. Значение привлечения птиц. Птицы, занесенные в Красную книгу Республики
Башкортостан.
Практическая работа:
Наблюдения за птицами, исследовательский проект.
10. «Удивительный мир животных» (10 часов)
Сезонные изменения в жизни животных. Понятие «экологические цепи». Важность всех
животных. Своеобразие жилищ животных.
Животные, занесенные в Красную книгу Республики Башкортстан.
Практическая работа:
Составление «экологических цепей» и моделирование пищевых связей. Определение следов птиц и
животных. Лепка животных из солѐного теста. Передача характерного облика животных, динамики,
пластики.
11. Композиции с применением яичной скорлупы (мозаика) (6 часов)
Аппликации из яичной скорлупы. Виды изделий, технология работы со скорлупой. Материалы,
используемые в работе со скорлупой. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа:
Оформление аппликации «Пейзаж», «Сказочные герои», «Узоры»
12. Бисерные фантазии (6 часов)
Бисероплетение как вид рукоделия. История бисероплетения. Виды работ. Техника
изготовления изделий.
Практическая работа:
Изготовлении бисерных деревьев: « Дерево счастья», «Красные маки», « Куст сакуры».
13. Водное царство (10 часов)
Рыбы морей и океанов. Особенности передвижения рыб. Приспособленность к среде
обитания. Охрана водной среды в РФ
Практическая работа:
Наблюдения за жизнедеятельностью рыб в аквариуме.
Изготовление коллективной работы «Морской мир», выполненная из цветных камушек, крупных и
мелких ракушек, песка.
14. Весна в природе (8 часов)
Приметы весны. Наблюдение состояния погоды в первые весенние дни. Сравнение погоды
утром, днем, вечером. Ведение календаря прилета птиц. «Первоцветы»
Практическая работа:
Определение места появления первоцветов, проведение акции «Первоцвет». Развешивание листовок
и проведение патрулей в защиту первоцветов. Изготовление и развешивание гнездовий. Наблюдение
за заселением птиц.
Экскурсия в городской парк
15. «В гости к Лесовичку» (14 часов)
Разнообразие природного материала. Текстура, свойства природного материала. Технология
изготовления поделок из коры, мха, лишайника, семян, скорлупы орехов, пуха и др. природного
15
материала. Использование аксессуаров: бусины, бисер, лоскутки и др.
Практическая работа:
Изготовление поделок из семян, скорлупы и пуха: «Фисташковое дерево», «Чудесная корзина»,
«Пушистые цветы».
16. Аппликации из семян, крупы, спилов веток (10 часов)
Многообразие семян. Текстура и свойства семян. Технология изготовления аппликации с
применением семян, крупы. Инструктаж по технике безопасности при подготовке спилов из веток.
Практическая работа:
Изготовление рамки для фотографии, украшенной различными видами семян. Композиция из
спилов деревьев «Цветик - Семицветик».
17. Лето в природе (8 часов)
Наблюдение за сезонными изменениями в природе с приходом лета. Приметы лета. Суточный
и сезонный ритм в жизни живых существ на Земле, их связи с вращением Земли вокруг своей оси и
Солнца. Стадии развития насекомых, круговорот воды в природе – знакомые им примеры цикла в
природе.
Практическая работа:
Цикл развития цветка. Наблюдение за живыми цветами. Схема развития насекомых,
круговорота воды в природе.
Наблюдение за погодными изменениями, распусканием листьев, цветением растений, жизнью
насекомых и птиц.
18. Итоговое занятие (4 часа)
Подведение итогов работы объединения «Как прекрасен этот мир!». Защита творческих
проектов. Итоговая выставка с приглашением родителе
Планируемые результаты.
Программа предполагает получить результаты в области обучения и воспитания
эмоционального, бережного отношения к природе и практической природоохранной деятельности.
Умение использовать на практике технологические операции при выполнении творческих работ.
Кроме того, предполагается эмоциональное развитие обучающихся в целом. Формирование навыков
логически мыслить, самостоятельно делать обобщения, развитие наблюдательности, ассоциативного
мышления.
В результате обучения в объединении 1-го года обучения по данной программе
предполагается, что обучающиеся будут:
в сфере предметных результатов:
знать распространенных представителей растительного и животного мира Республики
Башкортостан;
знать сезонные изменения в природе;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
знать особенности ухода за животными, содержащимися в живом уголке;
знать основные виды и основные приемы работы с природным материалом;
уметь планировать порядок рабочих операций, пользоваться простейшими инструментами.
