Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественно- научная
(указать направленность программы)
«Кофейная живопись»
(указать название программы)
Подвид программы: разноуровневая
(разноуровневая, модульная, сетевая,
дистанционная, с применением дистанционных
технологий, адаптированная (для особых
категорий обучающихся) и т.д.)
Уровень программы: стартовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа (возраст): от 10 до 13 лет
Срок реализации: 1 год обучения- 144часа
(общее количество лет и часов по программе,
количество часов по каждому году обучения)
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная, заочная, с применением
дистанционных
технологий
и/или
электронного обучения)
Разработчик: ПДО СЮН
Коркуленко Светлана Ивановна
(должность разработчика, ФИО)
г. Таганрог
2024г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ .. Ошибка!
Закладка не определена.
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 6
1.3. Содержание программы ................................................................................. 7
Учебный план ........................................................................................................ 7
Содержание учебного плана ................................................................................ 8
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 12
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 13
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 13
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 13
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 17
ПРИЛОЖЕНИЯ ............................................... Ошибка! Закладка не определена.
Приложение 1 ............................................... Ошибка! Закладка не определена.
2
1.1.Пояснительная записка.
Нормативно-правовая база.
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской
Федерации » (от 24 июля 1998 года №124-Ф3).
Программа разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании». В
соответствии п.1 ст.7 Закона РФ «Об образовании» в Российской Федерации
устанавливаются государственные образовательные стандарты, на основании которых
разрабатывается основная общеобразовательная программа или основная профессиональная
образовательная программы (по конкретной профессии, специальности) (п.6 ст.9 Закона).
Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей
(письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12.2006г № 06-18-44).
Правительства Российской Федерации от 24февраля 2009 года №142 «О
Правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных
стандартов».
Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» (приказ ГД ФС РФ 21.12.2012).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г.
№1726-р;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года;
Направленность программы.
Природа - источник красоты. Наблюдения за природой и практическая работа на основе этих
наблюдений развивают у детей эстетическое отношение к действительности. В.А. Сухомлинский
писал, что «Ребѐнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед
ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в
собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через
неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребѐнка».
Кофейная живопись- техника изобразительного искусства, использующая кофе как краску.
Этот вид искусства арт-кофе и аромалогии.
. Через рисование человек приходит к спокойствию, ясным мыслям и гармонии. Рисование
кофе понравится не только детям, но и взрослым. Это прекрасный вид отдыха, с дивным
ароматом и морем положительных эмоций.
материала.
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.
Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления,
колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала
личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребѐнка, его
эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в
созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Нетрадиционные
техники рисования» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей,
3
изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру,
прическу, одежду, но и на внутренний мир человека. Кофейная живопись является
нетрадиционная техника рисования. Использование художественных приемов, свойственных
монохромной живописи посредством нетрадиционного материала- кофе, знакомить
учащихся с техникой рисования гризайль. Аромат кофе оказывает на кору головного мозга
животворящее действие и провоцирует активность нервной деятельности. Благоухание кофе
повышает общую сопротивляемость болезням и, главное, оказывает позитивное
психологическое воздействие
Данная программа имеет общекультурный (ознакомительный) уровень (программа обучения
1 года), позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создаѐт условия для
формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное
отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в
группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия творчеством появляются
реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в
семье и школе.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и
самовыражению в целом.
Отличительные особенности программы ориентирована на применение
широкого комплекса различного дополнительного материала по нетрадиционным техникам
рисования, а именно кофеем. Кофейная гризайль или кофейная живопись - весьма
популярное направление в современном изобразительном искусстве. Особым интересом
пользуется у любителей картин, имеющих "состаренный" вид.
Многообразна палитра кофейных оттенков от светло-золотистых до практически черных
позволяет создавать мастерам, использующим кофе вместо красок, великолепные кофейные
картины в различных стилях. С помощью кофе лучше всего рисовать исторические
достопримечательности, улочки, дома, горы, пейзажи, животных.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами кофейной живописи. Процесс обучения изобразительному искусству строится на
единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в
процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся
развиваются творческие способности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием
высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на
наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусства приобщить детей к творчеству.
