Муниципальное образование «Город Таганрог»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Лекарственные растения Донского края»
Подвид программы: разноуровневая
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 9 до 11 лет
Срок реализации: 144 часа
Форма обучения: очная
Разработчик: педагог дополнительного
образования Руднева Анжелика Николаевна
Таганрог
2024г
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) Ошибка!
Закладка не определена.
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 4
1.3. Содержание программы ................................................................................. 6
Учебный план ........................................................................................................ 6
Содержание учебного плана ................................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 11
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 18
2.3. Методическое обеспечение программы ..................................................... 18
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 19
2.5. Диагностический инструментарий ............................................................ 19
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 20
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 20
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 22
Приложение 1 ......................................................................................................... 22
2
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
I.
1.1 Пояснительная записка.
В настоящее время возрос интерес к изучению лекарственных растений,
применению их в народной медицине. Лекарственные растения окружают
сельских жителей и могут служить объектом производственной деятельности
на селе и приносить пользу населению, при их грамотном употреблении в
качестве домашних лекарственных средств. А городские жители могут
выращивать лекарственные растения на дачных участках. В современных
условиях одной из важных задач дополнительного образования является
углубление и пополнение школьных знаний, развитие творческого потенциала
личности, формирование исследовательских умений, вовлечение детей в
практическую деятельность, стимулирование их к пополнению знаний об
окружающей среде.
Направленность – естественнонаучная
Уровень программы – базовый
Актуальность – данной программы определяется интересом учащихся к
углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания
основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и
широком диапазоне уровней биологических процессов
Новизна программы состоит в том, что она направлена на углубление
теоретических знаний по биологии и на развитие практических навыков и
умений. В связи с этим основной метод обучения – образовательно деятельностный. Дети учатся относиться к труду как к деятельности, которая
требует усилий, напряжения, но доставляет радость, осознаѐтся как
общественно полезная. Большинство занятий построено по следующей схеме:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
Рефлексия.
Практическая работа.
Итог.
Педагогическая целесообразность – данная общеразвивающая программа
3
педагогически целесообразна и предназначена для более глубокого изучения
наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии.
1.2. Цель и задачи программы
развитие познавательных мотивов и освоение опыта практического применения
знаний и умений при выращивании заготовке и использовании лекарственных
растений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Образовательные:
развивать умения учащихся по самообразованию, использованию
различных источников информации; исследовательских и практических
умений; развивать коммуникативную культуру;
Расширить знания учащихся в области биологии и физиологии растений;
дать представление обучающимся о специфике профессий, связанных с
миром растений;
сформировать навыки творческой и исследовательской деятельности;
способствовать развитию интеллектуальных способностей детей.
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе;
формирование у детей научного мировоззрения, творческого
воображения;
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу;
повышение экологической культуры учащихся;
приобретение общественно – организаторских умений, почувствовать
ответственность не только за свою, но и за общую работу;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ответственного отношения к поручению коллектива.
Развивающие:
Развивать познавательные мотивы, направленные на получение нового
знания о живой природе, в том числе, о лекарственных растениях;
развивать познавательные качества личности, связанные с усвоением
основ научных знаний;
осваивать опыт практического применения знаний и умений при
выращивании, заготовке и использовании лекарственных растений;
4
В результате освоения содержания курса у детей формируются
универсальные учебные действия (УУД): личностные, коммуникативные,
познавательные и регулятивные.
Категория учащихся – стартовая программа объединения «Лекарственные
растения Донского края» рассчитана на учащихся 3 – 4 классов; базово продвинутая программа - рассчитана на учащихся 4-6 классов.
Обучающиеся успешно прошедшие программу первого года обучения,
переводятся на второй год обучения. Каждое занятие носит развивающий
характер и сопровождается иллюстративным материалом: фотографиями,
таблицами, гербарным материалом и практической работой для закрепления
темы…. В занятия включены интересные сведения из жизни растений,
ребусы, головоломки…. Кроме того, обучающиеся занимаются
исследовательской работой, учатся писать рефераты, обобщать результаты
опытов.
Формы проведения – теоретические занятия проходят в тесном
соответствии с практическими занятиями. Большое внимание уделяется
научно практической и самостоятельной работам
Занятия с детьми проводятся в индивидуальной, групповой и коллективной
форме. При выполнении практического задания в группах на заданную тему
присутствует сотрудничество - право выбора учащимися себе партнѐров по
выполняемому делу.
Кроме классно-урочной системы предполагается практическая работа в
природе, на участке, проведение опытнической работы, экологических
акций, экскурсий. При необходимости занятия можно проводить
дистанционно. В работе используются различные формы и методы
обучения:
Организация экскурсий;
Выставка рисунков, поделок;
Беседы, викторины;
Проектная деятельность;
Групповая форма;
Социальная практика;
Самостоятельная работа.