владеть технологией изготовления поделок из природного материала, составлять композиции.
в сфере метапредметных результатов:
ставить цели и задачи на каждом уроке;
планировать учебную деятельность на уроке и дома;
работать с учебным материалом , осуществлять поиск информации по вопросам (в
16
справочных источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и
применять полученные знания в самостоятельных практических занятиях;
излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи;
осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности, проводить
самооценку
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
в сфере личностных результатов
оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий;
контролировать процесс и личный результат учебной предметной деятельности.
В результате обучения в объединении 2-го года обучения по данной программе предполагается,
что обучающиеся будут:
в сфере предметных результатов:
знать связь сезонных изменений в природе;
знать особенности растительного и животного мира, иметь представление о географии родного
края;
проводить фенологические наблюдения
владеть технологией изготовления гербария, поделок из природного материала, составлять
композиции.
иcпользовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
владеть навыками работы с лабораторным оборудованием, справочной литературой.
в сфере метапредметных результатов:
ставить цели и задачи на каждом уроке;
планировать учебную деятельность на уроке и дома;
осуществлять рефлексию и самоконтроль учебной деятельности;
работать с учебным материалом, осуществлять поиск информации (в справочных
источниках, учебнике, в сети Интернет и др.), а также обобщать, анализировать и применять
полученные знания в самостоятельных занятиях;
излагать грамотно свои мысли в устной и письменной речи;
оформлять результаты учебного исследования, учебного проекта;
работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов;
использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
в сфере личностных результатов
оценивать личностную значимость тех или иных учебных заданий;
контролировать процесс и личный результат учебной предметной деятельности.
II. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. Приложение1).
Календарный учебный график разработан в соответствии с :
Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273ФЗ.
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением
Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
17
общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от
29.08.2013 № 1008).
Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе
определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3,
приложение №3)
Начало занятий первого года и второго годов обучения – 1 сентября.
Окончание занятий – 31 мая.
Всего учебных недель (продолжительность учебного года) – 36 недель Количество учебных дней
– 72.
Объем учебных часов: 1 – ый год обучения – 144 часа, , 2 – ой год обучения – 144 часа.
Режим работы: 1 – ый год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа, 2 – ой год обучения – 2 раза в
неделю по 2 часа.
Праздничные дни: с 01.01.2019-08.01.2019г, с 01.05. 2019 -03.05.2019, с 08.09.2019- 09.09.2019.
2.2. Условия реализации дополнительной
общеобразовательной программы
Материальная база: учебные классы, оборудованные в соответствии с санитарными нормами,
библиотека, видеотека, учебный класс,
Кадровое обеспечение: педагоги дополнительного образования, реализующие программу.
Настоящая программа рекомендуется для занятий с обучающимися общеобразовательных
учреждений, учреждений дополнительного образования:
возраст детей:7-10 лет;
условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.
условия формирования групп: одновозрастные.
Материально-техническое обеспечение
1. Помещение: учебный класс, оборудованный в соответствии с санитарными нормами.
2.. Дидактические средства, используемые для организации учебно-воспитательного процесса:
- наглядные пособия (таблицы - схемы, иллюстрации, календари наблюдений, модели,
информационные стенды, коллекции, образцы произведений изобразительного искусства);
- раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся;
- учебные задания для индивидуальной и групповой работы;
- контрольные задания, тесты, анкеты.
3. Художественно-изобразительные средства и канцелярские принадлежности:
- клеенка, салфетка;
- краски, гуашь, тушь;
- кисточки, баночки для воды;
- полотняные мешочки;
- сетка для гербариев;
- клей ПВА;
- семена злаков, растений;
- сухие листья деревьев, кустарников, цветы, ветки, корни кустарников, мох;
18
- ножницы, шило;
- бисер;
- проволока;
- цветной, гофрированный картон;
- калька, копировальная бумага;
- песок, ракушки, камешки;
4. Техническое оснащение занятий:
Компьютер, проектор
Записи музыкальных произведений
Презентации по темам урока
Фотоаппарат
Видеокамера
Формы аттестации
Оценка образовательных результатов учащихся по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе носит вариативный характер.