Адресат программы. Дополнительная образовательная программа «Кофейная
живопись» составлена с учетом требований современной педагогики и разработана для
обучения детей и подростков в возрасте от 10 до 13 лет, и рассчитана на 1 год обучения
Режим занятий. При определении режима занятий учтены санитарно –
эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей.
Занятия целесообразно проводить три раза в неделю по два учебных часа с перерывом на
отдых.
Объем и срок освоения программы на обучение отводится 144 часа.
Особенности организации образовательного процесса.
Детям свойственно заниматься творческой деятельностью. Но, как правило, система
образования сформирована так, что на изучение точных наук отводится гораздо больше
4
времени, чем на творческие процессы. Все это способствует стимуляции левого полушария,
которое как известно отвечает за логические процессы и аналитическое мышление.
Слаженная работа обоих полушарий обеспечивает эффективную работу мозга. Применение
методов по правополушарному рисованию позволяет внести гармонию в работу левого и
правого полушария, что помогает раскрытию творческого потенциала ребенка. Кроме того,
это помогает уберечь его от стрессов и нагрузок, а еще оказывает помощь в усвоении
материала.
Ежедневная ароматерапия кофе (без его употребления):
-Минимизирует депрессионные проявления;
-Имеет легкие бактерицидные свойства;
-Повышает жизненную активность;
-Снимает умственное напряжение;
-Тонизирует органы дыхания;
-Создает творческий настрой.
Конечно же рисунки, нарисованные кофе могут быть прекрасным подарком,
сувениром!
Сроки, объем и уровень реализации программы – 1 год
Особенности организации образовательного процесса
Основные принципы, заложенные в основу творческой работы:
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности
для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и
др.);
Принцип доступности (учѐт возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу,
нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от «простого» к «сложному»);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и
способов изображения, разнообразие материала);
Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего
возрастного периода);
Принцип наглядности (предполагает широкое использование наглядных и
дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный
процесс более эффективным);
Принцип интегративности (синтез искусств);
Принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых
теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
Принцип результативности (в программе должно быть указано, что узнает и
чему научится каждый ребенок);
Принцип актуальности (предполагает максимальную приближенность
содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
Принцип сознательности (осознанное усвоение учащимися
учебного
материала);
Принцип увлекательности и сотворчества (развитие творческих способностей
5
детей, где доминируют творческие начала, и творчество рассматривается как
уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе)
Форма обучения. На занятиях предусматривается деятельность, создающая
условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и
учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста
воспитанников. Этапы программы:
* ознакомительный
* развивающий
* исследовательский
Оснвные дидактические принципы программы: доступность и наглядность,
последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе дети проходят путь от
простого к сложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом более ссссложно
творческом уровне.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1 часу из один раз в неделю - 2 часа.
Формы организации образовательного процесса
Коллективная работа и индивидуальный подход, беседа, практическое занятие,
пленэр, выставки и творческие отчеты.
Виды (формы) занятий.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой
предусмотрено:
Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов
работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности
позволяет овладеть приемами творческой работы всеми учащимся
Создание увлекательной, не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуаций успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Применяется такие методы:
- репродуктивный
- иллюстративный
- проблемный
- эвристический
- беседа
- объяснение,
- лекция
- игры
Перечень форм подведения итогов .В процессе обучения детей, по данной
программе отслеживаются три вида результатов:
текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
1.1.
Цель и задачи программы
6
2.
Цель - Раскрыть и познакомить с приѐмами рисования кофем, раскрыть новое
направление- кофейная ароматерапия изучить процесс развития творческих
способностей детей через различные виды рисования. Сформировать эстетическое
отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционное
техникой рисования. Совершенствовать технические умения и навыки изготовления
изделий и предметов искусства, опираясь на интегрированный подход, содействовать
развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических
переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через
различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи: Развивающие:
Формирование
творческого
мышления,
устойчивого
интереса
к
художественной деятельности;
Развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности,
пространственного воображения.
Формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих работ.
Развитие желания экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Образовательные:
Закрепление и обогащение знаний детей о разных видах художественного
творчества.
Знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними.
Закрепление приобретѐнных умений и навыков, показывая детям широту их
возможного применения.
Воспитательные:
Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
Воспитание внимательности, аккуратности, целеустремлѐнности, творческой
самореализации.
2.1.
Содержание программы
Учебный план
Таблица _
Учебный план
«Кофейная живопись».
(наименование программы)
№
п/п
1.
2.
1.1
Название
раздела, темы
Раздел МодульI
Кофейная живопись
Тема «Пейзажи»
Количество часов
Теория
Практика
Всего
20
5
48
11
7
68
16
Форма контроля,
аттестации
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
1.2
Тема «Животный
мир»
5
15
20
1.3
Тема «Натюрморт»
5
11
16
1.4
Тема «Декоративные
открытки»
5
11
16
3.
Раздел 2 / Силуэтные
Картины кофеем
6
50
56
2.1
Тема :Графика
природы
3
25
28
2.2
Абстрактные
картины для кухни.
3
25
28
3.
Раздел3/Модуль3
Смешанная техника
4
16
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
20
3.1.
Тема «Подводный
мир»
2
8
10
3.2
Тема «Растительные
мотивы»
2
8
10
Итого:
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
Объяснительноиллюстративный
, практический
выставка
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
144
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
Объяснительноиллюстративный
практический
выставка
Содержание учебного плана
Основным направлением программы является разностороннее и гармоничное
развитие личности ребѐнка, раскрытие творческих способностей, решение задач трудового,
нравственного и эстетического воспитания.
Эстетическое освоение мира, изучение истории искусства, позволяющие увидеть
высшие достижения творцов прошлого и прочувствовать масштаб и глубину художественных
замыслов целых эпох, дают то духовно – нравственное основание, на котором может
формироваться по – настоящему всесторонне развитая личность.
В объединение «Кофейная живопись» принимаются дети, обнаружившие склонность
8
к изобразительной деятельности в любом его виде. Набор детей в объединение производится
из числа всех желающих без предварительного отбора и конкурса. При наборе группы
учитываются интересы детей и соблюдается принцип добровольности. Работа строится на
основе уважительного отношения к личности ребенка, щадящей требовательности,
педагогической поддержке.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого
развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их
дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы:
доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания,
учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети
проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на
новом, более сложном творческом уровне.
Дополнительная образовательная программа «Кофейная живопись» составлена с
учетом требований современной педагогики и разработана для обучения детей и подростков
в возрасте от 10 до 13 лет, и рассчитана на 1 год обучения. При определении режима занятий
учтены санитарно – эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей. Занятия целесообразно проводить три раза в неделю по два учебных часа
с перерывом на отдых. На обучение отводится 144 часа. Программа объединения
предусматривает групповую и индивидуальную формы организации учебной работы с
использованием следующих методов:
По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, изделий декоративно-прикладного
искусства, показ технологических приѐмов);
практические (упражнения, лепка, рисование с натуры, рисование на темы,
выполнение творческой работы).
По характеру познавательной деятельности:
репродуктивные (воспроизводящий);
частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
работа под непосредственным руководством педагога;
совместная работа;
самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство
как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе,
обществу, поиску истины. Огромное значение имеет познание художественной культуры
своего народа.
Следует также отметить, что программа не имеет жѐстких рамок и может
корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На занятиях педагог
осуществляет индивидуальный подход к каждому ребѐнку, поэтому может корректировать и
изменять в процессе работы уровень сложности выполнения творческих заданий.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребѐнком
своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько
его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться
достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства
может каждый ребенок.
