Природа и художник 24-25

Муниципальное образование «Город Таганрог»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов

СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естестеннонаучной направленности____________________
(указать направленность программы)
«Природа и художник»_____________________
(указать название программы)
Подвид
программы:
разноуровневая____
(разноуровневая, модульная, сетевая,
дистанционная, с применением дистанционных
технологий, адаптированная (для особых
категорий обучающихся) и т.д.)
Уровень программы: ознакомительный___
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа (возраст): от_7_до_15_лет
Срок реализации: _1 год – 144 часа
(общее количество лет и часов по программе,
количество часов по каждому году обучения)
Форма обучения _очная_________
(очная, очно-заочная, заочная, с применением
дистанционных
технологий
и/или
электронного обучения)
Разработчик:
педагог
дополнительного
образования Кривец Екатерина Александровна
(должность разработчика, ФИО)

Таганрог
2024

СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 7
1.3. Содержание программы ................................................................................. 8
Учебный план ........................................................................................................ 8
Содержание учебного плана ................................................................................ 9
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 17
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 21
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 21
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 22
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 24
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 26
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 26
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 35
Приложение 1 ......................................................................................................... 35

2

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.

Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Великий художник Леонардо да Винчи сказал: «В наставницы себе я взял
Природу, учительницу всех учителей».
Особый интерес у ребѐнка вызывает мир природы, с безграничными
богатствами явлений, с неисчерпаемой красотой. Именно природа во все
времена и у всех народов была источником обучения, воспитания и развития.
Рисуя, ребенок учится вниманию к миру, обнаруживает, что в природе нет двух
одинаковых объектов. В строении, цвете и форме каждого пера птицы, каждого
листа на дереве множество неповторимых признаков. Более того,
обнаруживается, что невозможно нарисовать мир без способности переживать
глубинное единство с ним. Пережив хоть раз чувство единства с миром,
человек уже не может относиться к нему как к чему-то утилитарному.
Нет на свете более гениального художника, чем сама природа. Все
созданное ей это настоящие шедевры.
Природа всегда вдохновляла
художников, поэтов, музыкантов. Общение с природой рождает в душе
человека высокие нравственные идеалы. Очень важно научить детей любить и
ценить природу, не быть равнодушными и бессердечными: кто любит природу,
тот не испортит дерево, не сорвет цветок, не погубит птицу.
В наше время очень актуальна тема сохранения природы, научить
будущее поколение беречь природу одна из главных задач педагогов
дополнительного образования.
Развитие творческих способностей необходимо для каждого ребенка.
Творчество можно считать одной из главных особенностей человека.
Способность творить проявляется у человека с детства и входит в состав
показателей роста и развития ребенка, поскольку именно творческая
деятельность активизирует личность.
В современном мире творчество ценится очень высоко. Творческие люди
всегда находят возможности для успешной реализации своего потенциала.
Экология – это весь строй отношений с жизнью каждого конкретного
человека. Как можно более раннее знакомство с азами экологической
проблематики возможно через разнообразное творчество на экологические
темы: рисунки, стихи, рассказы и фотографии о природе. Понять это помогают
занятия в детском объединении «Природа и художник».

3

Нормативно-правовая
база.
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая программа «Юный эколог» разработана на основании
федеральных, региональных нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
– Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
– Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
– Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Направленность программы естестеннонаучная.
Актуальность программы В настоящее время актуальным становится
вопрос о переосмысливании места человека в окружающей его среде. Данная
программа помогает сформировать экоцентрическое мировоззрение у учащихся
и показать роль человека в окружающем мире.
Ребѐнок наблюдая, учится увидеть природу, затем познать и изучить, прежде
чем изобразить в своем творчестве.
Художественное творчество занимает особое место в развитии и
воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии,
4

пространственного мышления, колористического восприятия, оно способствует
раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребѐнка, его эмоциональной
отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области
художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить
потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими
силами.
Программа «Природа и художник» является модифицированной.
Объектом изучения в дополнительном естественнонаучном образовании
является природа, а занятия художественным творчеством это художественное
направление, возникла идея
соединить этих два направления в одной
программе, так появилось объединение «Природа и художник».
Таким образом, были выполнены запросы родителей и детей, а также
социальный запрос организации естественнонаучной направленности «Станции
юных натуралистов».
Отличительные
особенности
программы
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа «Природа и художник»
ориентирована на создание условий для целенаправленного формирования
экологических представлений, развитие экологического сознания обучающихся
посредством организации эколого-нравственного взаимодействия с природой,
предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала,
специальных способностей для самореализации в творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность программы Создание условий
реализации потребностей, интересов и способностей детей для гармоничного
развития экологически грамотной личности, с помощью изучения объектов
природы посредством раскрытия творческих возможностей учащихся;
пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Адресат программы Зачисление учащихся, в возрасте 7 до 15 лет,
происходит на добровольной основе, на основании заявления родителей
(законного представителя). В группу принимаются все желающие без
предварительного отбора и конкурса. Состав группы постоянный.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей возможно ведение
работы по индивидуальному маршруту в рамках данной программы.
Режим занятий 3 часа 2 раза в неделю. Продолжительность 1 учебного
часа составляет 40 минут с обязательной 10-минутной переменой после
каждого учебного часа для отдыха и проветривания помещений. Режим занятий
соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодѐжи».
5