Способы отслеживания результатов:
Педагогическое наблюдение
Анкетирование
Тестирование
Игры
Собеседование
Выставки
Творческий отчет
Конкурсы
Контрольный опрос
Аттестация (входная, промежуточная и итоговая) проводится в формах, определенных
учебным планом как составной частью образовательной программы.
Виды аттестации
Текущая аттестация – оценка качества усвоения материала какой-либо части (темы) программы,
проводится педагогом на занятиях.
Тематическая аттестация – это оценка качества усвоения конкретной темы или блока программы и
проводится педагогом по окончанию их изучения в соответствии с требованиями данной
образовательной программы.
Промежуточная аттестация – оценка качества усвоения какой либо части, темы (тем) программы
по итогам полугодия.
Итоговая аттестация – оценка овладения обучающимися уровня достижений, заявленных в
программе по ее завершению.
Формы проведения аттестации
Для текущего и тематического контроля уровня достижений используются: наблюдение активности
на занятии; беседа с обучающимися, родителями; анализ творческих работ, результатов выполнения
диагностических заданий рабочей тетради; анкетирование, тестирование.
Формы проведения промежуточной аттестации: защита творческих работ и проектов, выставочный
просмотр, шоу-конкурс, собеседование. Для проведения итоговой аттестации по результатам
изучения курса используются: специальная зачетная работа (тест), портфолио, презентация
творческих работ, коллективная рефлексия, самоанализ и др.
1.4.
Оценочные материалы.
19
С целью проведения контроля знаний используются:
1. Викторины, тесты, кресс-кроссы, анкеты, контрольные задания, дидактические игры (приложение 2);
2. мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе;
3. мониторинг личностного развития ребенка в процессе освоения им дополнительной образовательной
программы (приложение 3).
Критерии оценки результатов аттестации.
1. Критерии оценки уровня теоретической подготовки: соответствие уровня теоретических знаний
программным требованиям; широта кругозора, осмысленность и свобода использования
специальной терминологии.
2. Критерии оценки уровня практической подготовки: соответствие уровня развития практических
умений и навыков программным требованиям.
3. Критерии уровня социального развития и воспитанности: культура организации практической
деятельности, культура поведения; творческое отношение к выполнению практического задания;
аккуратность и ответственность при работе; развитие специальных способностей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: материал по итогам проведения
диагностики, аналитическая справка, выставка, конкурс, диагностическая карта, защита творческих
работ, научно-практическая конференция, олимпиада, отчет итоговый, Техническое оснащение
занятий:
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- телевизор;
- видеозаписи;
- фотоаппарат;
- микроскоп;
Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная форма организации работы обучающихся предусматривает самостоятельное
выполнение одинаковых для всей группы задач без контакта с другими обучающимися и педагогом,
но в едином для всех темпе.
Фронтальная работа - предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми для
достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая форма - дети на определенном занятии делятся на группы для решения конкретных
учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо
дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы
или педагога. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она
колеблется от 3 до 6 человек, в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную
работу всех членов группы.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в основном: практические
работы, лекция, самостоятельная работа, мастер-класс, экологические игра, тренинг, экскурсии и
другие.
Образовательные технологии
1. Технология индивидуализации обучения
2. Технология дифференцированного обучения
3. Технология развивающего обучения
4. Технология проблемного обучения
5. Технология исследовательской деятельности
6.Технология проектной деятельности
20
7. Технология портфолио
8. Здоровьесберегающие технологии
9. Информационно-коммуникационные технологии
Дидактические материалы
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами, инструментами.
Методы обучения:
1.Словесные методы:
а) Учебная лекция – является словесным методом обучения, предлагает устное изложение
учебного материала;
б) Беседа-главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися, организуемый с
помощью продуманной системы вопросов.
В ходе применения метода «беседа» используются приѐмы постановки вопросов (основных,
дополнительных, наводящих), приѐмы обсуждения ответов и мнений учеников, приѐмы
формирования выводов из беседы.
2.Наглядные методы:
а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на доске);
б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, растений).
3.Практические методы:
а) Уход за комнатными растениями;
б) Проведения опытов.
4.Проблемно-поисковые методы:
а) Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и практических методов
обучения.
б) Одним из методов проблемного обучения является проблемно-поисковая беседа.