1.5. Условия реализации программы
Материалы и инструменты, необходимые для работы:
9
Блокнот для записей (А5)
Бумага разного формата, цвета и текстуры
Краски акварельны
Кофе гранулированный.
Баночки для воды
Простые карандаши разной твердости и мягкости.
Кисти круглые и плоские разного размера (щетина, синтетика, колонок, и.д.)
Салфетки (тряпочка хлопчатобумажная)
Карандаши цветные (акварельные, восковые, обычные), фломастеры, маркеры
Ластики белые (в т.ч. кляча)
Палитра
Зажимы канцелярские большие (4 шт)
Клей ПВА, клей-карандаш
Коллекция работ преподователя
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Ноутбук (планшет)
Сканер, принтер, цифровая фотокамера
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие
содержанию обучения
Видеофильмы соответствующего содержания
Организационные условия:
Парты, мольберты, стулья
Учебная магнитная доска
Выставочный стенд
Подиум для постановок
Шкафы и полки.
Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
2.2.
Планируемые результаты
Личностные результаты освоение нетрадиционной техники изобразительного
искусства:
- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное иосмысленное
восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщениек
художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание
художественного вкуса
- в трудовой сфере; овладение основами культуры практической работы различными
материалами и инструментами
- в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной
художественной культуры
Метапредметные результаты
- освоения и использование художественных приемов, свойственных монохромной
живописи посредством нетрадиционного материала- кофе; знакомство с техникой рисования
гризайль.
10
- в ценностно-ориеннтационнойсфере: формирование активного отношения к традициям
культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории
культуры своего Отечества и к культуре других народов
- в трудовой сфере: обретение творческого опыта, развитее фантазии, воображения,
интуиции, визуальной памяти; формирование навыков коммуникации
Предметные : использование художественных приемов, свойственных монохромной
живописи посредством нетрадиционного материала- кофе; знакомство с техникой рисования
гризайль.
результаты освоения программного материала учащийся должен уметь:
- выполнять основные приемы кофейной живописи;
- составлять разнообразные типовые композиции на бумаге;
- самостоятельно подбирать цветовую гамму и последовательно выполнять тонировку от
светлых до темных тонов кофейной смеси
- зарисовка композиций от простой к сложной.
В конце обучения учащиеся должны знать:
- историю возникновения и развития кофейной живописи, современных стилей искусства;
- основы композиции, основные эстетические понятия;
- основные приемы техники кофейного гризаля и типовые композиции рисунка;
- правила безопасности труда и личной гигиены.
I.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ.
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график
«Кофейная живопись»
№ Дата
п/п
1
Тема занятия
Вводное
занятие.
Знакомство с
содержанием
кружка.
Кол-во
Время
часов проведения
занятия
3
Зарисовка
пейзажных
композиций
Кофейная
живопись.
Зарисовка
животных.
Место
проведения
Форма
контроля
СЮН
с 11-12ч
с 12-13 ч.
1
Кофейная
живопись
Кофейная
живопись
2
Форма
занятия
16
20
с 11-12ч
с 12-13 ч.
с 11-12ч
с 12-13 ч.
11
Устный
опрос
беседа
Беседа.
практика
Экскурсия
практика
СЮН
СЮН
Устный
опрос
выставка
4
5
6
7
8
9
Кофейная
живопись
СЮН
Зарисовка
натюрморта
Кофейная
живопись.
Зарисовка
«Декоративных
открыток»
Силуэтные
картины
кофеем.
Зарисовка
природы
графикой.
Силуэтные
картины
кофеем.
Зарисовка
абстрактных
картин для
кухни .
16
с 11-12ч
с 12-13 ч.
Объяснение
практика
Устный
опрос
выставка
СЮН
16
с 11-12ч
с 12-13 ч.
с 11-12ч
с 12-13 ч.
28
Устный
опрос
выставка
Объяснение
практика
Объяснение
практика
с 11-12ч
с 12-13 ч.
28
Беседа.