Данные формы способствуют формированию обще учебных компетентностей:
коммуникативной, социальной, информационной.
Срок реализации – программа первого года рассчитана на 4 часа в неделю (по
45 минут, два академических часа, два раза в неделю) теоретическое изучение
материала, практическая работа, природоохранные мероприятия, опыты. Всего
5
144 часа в год. Она даѐт возможность обобщить, систематизировать, расширить
имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении
растений.
1.3. Содержание программы
Учебно – тематический план обучения
№ Наименование
Тема
1
2
3
4
раздела, Всего
Введение.
Предмет
и
задачи курса. Инструктаж
по пожарной безопасности.
История
использования
лекарственных растений в
жизни человека
История
развития
промысла лекарственных
растений
Как устроены растения
Источники лекарственного
растительного
сырья.
Дикорастущие
лекарственные растения
6 Культурные лекарственные
растения
7 Влияние
жизнедеятельности
человека на лекарственные
растения
8 Общие правила заготовки
растительного сырья
9 Использование
лекарственного сырья
10 Лекарственные препараты,
изготовленные
из
растений, защита проекта.
и
хранение
11 Сбор
лекарственного сырья
5
Теория
2
1
Практика Экскурсии Формы
аттестации
(контроля)
1
6
4
-
2
тест
8
4
-
4
Тест,
гербаризация
24
13
11
-
22
16
6
-
Работа
с
определением
гербария
Тест, зарисовка
14
4
6
4
Тест
8
4
4
-
Тест
8
4
4
-
Тест
12
4
8
-
Тест
8
4
4
-
Тест
26
4
18
4
Практическая
работа
6
12 Подготовка
работ
13 Итого:
итоговых 6
144
2
4
-
64
65
15
Практическая
работа
Содержание учебного плана
Тема 1. Введение. (2 часа)
Теория (1 ч.). Ознакомление обучающихся с программой.
Экскурсия (1ч.). Экскурсия по центру
Тема 2. История использования лекарственных растений в жизни
человека. (6 часов)
Теория (4 ч.). История использования лекарственных растений в жизни
человека,
ветеринарии,
в
пищевой
и
парфюмерно-косметической
промышленности
Экскурсия (2 ч.). Экскурсия: «Растения, используемые в народной медицине»
Тема 3. История развития промысла лекарственных растений (8 часов)
Теория (4 ч.). История развития промысла лекарственных растений. Сведения о
русской медицинской литературе – травниках, вертоградах, лечебниках.
Экскурсия (4 ч.). Экскурсия:
лекарственных растений»
«Приобретение
навыков
нахождения
Тема 4. Как устроены растения. (24 часа)
Теория (13 ч.). Части растений. Стебель. Корень. Листья, жилкование,
листорасположение. Цветы правильные и неправильные. Плоды. Систематика
растений. Признаки однодольных и двудольных растений. Правила работы с
определителем. Признаки семейств.
Практика (11 ч.). Определение голосеменных однодольных и двудольных
растений. Работа с определителем.
Тема 5. Источники лекарственного растительного сырья.
лекарственные растения. (22 часа)
Дикорастущие
Теория (16 ч.). Источники лекарственного растительного сырья. Дикорастущие
лекарственные растения: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения
7
лугов, лесов, влажных и сухих мест.
Практика (6 ч.). Распознавание лекарственных растений, гербаризация и
приготовление фито чая.
Тема 6. Культурные лекарственные растения. (14 часов)
Теория (4 ч.). Культуры, используемые в народной медицине: овощные,
полевые, эфиромасличные.
Практика (6 ч.). Распознавание культурных растений, используемых в
медицине.
Экскурсия (4 ч.). Акция: «Поможем птицам». Оргмассовая работа «Новогодний
утренник», посещение елки на площади.
Тема 7. Влияние жизнедеятельности человека на лекарственные растения.
(8 часов).
Теория (4 ч.). Влияние экологии на лекарственные свойства растений. Влияние
жизнедеятельности человека на лекарственные растения, места произрастания.
Практика (4 ч.). Изготовление наглядного материала - стенда.
Тема 8. Общие правила заготовки растительного сырья. (8 часов)
Теория (4 ч.). Правила заготовки растительного сырья, коры, корней и плодов
лекарственных растений.
Практика (4 ч.). Акции: «Ёлка», «Сохраним легкие планеты».
Тема 9. Использование лекарственного сырья. (12 часов)
Теория (4 ч.). Биологически активные вещества. Фитонцидные растения.