(Создаѐтся ситуация, а учащиеся решают еѐ в ходе беседы).
2.5. Материально-технические условия и кадровое обеспечение для реализации программы.
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа: Помещение для занятий
оборудованное электроснабжением, столами, стульями, шкафами, стеллажами: дендрарий,
живой уголок, теплица.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации
программы: микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль, телевизор, видеокамера, проектор,
компьютер, сканер, принтер, записывающий CD-ROM. Другое оборудование требуется в
зависимости от конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп:
Естественные
Неживые:
- коллекция насекомых;
- коллекция семян;
- гербарии растений
Живые:
- растения теплицы;
- животные СЮН.
Искусственные:
- динамические (диапозитивы);
- статические (рисунки).
- сельскохозяйственные инструменты;
- лупы;
- сита;
- солома;
- веревка;
- лабораторная посуда.
21
Раздаточный материал:
- наборы открыток, картинок;
- биологические игры.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Методические пособия по организации исследований в природе;
Интернет-источники:
Юный натуралист
Час земли
Юннатское движение России
2.8.
2.7. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы
Цель воспитательного процесса – создание условий для актуализации инициативы,
успешного саморазвития, самореализации личности.
Задачи воспитательного процесса
формирование патриотизма, гражданственности, национального самосознания на основе
государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической, экологической культуры, культуры безопасности
жизнедеятельности;
овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
формирование семейных отношений.
Планируемые результаты
В результате у учащихся будут сформированы:
– ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Малую Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной
художественной культурой;
– выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила здорового
образа жизни.
Учащиеся научатся:
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
22
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие интересы.
Приоритетные направления воспитания
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников (внесение изменений в
закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 г.) привело к необходимости определения
соотношения обучения и воспитания в дополнительном образовании и способах внесения
воспитательного контента в текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание,
направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом
содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание
деятельности, методы воспитательного взаимодействия: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс,
игра, экскурсия.
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 5
Таблица 5
2.6. Список литературы:
–
–
–
–
–
–
–
–
–
Нормативно-правовая база
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями,
одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с 28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в
Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития
дополнительного образования детей до 2030 года» (далее – Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в
РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утверждѐнный 30
ноября 2016 г. протоколом заседания президиума при Президенте РФ (в ред. От 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07 декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» (далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 «Об
утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при
реализации образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
23
– Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой
–
–
–
–
–
–
–
–
–
модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (в редакции от
02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного
инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС-1780/07 «О направлении
эффективных моделей дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодѐжи» (далее – СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и
требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы
организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по
формированию современных управленческих решений и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от
14.03.2023г №225 «О проведении независимой оценки качества дополнительных
общеобразовательных программ в Ростовской области».
Устав
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станция
юных натуралистов.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО
СЮН.
Другие локальные акты МБУ ДО СЮН.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Ахмедина С.Г. Биологические вечера в школе. Уфа: Китап, 2005. 112 с.
2. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.
3. Времена года. Русские поэты о родной природе. – Лениздат.1985.
4. Гудилина С.В. Чудеса своими руками. – М. Просвещение. 1999. – 230 с.
5. Емец А.А. Почитаем и узнаем. Москва Издательский дом «Дрофа», 1996
6. Журнал «Я – дизайнер» 2004-2005. №1-12.
7. Журнал «Коллекция идей» 2004-2005. №1-12.
8. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. Издательская группа «Контэкт», 2009.
9. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. «ЦГП» Москва 2003.
10. Конышева Н.Н. Наш рукотворный мир. Linka-Press, 1998г.
11. Левитман М.Х. Экология — это предмет: интересно или нет! Санкт-Петербург: Издательство
«Союз» 2001.
12. Марченко Л.И. «Весна» Уфа 2004.
13. Марченко Л.И. «Осень» Москва издательский дом «Дрофа» 1996
14. Маррис Тайна живой природы. Москва «Росмэн» 2008
15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. – Уфа, РИО. 1992. С.9192, 163-180.
16. Михеев А.В., Пашканг К.В. «Охрана природы» М., Просвещение. 1983г.
17. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия развития», 1999. – 172
24
с.
18. Нагибина М.И. Чудесные поделки из ненужных вещей. – Ярославль: «Академия развития», 1999. с.
119-142.
19. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры, викторины, экскурсии
/авт.-сост. В.А. Суворова. Волгоград: Учитель, 2008. -189с
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледже/Под ред. П.И.
Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2007. 192 с.
21. Плешаков А.А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе». М. Просвещение. 1998.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Гудилина С.В. Чудеса своими руками. – М. Просвещение. 1999. – 230 с.
2. Журнал «Я – дизайнер» 2004-2005. №1-12.
3. Журнал «Коллекция идей» 2004-2005. №1-12.
4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия развития», 1999. – 172 с.
5. Плешаков А.А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе». М. Просвещение. 1998.
6. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет,- Ярославль: «Академия
развития», 2000. – 192 с.
7. Шорыгина Т.А. Путешествие в мир природы. Развитие речи, М. Просвещение. 2002.
8. Шухова С. Поделки из всякой всячины: Айрис Пресс. Москва 2007
9. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой мир
Приложение 1
1.3. Учебный план
Первый год обучения
№
п/п
Всего
Темы занятий
часов
Теоретических
Практических
Формы контроля
1
Вводное занятие
4
2
2
Наблюдение,
анкетирование
2
Осень в природе
8
4
4
Опрос
3
«Страна Листопадия»
12
4
8
Опрос
4
«Земля наш общий
дом»
6
4
2
Тестирование
5
Царство флоры
10
6
4
Выставка
6
«Соломенное царство»
12
4
8
Выставка
7
«Волшебница Зима»
12
6
6
Наблюдение,
опрос
25
8
Наши крылатые друзья
8
4
4
Опрос
9
Удивительный
мир
животных
Чудесные скорлупки
8
4
4
Наблюдение
6
2
4
Сам. работа
11
Чудеса из ненужных
вещей
8
4
4
Выставка
12
«Водное царство»
8
4
4
Опрос
13
Весна в природе
10
4
6
Опрос
14
«В гости к Лесовичку»
8
2
6
Выставка
15
Аппликации из семян и
крупы
10
2
8
Выставка
16
Лето в природе
8
4
4
Наблюдение
17
Итоговое занятие
6
2
4
Тестирование
144
66
78
10
ИТОГО
Приложение 2
Учебный план
Второй год обучения
№
п/п
1
Всего
Темы занятий
Вводное занятие
Практических
Формы котроля
часов
Теоретических
4
2
2
Наблюдение,
анкетирование
2
Осень в природе
10
6
4
Опрос
3
«Страна Листопадия»
4
2
2
Выставка
4
Обереги
8
2
6
Тестирование
5
«Земля наш общий
дом»
8
4
4
Выставка
6
Царство флоры
8
2
6
Наблюдение,
опрос
7
«Соломенное царство»
10
2
8
Выставка
26
( цветная соломка )
8
«Волшебница Зима»
10
6
4
Тестирование
9
Наши крылатые друзья
6
4
2
Наблюдение
10
10
4
6
Опрос
11
Удивительный
мир
животных
Композиции с
применением яичной
скорлупы (мозаика)
6
2
4
Выставка
12
Бисерные фантазии
6
2
4
Выставка
13
«Водное царство»
10
2
8
Опрос, выставка
14
Весна в природе
8
2
6
Тестирование
15
«В гости к Лесовичку»
14
4
10
Выставка
16
Аппликации из семян и
крупы, спилов веток
10
2
8
Наблюдение
17
Лето в природе
8
4
4
Опрос
18
Итоговое занятие
4
-
4
Тестирование
144
50
94
ИТОГО
Приложение 3
Календарный учебный график
«Как прекрасен этот мир»
на 2024-2025 учебный год
первый год обучения
№
п/п
Тема занятия
Всего
Теор.
4
2 ч.
2
3
Вводное занятие. Инструктаж по
ТБ, ПБ
Экскурсия в парк
Осень в природе
8
2ч.
4
Сезонные явления в природе
1
Дата
пров
еден
ия
Практ.
Форма контроля
2ч.
Опрос
Тест (входной
мониторинг
знаний)
Тестирование
2ч.
27
5
6
7
8
9
10
осенью
Охраняемые виды растений и
животных РБ
Экскурсия в осенний лес.
Страна Листопадия
Сбор листьев, семян и др.
природного материала для
учебных целей
Сравнение окраски и формы
листьев разных деревьев
Хранение и засушивание листьев
2ч.