Объем и срок освоения программы 144часа 2024 -2025 учебный год
Особенности организации образовательного процесса Структурная
особенность программы — блочно-тематическое планирование содержания
занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы.
Содержание основывается на четырѐх тематических блоках: "Мир природы»,
"Мир животных ", Мир человека", "Мир искусства".
1-й тематический блок "Мир природы" - образы природы в жизни,
искусстве;
2-й тематический блок "Мир животных" - образы животных в жизни,
искусстве и детском творчестве;
3-й тематический блок "Мир человека" - образ человека и мир его
предметного окружения в жизни, искусстве и детском творчестве.
4-й тематический блок "Мир искусства" - образы различных видов
искусства в изобразительном искусстве и детском творчестве.
Сроки, объем и уровень реализации программы 144часа 2024 -2025
учебный год.
Форма обучения очная
Формы организации образовательного процесса Формы организации
занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Типы занятий: комбинированные, состоящие из теоретической и
практической частей, практические (рассказы-беседы, экскурсии в природу
самостоятельная работа), итоговые – защита проекта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, наглядные методы,
метод стимулирования и мотивации. При использовании таких методов дети
усваивают готовую информацию, работают по образцу.
Виды (формы) занятий Экскурсии, беседы, демонстрации, презентации,
пленэры, творческие практики, викторины, игры.
Перечень форм подведения итогов устный опрос, выставки работ,
индивидуальные творческие задания, конкурсы, диагностика.
Учитывая ухудшение с каждым годом здоровья детей и подростков,
уделяется особое внимание здоровье сбережению: занятия чередуются с
динамическими паузами, физкультминутками на свежем воздухе и в кабинете,
в теплое время года занятия проводятся в летнем классе, организуются
экскурсии, пленэр, спортивные игры.
Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по
своей сути. Основная смысловая установка программы заключается в том, что
экология природы и экология культуры — грани одной проблемы: сохранения в
6

человеке человечности. Кроме того, будучи сопряжено с изучением природы и
искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к
животному, растительному миру, бережное отношение к окружающему миру,
любовь и уважение к культуре своего народа.
Структурная
особенность
программы
—
блочно-тематическое
планирование содержания занятий. Основные разделы программы
группируются вокруг единой темы. Содержание основывается на двух
тематических блоках: "Мир природы», "Мир животных".
1.2. Цель и задачи программы
Цель - создание условий реализации потребностей, интересов и
способностей детей для гармоничного развития экологически грамотной
личности, с помощью изучения объектов природы посредством раскрытия
творческих возможностей учащихся; пробуждение осознанного понимания
доброго, красивого, нравственного.
Задачи:
развивающие (личностные) формирование творческого мышления,
устойчивого интереса к художественной деятельности; природным
объектам;
 развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности,
пространственного воображения;
 формирование умений и навыков, необходимых для создания творческих
работ;
 развитие желания экспериментировать, проявляя яркие познавательные
чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Развивать
любознательность, память, логическое мышление, расширять кругозор
обучающихся.
воспитательные
(метапредметные)
умение
одухотворять
(очеловечивать) «живую» и «неживую» природу;
 способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы,
другим человеком или героем художественного произведения (вставать
на место другого, быть в чьей-то роли);
 готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ (птиц,
зверей, цветов, трав и т.п.). Сопереживать им, выражать свое
неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой
исчезновения (занесенных в Красную книгу) видам растений и животных;
 стремление заботиться о тех, кто зависит от человека, препятствовать
насилию над природой, по мере сил облагораживать ее;
 умение восхищаться красотой и многообразием природных форм,
замечать в неприметном - значительное, в неказистом - выразительное,
любоваться уголками родной и экзотической природы;
 способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений,
выражать свое отношение к ним в пейзажах-настроениях (утро, день,
вечер, ночь; осень, зима, весна, лето);
7

 готовность эмоционально переживать образную форму произведений
изобразительного искусства и т.п.
 воспитание трудолюбия и желания добиваться успеха собственным
трудом.
 воспитание
внимательности,
аккуратности,
целеустремлѐнности,
творческой самореализации.
образовательные (предметные) систематизировать, расширить и
закрепить имеющиеся знания об окружающем мире и природе родного
края;
 формировать положительную мотивацию и общественно полезную
деятельность учащихся по сохранению природы родного края;
 формировать осознанные представления о нормах и правилах
безопасности поведения в природе и привычку их соблюдения в своей
жизнедеятельности;
 расширять представления о многообразии художественных приемов и
техник рисования, потребности в обучении, самопознании и
саморазвитии;
 закрепление и обогащение знаний детей о разных видах художественного
творчества;
 знакомство детей с различными видами изобразительной деятельности,
многообразием художественных материалов и приѐмами работы с ними;
 закрепление приобретѐнных умений и навыков, показывая детям широту
их возможного применения.

1.3.