Лекарственные растения от простуды насморка и ангины.
Практика (8 ч.). Распознавание растений. Приготовление отваров, настоев и
применение.
Тема 10. Лекарственные препараты, изготовленные из растений, защита
проекта. (8 часов)
Теория (4 ч.). Понятие о классификации лекарственных препаратов,
изготовленных из растений. Правила расфасовки, упаковки и хранения готовой
продукции в промышленных условиях и дома. Лекарственные препараты,
изготовленные из растений. Лекарства от кашля, ангины, успокоительные, от
8
ушибов. Проектная работа.
Практика (4 ч.). Определение сроков годности лекарственного сырья на
промышленных упаковках. Распознавание лекарственных препаратов. Защита
проекта.
Тема 11. Сбор и хранение лекарственного сырья. (26 часов)
Теория (4 ч.). Сроки сбора лек растительного сырья и способы сбора. Правила
сбора эфиромасличных культур. Сбор лекарственных трав (тысячелистник
обыкновенный, ромашка лекарственная, полынь горькая, одуванчик
лекарственный, пижма, душица обыкновенная, шалфей, чабрец, мята перечная,
мать - и - мачеха, череда, крапива,). Измельчение лекарственного сырья по
технологии заготовки. Сбор лекарственной растительности, ягод, коры. (береза,
дуб, черемуха, кизил, , шиповник, барбарис, луки, черемша, и др.)
Практика (18 ч.). Сбор материала. Сортировка и сушка собранного материала.
Измельчение лекарственного сырья по технологии заготовки. Закладка на
хранение. «Заготовка и применение лекарственных растений» Чаепитие.
Экскурсия (4 ч.). Экскурсия на луг, в лес.
Тема 12. Подготовка итоговых работ. (6 часов)
Теория (2 ч.). Правила оформления работ, составление презентаций.
Практика (4 ч.). Подготовка итоговых работ. Самостоятельная работа.
Оформление работ.
1.4. Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе с неизвестными растениями,
при работе на учебно - опытном участке;
термины по биологии и фитологии;
морфологию и биологию растений;
правила проведения агротехнических мероприятий;
Учащиеся должны уметь:
определять растения;
выявлять связь между строением и функциями органов, организмом
растений и условиями внешней среды;
в предложенных коллекциях и гербариях распознавать лекарственные
9
растения;
применять на практике теоретические знания о заготовке ЛРС,
приготовлении отваров, настоев и настоек и способах их применения;
выращивать лекарственные растения.
У учащихся должны быть сформированы компетенции:
Учебно-познавательные:
определять рациональную последовательность
практических работ;
самостоятельно оценивать свою деятельность;
уметь выявлять причинно-следственные связи;
творчески решать практические задачи.
при
выполнении
Коммуникативные:
вести диалог, выступать публично;
участвовать в коллективной мыслительной деятельности;
уметь аргументировано доказывать свою точку зрения, формулировать
выводы.
Общекультурные:
соблюдать нравственно-этические нормы поведения;
соблюдать правила по технике безопасности
практических работ.
при
выполнении
Информационные:
уметь конспектировать, осуществлять пометки, выписки, составлять
тезисы;
описывать полученные результаты, делать выводы;
владеть навыками подготовки презентаций.
Ожидаемые результаты: удовлетворение потребностей самовыражении и по
интересам учащихся. Обучающиеся закрепляют знания по систематике
растений, знакомятся с лекарственными свойствами и агротехникой
выращивания лекарственно – растительного сырья (ЛРС), работают на опытном
участке. Ставят и проводят опыты, подводят их итоги, по их результатам
принимают участие в конкурсах, конференциях.
Занятия строятся с учѐтом психолого-педагогических особенностей учащихся
среднего школьного возраста, поэтому дети без труда усваивают сложные
10
понятия из курса ботаники и фармакологии. Предлагаемая программа
объединения, тематическое планирование, разработки занятий, прежде всего,
адресованы педагогам дополнительного образования, могут быть полезны и
учителям биологии.
В целом программа позволяет полнее реализовать воспитательный и
развивающий потенциал биологических знаний.
Принципы построения программы:
доступность;
системность;
преемственность;
научность;
результативность.
Принцип доступности предусматривает отбор содержания на основе его
соответствия содержания возрастным и познавательным возможностям
учащихся 3-4 классов
Принцип системности предполагает соответствие содержания материала
программы структурной модели исследовательской деятельности.
Указанные принципы взаимосвязаны, применяются одновременно, образуя
основу для успешного формирования учебно-исследовательских умений и
навыков.