12
Тестирование
2ч.
Опрос
2ч.
Творческая
работа
2 ч.
2ч.
Опрос
2ч.
11
Составление композиций из
листьев
2ч.
12
Аппликации из листьев
2ч.
13
Земля наш общий дом
14
Деятельность человека и
окружающая среда
Экологический десант
15
6
2ч.
Творческая
работа
2ч.
2ч.
17
18
19
20
08.11 Изготовление композиции
21
22
13.11 «Соломенное царство»
15.11 Заготовка соломки
23
24
20.11 Специфика работы с материалом
22.11 Аппликация «Ваза с цветами»
25
27.11 Аппликация «Бабочка»
2ч.
26
Аппликация «Пейзаж»
2ч.
27
29
«Волшебница Зима»
Сезонные изменения зимой
Распознавание деревьев в
безлистном состоянии.
Определение следов на снегу
Зимующие птицы. Их охрана
30
Операция «Кормушка»
28
Творческая
работа
Опрос
Царство флоры
Видовое разнообразие растений
30.10 Растения Красной книги
01.11 Флористика. Основы композиции
06.11 Изготовление икебаны
16
Творческая
работа
10
2ч.
2 ч.
2ч.
Тестирование
2ч.
2ч.
12
Практическая
деятельность
Опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
2ч.
2ч.
Практическая
деятельность
2ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Тестирование
2ч.
Тестирование
2ч.
12
2ч.
2ч.
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
Практическая
деятельность
28
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
Экскурсия. Развешивание
кормушек.
Аппликация «Птицы на
кормушке»
«Наши крылатые друзья»
Значение птиц. Видовое
разнообразие птиц
Птицы Красной книги
Викторина «Все о птицах»
Рисование на тему «Птицы
нашего двора»
Операция «Птичья столовая».
Наблюдение за птицами
Удивительный мир животных
Приспособленность животных к
условиям обитания
Животные Красной книги
«Пищевые цепи». Составление
пищевой цепи
Лепка животных из пластилина
«Чудесные скорлупки»
Виды изделий с использованием
скорлупы
Технология работы со скорлупой
Аппликация из скорлупы
Объемные поделки из скорлупы
«Чудеса из ненужных вещей»
Вторичное использование
бросового материала
Ваза с цветами из пластиковых
бутылок
Миниатюры из дисков
2ч.
2ч.
8
2ч.
2ч.
2ч.
8
8
2ч.
Творческая
работа
2ч.
Опрос
Творческая
работа
2ч.
6
2ч.
2ч.
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
Творческая
работа
Творческая
работа
Опрос
2ч.
Опрос
2ч.
2ч.
8
Экскурсия в парк. Развешивание
Опрос
2ч.
Весна в природе Изменения в
неживой природе
Изменения в поведении
животных и растений
54
Практическая
деятельность
Опрос
2ч.
2ч.
8
Экологическая акция «Скворец»
2ч.
Тестирование
Викторина
2ч.
«Водное царство».
Обитатели рек, морей и океанов
Приспособленность животных к
среде обитания
Миниатюра из ракушек,
камушек, песка
Аппликация «Аквариум»
53
2ч.
Практическая
деятельность
Творческая
работа
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
Тестирование
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
Практическая
деятельность
Практическая
29
59
скворечников
«В гости к Лесовичку».
Разнообразие природного
материала. Текстура
Технология изготовления
композиций из природного
материала
Изготовление композиции «На
лесной поляне»
Изготовление композиций из
шишек
Миниатюра «Лесовичок»
60
Миниатюра «Добрый ѐж»
61
62
Аппликация из семян и крупы
Текстура и свойства семян и
крупы
Изготовление панно «Улитка»
63
Аппликация «Цветы»
2ч.
64
Аппликация «Воробей»
2ч.
65
66
Панно «Аист»
Лето в природе
Сезонные изменения летом
55
56
57
58
10
68
Практикум в лесу
«Ориентирование в лесу»
Итоговое занятие Выставка
творческих работ
Итоговый контроль знаний
69
70
71
ИТО
ГО:
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
10
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Опрос
2ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
2ч.
8
2ч.
2ч.
2ч.
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
Практическая
деятельность
Опрос
Тестирование
2ч.
6
2ч.
Выставка работ
2ч
Подведение итогов. Вручение
грамот
72
2ч
2ч.