Содержание программы
Учебный план
Таблица 1_

Учебный план
«Природа и художник»
(наименование программы)

8

Кол-во
часов
теория практика
БЛОК 1: МИР ПРИРОДЫ
36
Вводное занятие. ТБ
1
1
«Мастерская художника»
2
2
«Осенняя палитра»
1
1
«Небесная картина»
1
1
«Забавные кактусы»
2
2
«Цветы на полянке»
1
1
Рисование крупных цветов и листьев
2
4
Натюрморт «Фрукты»
2
2
Натюрморт «Овощи»
2
2
«Осеннее дерево»
1
1
«Морской пейзаж»
2
2
17
19
БЛОК 2: МИР ЖИВОТНЫХ
36
«Ёжик»
2
2
«Подводный мир»
2
2
«Морская черепаха»
2
2
«Волшебные узоры»
2
2
«Заячьи секреты»
2
2
«Зимушка зима»
2
4
«Животные в сказках»
2
2
«Всемирный день защиты морских млекопитающих»
1
1
«Покормите птиц зимой»
2
2
17
19
БЛОК 3: МИР ЧЕЛОВЕКА
36
«Загадочные портреты»
2
4
«Зимний портрет»
2
4
«Человек помогает животным»
2
6
«Человек и декоративно-прикладное искусство»
2
2
«Человек в космосе»
2
4
«Я и мой питомец»
2
4
9
12
24
БЛОК 4: МИР ИСКУССТВА
36

№
Наименование раздела (блока) программы,
занятия тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.

27.
28.
29.
30.
31.

«Искусство в жизни человека»
«Цирк»
Театр
«Кто придумал кино?»
Художник и время
Итоговая выставка
Итого:

2
2
2
2
2
2
12
144

2
6
4
6
6
24

Содержание учебного плана
БЛОК 1: МИР ПРИРОДЫ – 36ч.
Занятие №1. Вводное занятие. ТБ – 2ч.
Теория: Экскурсия по СЮН, беседа о деятельности объединения «Природа и
художник». Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с
художественными инструментами.
Практика: Изобразить то, что любишь рисовать. Бумага А4, материал на
выбор.

Занятие №2. «Мастерская художника» – 4ч.
Теория: В гостях у художника. Знакомство с материалами и инструментами
художника. Радуга в природе, как необычное явление. Цвета радуги. Основные
и составные цвета.
Практика: Знакомство с используемыми материалами. Изобразительные
свойства красок. Смешивание цветов на палитре и формирование навыков
работы с красками. Рисуем радугу в картинках с использованием основных
цветов (цветик семицветик, веселая гусеница и т.п.)
Гуашь, А3, А4.

Занятие №3. Осенняя палитра – 2ч.
Теория: Теплые цвета. Многоцветие осенней земли. Экскурсия во двор СЮН,
парк; просмотр репродукций картин художников. Обсуждение, какие краски у
природы в начале осени.

10

Практика: Работы с ограниченной цветовой палитрой. Упражнение по
смешиванию красок, получение теплых оттенков, навык работы кистевым
мазком. Гуашь, А3, А4.

Занятие №4. Небесная картина – 2ч.
Теория: Просмотр иллюстраций, репродукций картин с изображением неба.
Беседа об изменениях в небе, в зависимости от времени года и времени суток.
Разнообразие цветовой гаммы в природе.
Практика: Формирование навыков работы с цветом, работа кистевым мазком,
растяжка цвета. А3, гуашь.

Занятие №5. Забавные кактусы – 4ч.
Теория: Графика. Линия, штрих, тон, точка – средства выразительности в
графике. Иллюстративный материал с изображением кактусов.
Практика: Осваивание графических приемов, передача формы, фактуры,
компоновка на листе. Графические материалы, бумага А3.

Занятие №6. «Цветы на полянке» – 2ч.
Теория: Знакомство с нетрадиционными техниками рисования. Акварель.
Техника по сырому. Рассматривание осенних цветов (астры и др.),
многообразие цвета.
Практика: Формирование навыков работы в технике по сырому, прорисовка
деталей тонкой кистью. А3, акварель.

Занятие №7. Рисование крупных цветов и листьев (графика) – 6ч.
Теория: Графика. Виды графики, материалы. Самые необычные цветы на
планете. Цветы на территории СЮН. Необычные формы листьев растений.
Этапы выполнения работы.
Практика: Формирование навыков работы в технике графика. Развитие
навыков комбинирования графических материалов. А3, акварель, восковые
мелки.

Занятие №8. Натюрморт «Фрукты» – 4ч.
11

Теория: Знакомство с натюрмортом. Форма, композиция, цвет. Дары осени в
природе (урожай человека и урожай животных).
Практика: Композиционное размещение предметов на листе. Вписывание
общего силуэта всего натюрморта в намеченную общую форму. Работа в
цвете, передача света, тени, полутени, блик. А3, гуашь.

Занятие №9. Натюрморт «Овощи » – 4ч.
Теория:
Продолжение
знакомства
с
натюрмортом,
как
жанром
изобразительного искусства. Дары осени. Праздник урожая (Осенины) в
картинах художников.
Практика: Формирование навыков работы с гуашью. Способы цветового
решения. А3, гуашь.