практика
СЮН
Устный
опрос
выставка
СЮН
СЮН
Смешанная
техника.
Зарисовка
«Подводного
мира»
с 11-12ч
с 12-13 ч.
10
Смешанная
техника.
Зарисовка
«Растительных
мотивов».
2.2.
Устный
опрос
выставка
Беседа.
практика
СЮН
10
с 11-12ч
с 12-13 ч.
Беседа.
практика
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Блокнот для записей (А5)
Бумага разного формата, цвета и текстуры
Краски акварельные
Линер черные 0,5и 1мм
Кофе гранулированный
Баночки для воды
Простые карандаши разной твердости и мягкости.
Кисти круглые и плоские разного размера (щетина, синтетика, колонок, и.д.)
Салфетки (тряпочка хлопчатобумажная)
Карандаши цветные (акварельные, восковые, обычные), фломастеры, маркеры
Ластики белые (в т.ч. кляча)
12
Палитра
Зажимы канцелярские большие (4 шт)
Клей ПВА, клей-карандаш
Коллекция работ преподователя
Технические средства обучения:
Мультимедийный проектор
Ноутбук (планшет)
Сканер, принтер, цифровая фотокамера
Кадровое обеспечение : Педагог дополнительного образования.
Методическое обеспечение:
2.3.Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию
Видеофильмы соответствующего содержания
обучения
2.4 Организационные условия:
Парты, мольберты, стулья
Учебная магнитная доска
Выставочный стенд
Подиум для постановок
Шкафы и полки.
2.3.
Формы аттестации
Участие в различных выставках и конкурсах.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
2.4.
Ввод текста …
2.5.
Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Ввод текста …
2.6.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Цель воспитательного процесса Воспитательная деятельность в объединении
направлена на освоение обучающимися ключевых компетенций: социальной,
здоровьесберегающей, коммуникативной и креативной.
Задачи воспитательного процесса
-Воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитание внимательности, аккуратности, целеустремлѐнности, творческой
самореализации.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по
годам обучения и делятся на теоретические знания, практические умения и навыки,
личностные качества и компетенции, развитие которых предполагается в ходе реализации
13
программы.
На занятиях кофейной дети осваивают и применяют разнообразные техники и
художественные материалы.
К концу первого года обучения дети будут:
Уметь:
смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим
замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
использовать различные приемы и техники кофейной живописи.
Знать:
нетрадиционные техники изобразительного искусства;
гармонию цвета (тональность, оттенки);
азы и основные законы композиции ;
пропорции плоскостных и объѐмных предметов;
приемы и техники кофейного гризаля.
свойства различных художественных материалов;
По завершении курса обучения:
Ученик должен знать:
Знать историю и развития Кофе-арт..
Особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного
искусства.
Закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные
закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы
цветоведения, композиции.
Различные приѐмы работы кистью, акварелью и линерами.
Ученик будет уметь:
Применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи,
композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные и
цветовые отношения; применять приемы кофейной живописи.
Правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и
грамотно изображать их на плоскости и в объеме;
Передать в работе не только настроение, но традиции и собственное отношение к
изображаемому объекту;
Передавать в композициях и сюжетных работах объем и пространственное положение
предметов средствами перспективы и светотени, стилизации.
В сюжетных работах передавать движение;
Искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять
наброски и зарисовки к сюжету;
Приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных
работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
владеть кофейной смесью, акварельными красками; , использовать подручный
материал;
14
выполнять рисунки, композиции, панно;
делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их
мнению;
понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни,
видеть красоту людей, их поступков.
слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному
труду и учебе.
Приоритетные направления воспитания способствовать к формированию у
учащихся гражданско-патриотическую личность на основе отечественной культуры;
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Воспитательная деятельность в объединении направлена на освоение обучающимися
ключевых компетенций: социальной, здоровьесберегающей, коммуникативной и креативной.