Дары природы. Правила сбора
лекарственных растений, грибов
Съедобные и несъедобные грибы
67
2ч.
деятельность
Опрос
Тест (итоговый
мониторинг
знаний)
2ч.
144
66
78
30
Приложение 4
№
п/п
Дата
проведе
ния
Календарный учебный график
«Как прекрасен этот мир!»
на 2024-2025 учебный год
второй год обучения
Тема занятия
Всего Теор. Практ.
Вводное занятие. Инструктаж
по ТБ, ПБ
Экскурсия в парк
Осень в природе Сезонные
явления в природе осенью
1
2
3
4
2 ч.
10
2ч.
2ч.
4
5
6
Животные и растения осенью
Деятельность человека осенью
Экскурсия в осенний лес.
Экологический десант
7
8
Страна Листопадия
Составление композиций из
листьев
Аппликации из листьев
4
Обереги
История и виды оберегов
8
9
10
11
11.10
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
Технология изготовления
оберегов
2ч.
Опрос
Тест (входной
мониторинг
знаний)
Анкетирование
Тестирование
Опрос
Практическая
деятельность
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
2ч.
Изготовление оберега
«Веничек»
2ч.
Творческая
работа
18.10
Изготовление оберега
«Косичка»
2ч.
Творческая
работа
23.10
Земля наш общий дом
Деятельность человека и
окружающая среда
Лес - наше богатство. Охрана
лесов
Экологический десант
8
Царство флоры
Растения Красной книги
Флористика. Основы
композиции
8
12
13
2 ч.
2ч.
Форма контроля
25.10
14
30.10
15
01.11
16
06.11
2ч.
Опрос
2ч.
Тестирование
.
2ч.
2ч.
2ч.
Практическая
деятельность
Опрос
Тестирование
Опрос
31
17
08.11
Изготовление икебаны
18
13.11
Изготовление композиции
19
20
15.11
20.11
21
22.11
22
27.11
23
29.11
24
04.12
25
0
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
2 ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
2ч.
«Соломенное царство»
(цветная соломка).
Технология работы.
Аппликация «Роза»
из цветной соломки
Аппликация «Павлин» из
цветной соломки
Аппликация «Синица»
из цветной соломки
Аппликация «Елочка»
10
«Волшебница Зима»
Сезонные изменения зимой
Распознавание деревьев в
безлистном состоянии.
Определение следов на снегу
Зимующие птицы. Их охрана
Операция «Кормушка».
Развешивание кормушек.
Аппликация «Птицы на
кормушке»
«Наши крылатые друзья»
Значение птиц. Видовое
разнообразие птиц
Птицы Красной книги
Викторина «Все о птицах»
Операция «Птичья столовая».
Наблюдение за птицами
«Наши крылатые друзья»
Значение птиц. Видовое
разнообразие птиц
Удивительный мир
животных
Приспособленность животных
к условиям обитания
Животные Красной книги
«Пищевые цепи». Составление
пищевой цепи
10
Защита рефератов о животных
РБ
Заповедники и заказники РФ
Композиции с применением
яичной скорлупы (мозаика)
Технология работы
Аппликация из скорлупы в
2ч.
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2 ч.
2ч.
2ч.
6
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
6
10
2ч.
2ч.
2ч.
1ч.
Практическая
деятельность
Тестирование
Тестирование
Творческая
работа
Опрос
Тестирование
Викторина
Практическая
деятельность
Опрос
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
1ч.
2ч.
6
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
Опрос
Опрос.
Практическая
деятельность
Творческая
работа
Опрос
Опрос
Опрос
32
круге
Аппликация «Осенний
пейзаж»
Бисерные фантазии
2ч.
Творческая
работа
2ч.
44
Изготовление композиции
«Сакура» из бисера
«Фиалки» из бисера
45
«Дельфин» из бисера
2ч.
46
«Стрекоза» из бисера
2ч.
47
«Водное царство».
Обитатели рек, морей и
океанов Приспособленность
животных к среде обитания
Охрана водной среды в РФ и
РБ
Миниатюра из ракушек,
камушек, песка
Аппликация «На морском
дне» (из песка, ракушек,
камней)
Весна в природе Изменения в
неживой природе
Изменения в поведении
животных и растений
Экологическая акция
«Скворец»
Акция «Первоцвет».