Занятие №10. Осеннее дерево – 2ч.
Теория: Рассматривание деревьев в парке, беседа о лиственных растениях
Ростовской области. Большие, старые и необычные деревья в парке им. М.
Горького. Занятие экскурсия, игры.
Практика: Наблюдение за объектами природы парка, выполнение зарисовки
самого старого или необычного дерева.

Занятие №11. Морской пейзаж – 4ч.
Теория: Международный день черного моря. Художники маринисты. Линия
горизонта.
Практика: Изображение морского пейзажа по памяти и представлению,
передача состояния моря и неба в разную погоду и время суток (штиль, шторм,
вечером, утром). Бумага А3, акварель, гуашь на выбор.

БЛОК 2: МИР ЖИВОТНЫХ — 36ч.
Занятие №12. Ёжик – 2ч.
Теория: Знакомство с анималистическим жанром в искусстве. Загадки про ежа,
просмотр иллюстративного материала. Описание животного, где обитает, чем
питается
12

Практика: Изображение ежа в осеннем лесу (еж на фоне листьев, еж с дарами
осени и т.п.) А3, гуашь.

Занятие №13. Подводный мир – 4ч.
Теория: Стихия воды в природе, тайны океанов. Беседа об обитателях морей и
океанов. Просмотр презентации (видеофильм). Техники рисования
нетрадиционным способом.
Практика: Разработка эскиза по теме, подбор материала, зарисовки,
обсуждение. Выбор композиции и компоновка на листе. Работа в различных
техниках (допускается нетрадиционное рисование кляксами, набрызг и др.).
Прорисовка элементов тонкой кистью. А3, гуашь.

Занятие №14. Морская черепаха – 4ч.
Теория: Беседа о морских черепахах. О среде обитания, внешних особенностей.
Способы рисования черепах. Экскурсия в живой уголок СЮН. Сравнение,
внешнее сходство и различие морских черепах и черепахи красноухой.
Знакомство с техникой декоративного рисования. Допускается выполнение
работы в технике коллаж (Фон, аппликация, декоративное рисование).
Практика: Создание эскиза на заданную тему. Компоновка объектов
изображения. Работа в цвете, прорисовка деталей. А3, гуашь, газета, маркер.

Занятие №15. Волшебные узоры– 6ч.
Теория: Узоры на крыльях насекомых, птиц и т.п. Ритм, симметрия в природе.
Обсуждение и выбор композиции. Учить видеть красоту в природе. Техники
для изображения замысла.
Практика: Выбор иллюстративного материала для изображения, выбор
способа рисования, технику изображения. Компоновка на листе. Работа в цвете.
А3, гуашь, пастель, акварель на выбор.

Занятие №16. Заячьи секреты – 4ч.
Теория: Продолжаем знакомиться с анималистическим жанром. Экскурсия в
живой уголок СЮН. Рассказ о животных уголка, как ухаживать, чем кормить.
Секреты зайца зимой. Разные способы изображения пушистых животных и
13

веточек хвои гуашью (сухая щетинистая кисть, техника кистевого мазка,
рисование тонкой кистью)
Практика: Цветовая растяжка фона, изображение кролика, зайчика зимой.
Композиция заяц под елью. Передача формы, фактуры меха животного иголок
ели, компоновка на листе. Гуашь, кисть щетина/белка, бумага А3.

Занятие №17. Зимушка зима. – 6ч.
Теория: Рассказ о животных и птицах в зимнем лесу. Просмотр
иллюстративного материала. Обсуждение идей и способов творческой работы.
Практика: Выбор способа творческой работы. Подбор материала, эскиз.
Изображение обитателей зимнего леса (лисичка, олень, волк, медведь в
берлоге, белочка). А3, гуашь, различные материалы.

Занятие №18. Животные в сказках – 4ч.
Теория: Животные в сказках. Художники иллюстраторы. Чтение книг и
рассматривание иллюстраций художников-иллюстраторов. (И. Билибин, В.
Сутеев, Е. Чарушин и др.). Работа графическими материалами (пастель, уголь,
цветные карандаши).
Практика: Создание эскиза на заданную тему. Выбор материалов для
изображения. Компоновка объектов изображения и последовательная работа в
материале. А3, простой карандаш, пастель, цв. Карандаши, уголь и т.п.

Занятие №19. Всемирный день защиты морских млекопитающих – 2ч.
Теория: Биологическая викторина «Морские млекопитающие», посвященная
Всемирному дню защиты морских млекопитающих. Плакат.
Практика: игры, беседа, просмотр видеофильма. Рисунок-плакат о защите
млекопитающих. Изображение кита или дельфина. А4, акварель, восковые
мелки.

Занятие №20. «Покормите птиц зимой» – 4ч.
Теория: Беседа о птицах, зимующих в наших краях, где они обитают, чем
питаются, как им можно помочь перезимовать. 15 января день зимующих птиц
России. Поэтапное рисование птиц. Плакат «Берегите птиц!».
14

Практика: Прогулка в парк, кормление птиц. Создание плаката.
Декорирование изображения нетрадиционными техниками рисования. А3,
гуашь, щетки, ватные палочки.