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарно учебный график
№
1
Дата
Тема
Занятия
Кол-во Время
часов
проведения
занятия
Ознакомление детей с 2
согласно
программой. Техника
расписанию
безопасности
на
экскурсии и при работе
с растениями.
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
теория
МОБУ
СОШ №34
вводная
аттестация
11
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
История использования
лекарственных
растений
в
жизни
человека, ветеринарии,
в
пищевой
и
парфюмернокосметиче
ской промышленности.
История использования
растений в косметике
История
развития
промысла
лекарственных
растений
«Растения,
используемые
в
народной медицине».
Сведения о русской
медицинской
литературе
–
травниках, вертоградах,
лечебниках
«Приобретение
навыков
нахождения
лекарственных
растений
Удобрения и значение
их.
Внесение
органических
удобрений
Значение
осенней
перекопки Перекопка
участка.
Источники
лекарственного
растительного сырья.
Дикорастущие
лекарственные
растения:
деревья,
кустарники, травы
Лекарственные
растения лугов
Лекарственные
растения лесов
Лекарственные
растения влажных мест
«Сбор лекарственных
растений» (ягод, коры,
корней)
Лекарственные
растения под ногами
(рудеральные растения)
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
устный
опрос
1
согласно
расписанию
2
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
2
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
дневник
наблюдени
й
3
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
теория
1
2
3
2
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
теория
МОБУ
СОШ №34
теория
МОБУ
СОШ №34
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
12
Работа с определителем 2
Распознавание
Приготовление фиточая 2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
19
Лекарственные деревья 2
Распознавание деревьев
согласно
расписанию
20
Лекарственные травы и 1
их распознавания
согласно
расписанию
21
Определение
лекарственных
растений
и
их
гербаризация
Овощные
растения,
используемые
в
народной медицине
Эфиромасличные
зеленные
культуры
Распознавание их
Приготовление
фито
чая
2
согласно
расписанию
1
17
18
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
МОБУ
СОШ №34
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
1
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №34
Полевые
культуры, 2
используемые
в
народной
медицине.
Распознавание их
Приготовление блюд с 2
лек-ых растений
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
Влияние экологии на
лекарственные
свойства растений
Влияние
жизнедеятельности
человека
на
лекарственные
растения,
места
произрастания
Изготовление
наглядного материала –
стенда
Правила
заготовки
растительного сырья
2
согласно
расписанию
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
дневник
наблюдени
й
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
3
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №34
Правила
заготовки 2
коры, корней и плодов
лекарственных
растений
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
МОБУ
СОШ №34
13
3
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
устный
опрос
2
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №34
36
Приготовление отваров 2
настоев и применение
согласно
расписанию
37
Приготовление настоев 2
и применение
Приготовление
1
фиточаев
согласно
расписанию
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
теория
Правила
расфасовки, 3
упаковки и хранения
готовой продукции в
промышленных
условиях
и
дома
Распознавание
Сроки
сбора
лек 2
растительного сырья и
способы сбора
Сбор
лекарственных 3
трав
согласно
расписанию
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №34
42
Сортировка и сушка 2
собранного материала
согласно
расписанию
43
Сортировка и сушка 2
собранного материала.
согласно
расписанию
44
Подбор
тем,
и
подготовка методики
проведения опыта.
Составление
схемы
опыта и оформление.
Измельчение
лекарственного сырья
по
технологии
заготовки
Техника сбора Сбор
лекарственной
растительности –коры,
корней, правила сушки
2
согласно
расписанию
3
согласно
расписанию
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
устный
опрос
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
32
33
34
35
38
39
40
41
45
46
47
Лекарственные
растения от простуды
насморка и ангины.
Распознавание
растений
Кровоостанавливающе
ие:
Работа
с
определителем
Распознавание
растений
2
1
1
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
теория
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
14
Сортировка и сушка
лекарственного сырья.
и закладка на хранение
Измельчение
лекарственного сырья
по
технологии
заготовки.
Измельчение
лекарственного сырья
по
технологии
заготовки.
Закладка на хранение
2
согласно
расписанию
3
согласно
расписанию
2
52
53
48
49
50
51
54
55
56
57
58
59
60
61
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
дневник
наблюдени
й
2
согласно
расписанию
Приготовление
фиточаев
1
согласно
расписанию
Условия необходимые
для роста и развития
растений.
Уход
за
озимыми посевами и
посадками.
Экология
выращиваемых
и
интродуцируемых
растений.
Фазы
развития
растений.
Болезни и вредители и
меры борьбы
Подготовка
исследовательской
работы.
Экология
их
распространения.
Условия
обитания.
Подготовка семян для
посева и растений для
пересадки.