Развешивание листовок
«В гости к Лесовичку».
Разнообразие природного
материала.
Технология изготовления
композиций из природного
материала
Изготовление композиции
«Лесная избушка»
Изготовление композиций из
мелких камней и ракушек
Миниатюра «Фисташковое
дерево»
Миниатюра «Чудесная
корзина»
Изготовление композиции
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
41
42
10
2ч.
Бисероплетение
как
вид
рукоделия.
Виды
работ.
Техника
изготовления
изделий.
43
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
2ч.
8
2ч.
2ч.
Опрос
2ч.
2ч.
8
2ч.
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
14
Творческая
работа
Творческая
работа
2ч.
Творческая
работа
Практическая
деятельность
Практическая
деятельность
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
33
«Цветы из перьев»
Аппликации из семян,
крупы, спилов веток
Текстура и свойства семян и
крупы
Подготовка спилов из веток
Изготовление рамки для
фотографии, украшенной
различными видами семян
. Композиция из спилов
деревьев «Цветик Семицветик».
Изготовление панно из семян
и спилов «Пейзаж»
Лето в природе
Сезонные изменения летом
58
59
60
61
62
63
Викторина «Съедобные и
несъедобные грибы»
Практикум в лесу
«Ориентирование в лесу»
Итоговое занятие Выставка
творческих работ
Итоговый контроль знаний
64
65
66
67
ИТОГО
10
работа
Опрос
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
2ч.
6
2ч.
2ч.
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Фронтальный,
индивидуальный
опрос
Викторина
Опрос
2ч.
2ч.
4
2ч.
144
50
Выставка работ
Тест (итоговый
мониторинг
знаний)
94
34
Приложение 5
Календарный план воспитательной работы
1.
Название
мероприятия,
события
Выставка «Осень во
дворе »
2.
Всемирный день
журавля
3.
4.
Международный день
Черного моря
Экологический
праздник «Синичкин
день»
5.
Всемирный день почв
6.
Конкурс поделок
«Новогодний серпантин»
7.
23 февраля –День
защитника Отечества
Цель
Воспитание у учащихся интереса к
изменениям в природе осенью, через подбор
и смешивание красок
Формировать
экологическое
сознание,воспитать чувство ответственности
за экологическое состояние планеты
Дать представление о морях и их
обитателях.
Единение людей разного происхождения,
статуса и религий для достижения общей
цели – стабильного гражданского мира, а
также уважения к патриотизму и мужеству
Воспитание уважительного отношения к
матери, признание еѐ заслуг в воспитании
детей, развитие нравственных качеств
дошкольников, создание положительной
эмоциональной атмосферы в объединении
Привлечение учащихся к творчеству
Воспитание у учащихся чувства гордости,
уважения к Вооружѐнным силам России,
защитникам Отечества и историческому
прошлому своей страны
Краткое
Форма
Сроки Ответственные
содержание проведения проведения
рассказ
акция
рассказ
рассказ
рассказ
Выставка 10.09.2024г.
Поделка
ПДО СЮН
Дамирчари К.Р.
13.09.2024г.
ПДО СЮН
Дискуссия 16.10.2024г.
ПДО СЮН
.
ПДО СЮН
.
Конкурс
03.11.2024г.
Дискуссия 24.12.2024г.
ПДО СЮН
.
Выставка 25.12.2024г.
ПДО СЮН
Конкурс
22.02.2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
35
8.
Масленица
9.
День подснежников
10.
Международный день
птиц
11.
Акция «Окна Победы»
12.
День Победы
Познакомить детей с историей и традициями
праздника Масленицы
Познакомить детей с первоцветами родного
края
Познакомить учащихся с многообразием
птиц, привить любовь и бережное
отношение к родной природе
Создание условий для увлечѐнности и
заинтересованности учащихся, становления
основ нравственно-патриотического
сознания
Формирование патриотизма, чувства
ответственности и долга перед Родиной,
готовности к защите Отечества
рассказ
Конкурс 24.02 -02.03.
2025г.
Поделка 20.03.2025г.
Игра
07.04.2025г.
ПДО СЮН
.
ПДО СЮН
.
ПДО СЮН
.
Выставка 05.05-09.05.
2025г.
ПДО СЮН
.
Конкурс
ПДО СЮН
08.05.2024г.
36