БЛОК 3: МИР ЧЕЛОВЕКА — 36ч.
Занятие №21. Загадочные портреты – 6ч.
Теория: Знакомство с жанром портрета. Виды портрета. Творчество Д.
Арчимбольдо.
Практика: Игра «Составь портрет из овощей и фруктов, цветов и листьев».
Портрет-коллаж, дорисовка деталей. Бумага, журнальные вырезки фруктов,
овощей, цветов, гербарий, осенние листья, клей.

Занятие №22. «Зимний портрет» – 6ч.
Теория: Беседа об образах сказочных персонажей на зимнюю тематику.
Практика: Создание портрета вымышленного сказочного персонажа на
заданную тему. Прорисовка в смешанной технике. А3, цветные карандаши,
акварель.

Занятие №23. Человек помогает животным – 8ч.
Теория: Беседа о профессиях, где человек помогает животным. Просмотр
иллюстративного материала. Важность этих профессий. Пропорции фигуры
человека в различных позах.
Практика: Композиция человек и животное. Эскизы. Компоновка на листе,
работа в цвете. Гуашь, А3.

Занятие №24. Человек и декоративно-прикладное искусство – 4 ч.
Теория: Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства. Показ
изделий народного творчества. Презентация.
Практика: Украшение шаблона матрешки. Гуашь, шаблон.

Занятие №25. Человек в космосе – 6ч.

15

Теория: Художники
космические корабли.

космонавты(А.

Леонов),

космические

пейзажи,

Практика: Изображение космического пейзажа, корабля. Гуашь, бумага А3.

Занятие №26. Я и мой питомец – 6ч.
Теория: Автопортрет. Изображение человека и его питомца. Просмотр
иллюстративного материала. Пропорции человеческого тела.
Практика: Подбор фотоматериала, эскиз. Компоновка на листе, работа в цвете.
Бумага, гуашь, фотографии, акварель.

БЛОК 4: МИР ИСКУССТВА — 36ч.
Занятие № 27. Искусство в жизни человека — 4ч.
Теория: Виды искусств. Искусство вокруг нас. Презентация.
Практика: Украшение предметов быта (Шаблоны). Гуашь.

Занятие № 28. Цирк — 8ч.
Теория: Цирк, как вид искусства. Экскурсия в музей А.А.Дурова. Образы
клоунов в цирке. Животные в цирке.
Практика: Изображение
тонированная бумага А3.

портрета

клоуна.

Афиша

цирка.

Пастель,

Занятие №29. Театр — 6ч.
Теория: Виды театра. Театр кукол.
Практика: Декорации к сказке. Выбор сюжета, разработка эскизов.
Приглашение на представление. Бумага, гуашь, фломастеры. Ножницы, клей.

Занятие №30. Кто придумал кино? – 8ч.
Теория: Презентация «История кино», беседа с детьми. Афиша кино.
Практика: Разработка серии афиш для фильма о природе. Разработка эскизов.
Работа на большом формате. Гуашь, трафарет.

Занятие № 31. Художник и время — 8ч.
16

Теория: Музеи и выставки произведений искусства. Экскурсия в картинную
галерею. Обсуждение экскурсии.
Практика: Композиция для итоговой выставки на СЮН. Выбор темы,
материалов, работа с эскизами. Выполнение композиции. Материалы и техника
исполнения на выбор. Оформление работы к выставке.

Занятие № 32. Итоговая выставка — 2ч.
Теория: Выставка работ учащихся объединения «Природа и художник».
1.4. Планируемые результаты
Ожидаемые
результаты
соотнесены
с
задачами
программы,
дифференцируются и делятся на теоретические знания, практические умения и
навыки, личностные качества и компетенции, развитие которых предполагается
в ходе реализации программы.
На занятиях изобразительной и декоративной деятельностью дети
осваивают и применяют разнообразные техники и художественные материалы.
Личностные результаты:
 проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
 эмоционально откликаться на красоту времѐн года, явлений окружающей
жизни, видеть красоту людей, их поступков;
 слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
 предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
 понимать необходимость добросовестного отношения к общественно –
полезному труду и учѐбе.
 Бережное отношение к природе и всему живому.
Метапредметные результаты:
 овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
 уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации;
 уметь понимать причины успеха/неудачи своей деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
 уметь работать в коллективе, сотрудничать со своими сверстниками,
оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность
 применять приобретѐнные навыки на практике;
 делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися,
прислушиваться к их мнению;
17

 понимать значимость и возможности коллектива, и свою ответственность
перед ним;
 понимать роль человека в природе.
Предметные результаты:
дети буду знать:
основные и дополнительные цвета;
цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
понятие симметрии;
свойства красок и графических материалов;
азы воздушной перспективы (ближе, дальше);
художественные средства выразительности;
сезонные явления в природе;
различия между живой и неживой природой;
простейшие правила организации рабочего места;
правила безопасности труда и личной гигиены;
перечень растений на территории СЮН.
Дети будут уметь:



























смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии со
своим замыслом;
грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
работать самостоятельно и в коллективе;
организовывать и содержать в порядке своѐ рабочее место;
подбирать информацию для изображения любого объекта природы;
ухаживать за животными живого уголка СЮН.
применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи
и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание
цветов, тональные и цветовые отношения;
правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции
предметов и грамотно изображать их на бумаге;
передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к
изображаемому объекту;
передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и
пространственное положение предметов средствами перспективы и
светотени;
наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние
воздушной перспективы;
в сюжетных работах передавать движение;
искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно
выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
18