Очистка участка от
сухих остатков.
3
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
теория
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
3
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
устный
опрос
устный
опрос
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
2
согласно
расписанию
Признаки
голодания 2
растений.
Распознавание.
Удобрения и значение 2
их.
Внесение
органических
удобрений
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
теория
устный
опрос
3
2
согласно
расписанию
теория
теория
МОБУ
СОШ №34
15
62
63
64
65
66
67
68
69
70
Значение
осенней
перекопки Перекопка
участка.
Изучение экологии и
биологии
выбранной
для
выращивания
культуры.
«Сбор лекарственных
растений» (ягод, коры,
корней)
Работа с определителем
Распознавание.
работа с гербарными
экземплярами
лекарственных
растений
Правила оформления
работ,
составление
презентаций.
Подготовка итоговых
работ
доклады,
рефераты
Подготовка докладов к
конференции
3
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
1
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
1
согласно
расписанию
2
согласно
расписанию
согласно
расписанию
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
теория
МОБУ
СОШ №34
практичес МОБУ
кая
СОШ №34
работа
дневник
наблюдени
й
устный
опрос
дневник
наблюдени
й
2
2
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
3
согласно
расписанию
теория
МОБУ
СОШ №34
устный
опрос
3
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №34
Конференция Выставка 3
выращенной продукции
согласно
расписанию
практичес
кая
работа
практичес
кая
работа
дневник
наблюдени
й
дневник
наблюдени
й
МОБУ
СОШ №34
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Наличие учебно-опытного участка. Наличие условий для выращивания
лекарственных растений их сушки.
Помещения для занятий, с коллекции - муляжей, корни, стебли, листья, цветы,
плоды; таблицы, гербарий и др.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования, имеющий высшее
специальное педагогическое образование.
или среднее
2.3. Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная
форма
организации
работы
обучающихся
предусматривает самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы
задач без контакта с другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех
темпе.
16
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов
периодической печати, отчѐты об итогах работы.
– картографический – анализ карт, различных по содержанию.
– статистический – использование цифрового материала, графиков,
диаграмм, обработка собранных данных.
– визуальное наблюдение – сбор информации путѐм наблюдений за
объектами.
– исследовательский – проведение научных исследований, опытов.
– практический – при выполнении практических заданий.
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным
исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
2.4. Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
– устный опрос;
– тестовые задания;
– самостоятельные работы;
– контрольные работы;
– участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, индивидуальных и фронтальных опросов.
Так же предусматривается ведение учащимися портфеля достижений. В
портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих
наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ
с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды,
проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
17
2.5. Диагностический инструментарий
– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая
работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь,
конечный-май.
В целях повышения качества и эффективности образовательного процесса,
необходимо регулярно отслеживать и фиксировать усвоение знаний, умений и
навыков, полученных учащимися во время учебных занятий, развитие
личностных качеств, уровня воспитанности с последующей коррекцией
образовательного процесса
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных
недель и приоритетных направлений образовательной деятельности
учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности
определяются для каждого объединения на год. Условия реализации
определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей
программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне программы
для каждого объединения. Составной частью программы является календарный
учебный график, который составляется в зависимости от расписания занятий
для каждого объединения.
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
–
–
–
–
–
Нормативно-правовая база
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребѐнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
18
– Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждѐнный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ (в ред. От 27.09.2017).
– Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07 декабря
2018 г.
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
– Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
– Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
– Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
– Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
– Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой
19
оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в
Ростовской области».
– Устав
муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станция юных натуралистов.
– Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО СЮН.
– Другие локальные акты МБУ ДО СЮН.
Литература для учителя:
1. Научно-популярная, справочная, историческая литература по экологии.
2. Программа «Мир лекарственных растений», автор Е. А. Постникова, М.:
«Просвещение», 2011г.
3. Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.:
2003г.
4. В. И. Гулимова Эфирные масла в косметике и медицине - М.: 2003г.
5. Энциклопедия лекарственных растений народной медицины – Спб., 2006г.
6. М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник.
Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009г.
Литература для учащихся:
1. Ю. Грау, Р. Юнг, Б. Мюнкер Дикорастущие лекарственные растения - М.:
2003;
2. М.А. Изотова, Т.Ф Плотникова, Ю. И. Кирова, Н.А. Сарафанова. Травник.
Лучшие рецепты народной медицины – М.: Эксмо, 2009
3. С. И. Смирнов Мир растений - М.: Молодая гвардия, 1981
Интернет ресурсы:
1. Материалы единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru, интернет –
сайт http//www/floranimal/ru
2. Интернет – сайт http//www/floranimal/ru
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
20
21
22