Сферы развития
Коммуникативная
Креативная
Здоровьесберегающая
Составляющие
Виды деятельности
Диагностика
Способность работать в Выполнение коллективных
Педагогическое
команде,
работ, внесение идей,
наблюдение, беседа,
инициативность,
выполнение заданий путем
анкетирование.
самоорганизация;
самостоятельной организации
умение анализировать
творческой деятельности;
свои действия;
подготовка сообщений по
способность к
теме занятия; оказание
эффективному
взаимопомощи; защита
общению; умение
творческих проектов
слушать и слышать
собеседника; умение
грамотно выстраивать
речь; умение находить
информацию.
Разнообразие интересов, Выполнение индивидуальных Выставка творческих
стремление к
творческих работ в
работ, беседа,
творчеству, творческая
различных направлениях.
тестирование.
активность,
Поиск новых решений из
увлеченность,
поставленной педагогом
ассоциирование,
проблемной ситуации,
развитый эстетический
требующей проявления
вкус, чувство формы,
творческих способностей.
способность к
Поиск путей
импровизации.
усовершенствования
творческих работ. Изучение
творчества великих мастеров
искусства и т.п.
Знание и соблюдение
Выполнение работ с
Участие в выставках.
норм техники
использованием бросового
Педагогическое
безопасности
материала; самостоятельная
наблюдение.
15
жизнедеятельности.
Соблюдение режима
дня.
Социальная
организация своего рабочего
места. Ознакомление с
правилами по технике
безопасности и поведению
при возникновении
чрезвычайных ситуаций.
Оказание помощи в
составлении режима дня.
Выполнение гимнастики для
глаз и осанки.
Владение основами
Участие в подготовке и
Участие в массовой
организаторской
проведении мероприятий в
работе,
деятельности. Знание и
объединении. Участие в
Педагогическое
соблюдение
выставках, конкурсах,
наблюдение, беседы.
элементарных основных различных мероприятиях.
правовых норм.
Ознакомление с творчеством
и традициями различных
народов.
Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель Краткое
Форма
п/п мероприятия,
содержание проведения
события
16
Сроки
проведения
Ответственные
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008.
2. Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1983.
3. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
4. Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. - М. , 2008.
5. Вильчинский В. М. Учитесь рисовать. – Киев , 1983.
6. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1983.
7. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
8. Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.
9. Иттен И. Искусство цвета. – М. , 2007.
10. Казак Н. Где народные умельцы узор искали? – М. , 1990.
11. Константиновский М. Где работают художники. – М., 1990.
12. Костерин Н. П. Учебное рисование. – М. , 1980.
13. Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. – М., 1983.
14. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М., 2005.
15. Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М., 2008.
16. Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск, 2005.
17. Митрохина М.С. Образовательная программа «История искусства своими руками» //
Искусство в школе – 2008.
18. Михайлов А. М. Любителям рисования. – М., 1963.
19. Паранюшкин Р. В., Хандова Г. Н. Цветоведение для художников. Колористика. – М.,
2007.
20. Петрова И. М. Объемная аппликация.- СПб., 2002.
21. Попова Е. Городецкие узоры. – М., 1990.
22. Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. – М., 1976.
23. Розенвкассер. В. Б. Беседы об искусстве. – М., 1979.
24. Рондели Л. Д. Народное прикладное искусство. – М., 1984.
25. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.,
1980.
26. Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. (Учебное пособие для училищ). – М., 1988.
27. Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом «Нева»»; М.:
«ОЛМА - ПРЕСС», 2003.
28. Станьер П. , Розенберг Т. Практический курс рисования. - Минск, 2005.
29. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. – М., 2005
30. Н. Величко «Энциклопедия народных промыслов»- М 1998
31. Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного
искусства в школе. – М., 1977.
32. Шпикалова Т. Я. Русская матрешка. – М., 1979.
33. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010.
34. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми
7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009.
35. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение,
2007.
38. Бадаев В. С. Русская кистевая живопись. – М., 2000.
39. Григорьян И. И. Русская жанровая живопись. – М., 2005
17
18
19