 приобретѐт навыки творческого видения и корректного обсуждения
выполненных работ;
 проводить наблюдения за сезонными изменениями в природе;
 выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
 предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные
примеры);
 улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу,
ближайшее природное окружение);
 передавать красоту природы в своих творческих работах;
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
 владеть гуашевыми, акварельными, акриловыми красками, графическим
материалом, использовать подручный материал;
 выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;
 работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и
рисункам детей;
Воспитательный компонент.
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников
(внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020
г.) привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания
в дополнительном образовании и способах внесения воспитательного контента
в текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству,
стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей
страны.
Цель воспитания – создание условий для актуализации инициативы,
успешного саморазвития, самореализации личности.
Задачи воспитания:
– формирование
патриотизма,
гражданственности,
национального
самосознания на основе государственной идеологии;
– подготовка к самостоятельной жизни и труду;
– формирование нравственной, эстетической, экологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности;
– овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
– формирование семейных отношений.
Формы воспитания: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
Воспитательная деятельность в объединении направлена на освоение
учащимися ключевых компетенций: социальной, здоровье сберегающей,
коммуникативной, креативной, экологическая.
19

20

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1.

Календарный учебный график
Таблица _

№

Дата

Календарный учебный график
«Природа и художник»____
(наименование программы)
Кол-во
Тема занятия
часов

1.

1
1

Вводное занятие. ТБ

2.

1
1

«Мастерская художника»

3.

1
1

«Осенняя палитра»

4.

1
1

«Небесная картина»

5.

1
1

«Забавные кактусы»

6.

1
1

«Цветы на полянке»

7.

1
1

Рисование крупных цветов и
листьев

2

Рисование крупных цветов и
листьев

8.

2

Натюрморт «Фрукты»

9.

2

Натюрморт «Овощи»

10.

2

«Осеннее дерево»
21

Время
Фо
проведения
заня
занятия
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
практи
раб
расписанию

согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
практи

расписанию
11.

2

«Морской пейзаж»

12.

2

«Ёжик»

13.

2

«Подводный мир»

14.

2

«Подводный мир»

15.

2

«Морская черепаха»

16.

2

«Волшебные узоры»

17.

2

«Волшебные узоры»

2.2.

Условия реализации программы

согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб
согласно
лек
расписанию практи
раб

Материально-техническое оснащение Для занятий требуется просторное
светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение
должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемое, с
достаточным дневным освещением.
Оборудование:












блокнот для записей (А5);
бумага разного формата, цвета и текстуры;
краски: акварельные, гуашь художественная, акрил, краски по ткани;
баночки для воды;
канцелярская тушь (цветная);
простые карандаши разной твердости и мягкости;
кисти круглые и плоские разного размера (щетина, синтетика,
колонок, и др.);
салфетки (тряпочка хлопчатобумажная);
карандаши цветные (акварельные, восковые, обычные);
ластики белые (в т.ч. кляча);
палитра;
22

раб



















зажимы канцелярские большие (4 шт.);
пастель+фиксатор;
учебно-методические пособия по изобразительному искусству
(программа, учебники);
справочная литература (репродукции, справочники, энциклопедий:
«Мир животных», «Мир растений», по изобразительному искусству,
природе и т.д.);
коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных
промыслов;
репродукции картин разных художников;
муляжи для рисования;
коллекция насекомых для рисования;
серии фотографий и иллюстраций природы, животных и т.д.;
предметы для натурной постановки;
портреты художников;
гербарии культурных и дикорастущих растений;
натуральные объекты;
живые объекты (комнатные растения);
детские работы как примеры выполнения творческих заданий;
работы педагогов «Станции юных натуралистов».

Кадровое обеспечение… ввод текста …
2.3.

Методическое обеспечение

Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы.
Программа предусматривает групповую и индивидуальную формы
организации учебной работы с использованием следующих методов:
По источнику передачи и восприятия знаний:
словесные (рассказ, беседа);
наглядные (демонстрация пособий, иллюстраций, показ технологических
приѐмов, мастер-класс, презентация);
 практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы,
выполнение творческой работы).
По характеру познавательной деятельности:



 репродуктивные (воспроизводящий);
 частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
 творческие (творческие задания по видам деятельности).
По степени самостоятельности:
 работа под непосредственным руководством педагога;
 совместная работа;
23

 самостоятельная работа.
Систематическое освоение художественного наследия помогает
осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. Огромное значение
имеет познание художественной культуры своего народа.
Следует также отметить, что программа не имеет жѐстких рамок и может
корректироваться в зависимости от умений и пожеланий обучающихся. На
занятиях педагог осуществляет индивидуальный подход к каждому ребѐнку,
поэтому может корректировать и изменять в процессе работы уровень
сложности выполнения творческих заданий.
Главным результатом реализации программы является создание каждым
ребѐнком своего оригинального продукта, исследовательского и творческого
проекта, а главным критерием оценки ученика является не столько его
талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно
добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами
изобразительного искусства может каждый ребѐнок.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала и разбивается на 3 части, которые и составляют в
комплексе целостное занятие:
 1 часть включает в себя организационные моменты, изложение нового
материала, инструктаж, планирование и распределение работы для
каждого
обучающегося на данном занятии;
 2 часть – практическая работа учащихся (индивидуальная или групповая,
самостоятельная или совместно с педагогом, под контролем педагога).
Здесь
происходит
закрепление
теоретического
материала,
отрабатываются навыки и приѐмы; формируются успешные способы
профессиональной деятельности;
 3 часть – посвящена анализу проделанной работы и подведению итогов.
Это коллективная деятельность. Системное применение этой формы
деятельности позволяет мыслить, рассуждать, оценивать, принимать
решения.
2.4.
–
–
–
–

Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации программы:
устный опрос;
тестовые задания;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
24

– участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, индивидуальных и фронтальных опросов.
Так же предусматривается ведение учащимися портфеля достижений. В
портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих
наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ
с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды,
проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Участие в
исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне учреждения
дополнительного образования, общегородских, краевых, всероссийских и
международных. Участие в биологических и экологических олимпиадах
разного уровня, проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете
является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их
практического осмысления.
Формы
подведения
итогов
реализации
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы
осуществляется
посредством индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного
контроля, творческих работ, итогового занятия и викторины по г. Таганрогу.
Программой предусмотрено участие детей в викторинах, олимпиадах
конкурсах естественнонаучной направленности разного уровня, что
способствует закреплению пройденного материала и создаѐт условия для
переживания каждым ребѐнком ситуации успеха. Проведение экологических
акций позволяет детям осознать роль отдельной личности и свои собственные
возможности в деле сохранения природы.
В процессе обучения детей, по данной программе отслеживаются три
вида результатов:
 текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
 промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за
полугодие);
 итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению
программы за весь учебный год).
Творческие работы оцениваются по следующим критериям:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
25

4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов работы
относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
1. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам, помогали
дети, помогал педагог);
2. Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы
(эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид
творчества предпочитает)
3. Творческое мышление (внѐс ли ребѐнок что-то новое в свою работу или
делал по образцу).

2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)

– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая
работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь,
конечный-май.
В целях повышения качества и эффективности
образовательного процесса, необходимо регулярно отслеживать и
фиксировать усвоение знаний, умений и навыков, полученных
учащимися во время учебных занятий, развитие личностных качеств,
уровня воспитанности с последующей коррекцией образовательного
процесса.
– Одним из показателей успеха обучающихся является участие в различных
выставках и конкурсах. Процесс обучения предполагает развитие
следующих
предметных
компетенций:
изобразительной,
композиционной,
культурологической,
информационной,
организаторской.
2.6.

Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей

Для педагога:
1.
Т.А.Копцева «Природа и художник» (программа по изобразительному
искусству) М., 2001.
2.
Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008.
3.
Беда Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1983.
4.
Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
5.
Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов. - М., 2008.
6.
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать. – Киев, 1983.
26

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.

Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. – М., 1983.
Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977.
Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984.
Гусакова М. А. Аппликация. М., 1987.
Иттен И. Искусство цвета. – М., 2007.
Казак Н. Где народные умельцы узор искали? – М., 1990.
Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. – М., 2000.
Константиновский М. Где работают художники. – М., 1990.
Костерин Н. П. Учебное рисование. – М., 1980.
Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. – М., 1983.
Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М., 2005.
Логвиненко Г. М. Декоративная композиция. – М., 2008.
Миронова Л. Н. Цвет в изобразительном искусстве. – Минск, 2005.
Митрохина М.С. Образовательная программа «История искусства своими
руками» // Искусство в школе – 2008.
Михайлов А. М. Любителям рисования. – М., 1963.
Паранюшкин Р. В., Хандова Г. Н. Цветоведение для художников.
Колористика. – М., 2007.
Петрова И. М. Объемная аппликация. - СПб., 2002.
Попова Е. Городецкие узоры. – М., 1990.
Рожкова Е. Е. Изобразительное искусство в школе. – М., 1976.
Розенвкассер. В. Б. Беседы об искусстве. – М., 1979.
Рондели Л. Д. Народное прикладное искусство. – М., 1984.
Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе. – М., 1980.
Ростовцев Н. Н. Учебный рисунок. (Учебное пособие для училищ). – М.,
1988.
Рутковская А. Рисование в начальной школе. – СПб.: «Издательский Дом
«Нева»»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2003.
Станьер П., Розенберг Т. Практический курс рисования. - Минск, 2005.
Стармер А. Цвет. Энциклопедия. – М., 2005.
Шорохов Е. В. Тематическое рисование в школе. – М., 1975.
Шорохов Е. В. Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. – М., 1977.
Шпикалова Т. Я. Русская матрешка. – М., 1979.
А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010.
В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному
творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр ―Владос‖, 2009.
Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:
Просвещение, 2007.

Для обучающихся:
1. Акварельная живопись. Шаг за шагом. – М., 2004.
2. Бадаев В. С. Русская кистевая живопись. – М., 2000.
27

3. Горяева Н. А. Первые шаги в мире искусства. М., 1991.
4. Графика. Подробный практический курс. – М. 2006.
5. Григорьян И. И. Русская жанровая живопись. – М., 2005.
6. Гуткнехт А. Пейзажи. – М., 2004.
7. Ефремова Л. А. Портрет в русской живописи. – М., 2005.
8. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – М., 2003.
9. Фудурих Б., Грейм М. Акварельная живопись. – М., 2004.
10.Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005.
11.Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А.
Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.
12.Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.:
ООО «Мир книги», 2005.
13.Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.:
Издательский Дом «Литера», 2004.
Интернет-ресурсы:
1. Природа Ростовской области: https://youtu.be/z20ZrHjSWds
2. А. Леонов космонавт и художник: https://youtu.be/3MG5VJi-4Kg
3. Животные Африки для детей: https://youtu.be/LTKzsiL8BMo
4. Ростовский заповедник https://youtu.be/JG1lT3Z7oPc
5. Птицы дикой природы фото с названиями https://youtu.be/dhGTMyG9-2A
6. Чужих детей не бывает https://youtu.be/8PsH0pRZuCk
7. Большая морская черепаха https://youtu.be/gg-eKMNsZQA
https://youtu.be/eANuE5ZdIYw
8. Художник Джузеппе Арчимбольдо https://youtu.be/6BeCascyzj0
9. Карикатура и шарж https://youtu.be/OW75o2LFEhs

2.7.

Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы

Цель
воспитательного
процесса
Современный
российский
общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий,
компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными
правовыми актами Российской Федерации в сфере образования, цель
воспитания обучающихся в школе: развитие личности, создание условий для
самоопределения
и
социализации
на
основе
социокультурных,
духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у обучающихся чувства уважения к человеку труда и старшему
28

поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитательного процесса: усвоение обучающимися знаний,
норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало 6
российское общество (социально значимых знаний); - формирование и развитие
позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их
освоение, принятие); - приобретение соответствующего этим нормам,
ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения,
межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и
сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков,
социально значимых дел). − достижение личностных результатов освоения
общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО ООО СОО.
Планируемые результаты осознание российской гражданской
идентичности;
− сформированность ценностей самостоятельности и инициативы;
− готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
− наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
− сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности организации, осуществляющей образовательную
деятельность,
в
соответствии
с
традиционными
российскими
социокультурными, историческими и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней
позиции личности и старшему поколению, закону и правопорядку, труду,
взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и
окружающей среде.
Воспитательная
деятельность
в
образовательной
организации
планируется
и
осуществляетсяна
основе
аксиологического,
антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного,
личностно-ориентированного подходов и с учетом принципов воспитания:
гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей
и
взрослых,
следования
нравственному
примеру,
безопасной
жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
Приоритетные направления воспитания Программа реализуется в
единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с
ФГОС по направлениям воспитания:
29

- гражданское воспитание, формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
народу России как источнику
власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской
государственности,
изучение и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской
Федерации;
- патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю,
Родине, своему народу,
уважения к другим народам России, формирование общероссийской
культурной идентичности
(проведение общешкольных ключевых дел к Дню защитников Отчества,
Дням воинской славы,
Дню Победы, Дню освобождения от немецко – фашистских захватчиков и
другие);
- духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов
России, формирование традиционных российских семейных ценностей;
воспитание честности, доброты, милосердия, сопереживания, справедливости,
коллективизма, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти
предков, их вере и культурным традициям;
- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства (посещение музеев и театров
региона, экскурсии);
- физическое воспитание: развитие физических способностей с учѐтом
возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа
жизни, эмоционального благополучия, личной и общественной безопасности,
навыков безопасного поведения в природной и социальной среде,
чрезвычайных ситуациях (игры разминки, физминутки);
- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной деятельности;
- экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны и защиты
окружающей среды;
- познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя
и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного
образования с учѐтом личностных интересов и потребностей..
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
30

Реализация
воспитательного
потенциала
внеурочной
деятельности
осуществляется в рамках следующих выбранных обучающимися курсов,
занятий:
-патриотической, гражданско-патриотической, военно-патриотической,
краеведческой, историкокультурной направленности;
- духовно-нравственной направленности, занятий по традиционным
религиозным культурам
народов России, духовно-историческому краеведению;
- интеллектуальной, научной, исследовательской, просветительской
направленности;
- экологической, природоохранной направленности;
- художественной, эстетической направленности в области искусств,
художественного творчества разных видов и жанров;
Таблица _
Календарный план воспитательной работы
№
Название
Цель Краткое
Форма
п/п мероприятия,
содержание проведения
события

31

Сроки
проведения

Ответственные

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовая база
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребѐнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
5. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
6. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
7. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждѐнный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ (в ред. От 27.09.2017).
8. Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07
декабря 2018 г.
9. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
10.Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
11.Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
12.Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
13.Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
14.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
32

воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
15.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
16.Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
17.Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой
оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в
Ростовской области».
18.Устав
муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станция юных натуралистов.
19.Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО СЮН.
20.Другие локальные акты МБУ ДО СЮН.

33

34

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Название
… ввод текста …

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».