Управление образования г. Таганрога
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
УТВЕРЖДАЮ
Директор СЮН
_________________Н.А.Булгакова
Протокол от «___»_______20__ г.
№ ____
Приказ от«____» _________ 20__г.
№ ____
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучной направленности
«Путешествие в Природоград»
ознакомительный
Уровень программы
Вид программы
модифицированная
Тип программы
разноуровневая
Возраст детей
от
Исполнитель
до
11
лет
36 часа
Срок реализации
Разработчик
7
педагог дополнительного образования
Дамирчари Карине Рубеновна
педагог дополнительного образования
Головченко Надежда Сергеевна
Таганрог
2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1.
1.1
1.2
1.3
2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6
Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
Пояснительная
записка
Цели, задачи, планируемые результаты
Содержание
Содержание учебного плана
Комплекс организационно - педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы
Календарный учебный график
Формы аттестации
Оценочные материалы
Методическое обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение программы
Список литературы
Приложения
3
8
12
12
14
14
15
15
16
18
21
2
1.Комплекс основных характеристик дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка.
В процессе экологического обучения, непосредственного общения
детей с природой формируется умение и желание активно беречь и познавать
природу, т.е. видеть живые объекты во всѐм многообразии их свойств и
качеств, особенностей и проявлений.
Способность понимать, чувствовать прекрасное является не только
определенным критерием, показателем уровня развития ребенка, она выступает
стимулом для развития его собственных творческих способностей.
Занимаясь декоративно-прикладным творчеством, работая с природным
материалом, дети обретают как бы второе зрение: в каждом цветке, травинке
они учатся видеть неповторимую красоту, образ. А, почувствовав себя частицей
прекрасной и вечной Природы, они по-новому и более эмоционально начинают
воспринимать еѐ, бережно к ней относиться.
Работать в соавторстве с великой и доброй художницей Природой, огромное счастье. Она щедро одаривает творца поистине неисчислимым
количеством растений, природным материалом с разнообразнейшими формами,
цветовыми оттенками.
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
«Путешествие в Природоград» разработана на основании федеральных,
региональных нормативных документов:
– Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
– Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
– Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07 декабря
2018 г.
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
– Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
3
– Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
– Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
– Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Содержание, принцип построения программы и система
преподавания способствуют формированию у детей экологического отношения
к окружающему миру, воспитанию любви к природе, развитию их творческих
способностей.
Художественный труд на базе предметно-практической деятельности с
еѐ особыми образовательными и воспитательными возможностями в
сочетании с социально-психологической ориентацией в современной
предметной среде обеспечивает профессиональную подготовку, даѐт
правильное понимание места человека и создаваемой им среды в природе и
обществе. Все это в конечном итоге содействует развитию способностей,
становлению личности учащегося, определению жизненной перспективы.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (детей–ОВЗ)
детей-инвалидов, образовательный процесс проходит с учетом особенностей
психофизического развития указанных категорий учащихся, а при
поступлении в объединение одарѐнных детей, занятия проводятся
индивидуально, по программе для одарѐнных детей.
Направленность
дополнительной
общеразвивающей
программы
«Путешествие
естественнонаучная.
общеобразовательной
в
Природоград»
–
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время
она способствует вовлечению детей в изучение природы, что создает
определенные условия для развития ребенка, обеспечивая эмоциональное
благополучие в данной образовательной среде. Воспитание любви к природе
через знакомство с различными природными закономерностями на
краеведческом материале. Обеспечивает заполнение досуга учащихся
интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний,
полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса,
мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству,
повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности
4
ребенка. А также укреплению связи с родителями, которые тоже принимают
участие в наблюдениях, конкурсах, получая удовольствие от совместной
деятельности с ребенком. Все заняты одной научной проблемой.
К методам контроля относится отчет о проделанной работ после ее
выполнения, выступление на конференциях различного уровня, участие в
олимпиадах или викторинах, написание рефератов, компьютерной
презентации, стенда.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что,
она дает возможность воспитанникам осознать и обнаружить связь человека
с растительностью и животным миром. Знакомит учащихся с практикой
естественнонаучного наблюдения, экспериментирования, практикой полевых
наблюдений и лабораторных работ, подготовкой учебно-исследовательских
работ.
Данная программа разработана с учетом принципов индивидуализации,
доступности, преемственности, результативности и в отличие от других
подобных программ содержит региональный компонент.
Новизна программы заключается в применении современных методик
преподавания; педагогических технологий в проведении занятий, в формах
диагностики и подведения итогов реализации программы.
Объединение, работающее по настоящей программе, охватывает
обучающихся с разным уровнем образовательных компетенций и творческих
способностей.
В состав объединения входят дети из семей разного социального
уровня: малообеспеченные, многодетные, социально-неблагополучные, а
также дети с ОВЗ.
Уровень развития детей при приеме в объединение не имеет значения.
Учащиеся должны проявлять бережное отношение к объектам
природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или
неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей
выращивания сельскохозяйственных растений или животных, экологических
проблем.
Любовь и желание изучать мир присуща всем детям и стать юным
натуралистом в начале школьного пути поможет гармонично развиваться
дальше.
Личностные характеристики.
По темпераменту,
характеру,
способностям учащиеся могут быть разнообразными. Потенциальные
учащиеся объединения должны проявлять бережное отношение к объектам
природы, иметь направленность (мотивацию) к изучению живой или
неживой природы, экологии, природных взаимосвязей, особенностей
животных, экологических проблем.
Медико-психолого-педагогические
характеристики.
Младший
школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребѐнка.
5
Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в
рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно
периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую
деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте.
Включение ребѐнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки
всех психических процессов и функций.
Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия,
своего
рода
созерцательной
любознательностью.
Происходит
функциональное совершенствование мозга – развивается аналитикосистематическая функция кары; постепенно изменяется соотношение
процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всѐ
более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и
младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.
Количество обучающихся в группе 7-30 человек. Как правило, занятия
проводятся всем составом в соответствии с календарным учебным графиком.
Группа может сформироваться как разновозрастная, так и
одновозрастная, в зависимости от спроса на программу.
Особенности построения курса и его содержания.
Теоретическая основа дается в связи с практической работой,
наблюдениями и опытами.
Необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, их большую
подвижность, неустойчивость внимания. Необходима постоянная смена
деятельности, форм и методов в процессе занятия. Теоретическая часть
занятия более краткая, можно использовать наглядные пособия,
интерактивные средства обучения. Практические работы выполняются по
звеньям. В конце каждого занятия полезно проводить взаимоконтроль,
обязательно подводятся итоги.
Проведение занятий в игровой форме повышает интерес к занятиям.
Экскурсии в природу дают возможность углубить интересы учащихся,
помогают формировать дружбу в коллективе, ответственность.
В процессе изучения данной программы у учащихся формируется
комплекс практических умений: наблюдать и сопоставлять простейшие
природные явления, проводить простейшие опыты.
Вид программы – модифицированная
Уровень освоения программы - ознакомительный уровень.
Объем и сроки освоения программы, режим занятий.
Объем программы – 36 часов.
Режим занятий – 1 час 2 раза в неделю.
Продолжительность 1 учебного часа составляет 40 минут с обязательной 10минутной переменой после каждого учебного часа для отдыха и проветривания
помещений. Режим занятий соответствует СП 2.4.3648-20 «Санитарно6
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодѐжи».
Адресат программы.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
учащихся и рассчитана на детей от 7-11 лет.
В группу принимаются все желающие без предварительного отбора и
конкурса. Состав группы постоянный.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (детей–ОВЗ)
детей-инвалидов, образовательный процесс проходит с учѐтом особенностей
психофизического развития указанных категорий учащихся, а при
поступлении в объединение одарѐнных детей, занятия проводятся
индивидуально, по программе для одарѐнных детей.
Значимость программы.
Данная модель построения программы позволяет освоить еѐ в
индивидуальном темпе и удовлетворить ряд образовательных запросов,
которые в настоящее время недостаточно обеспечиваются в рамках
общеобразовательной школы и работы групп дополнительного образования
по типовым и модифицированным программам.
Раннее приобщение детей к исследовательской деятельности
позволяет с успехом решать многие образовательные проблемы, например,
связанные с индивидуальным подходом, уровневой дифференциацией, с
созданием положительной учебной мотивации, более глубоким и
неформальным усвоением программы, с профессиональной ориентацией.
Научная и теоретическая значимость программы:
– определение творческих основ и направлений подготовки учащихся; –
разработка основ формирования исследовательской деятельности на
различных образовательных уровнях; – способствование развитию
творческой активности и направленности в образовательной деятельности.
Практическая значимость программы:
– разработка и распространение рекомендаций по методическому и
практическому обеспечению исследовательской и образовательной
деятельности;
– формирование практических навыков и профориентация. В рамках
работы по программе применяется направление компьютерного
моделирования – создание биологических баз данных, электронных
каталогов.
Форма обучения, виды занятий, формы подведения итогов реализации
программы.
Форма обучения – очная.
Формы организации занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная.
7
Типы занятий: комбинированные, состоящие из теоретической и
практической частей, практические (рассказы-беседы, экскурсии в природу
самостоятельная работа), итоговые – защита проекта.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративные, наглядные методы,
метод стимулирования и мотивации. При использовании таких методов дети
усваивают готовую информацию, работают по образцу.
Формы подведения итогов реализации программы:
– устный опрос;
– тестовые задания;
– участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
1.2. Цели, задачи, планируемые результаты.
Цель программы: создание условий для формирования нравственной и
творческой личности через расширение знаний юннатов о жизни растений и
животных, управлении их ростом и развитием.
Задачи:
Образовательные:
1. Способствовать углублению и расширению имеющихся у школьников
знаний о природе родного края.
2. Сформировать специальные знания, умения, удовлетворение
образовательных потребностей, включенность в познавательную
деятельность.
3. Сформировать представления о целостности и диалектике природных и
природно-антропогенных комплексов, а также путях их рационального
использования и охраны.
Метапредметные:
1. Развивать
качества,
необходимые
для
продуктивной
исследовательской
деятельности
естествоиспытателя:
наблюдательность, анализ и синтез ситуаций, коммуникативные
качества, критическое отношение к полученным результатам.
2. Формирование у учащихся психологической готовности к
восприятию проблемной ситуации как задачи деятельности.
3. Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской
деятельности.
Личностные:
1. Воспитать бережное отношение ко всему живому, любовь к
природе, отношение к природе как к общечеловеческой ценности.
2. Воспитать достаточный уровень коммуникативной культуры,
желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе
творческой группы, делиться результатами своей работы.
Планируемые результаты освоения программы:
8
личностные результаты:
У учащегося, освоившего программу, будут сформированы:
внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к
природе;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
применение полученных знаний в практической деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю;
развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения;
установка на здоровый образ жизни.
Учащийся освоивший программу получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
установка на здоровый образ жизни и реализация в реальном поведении и
поступках.
Метапредметные результаты освоения программы
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия с учѐтом поставленной задачей;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку педагога;
ориентироваться на разнообразии способов решения задач;
владеть общим приѐмом решения задач;
формулировать собственное мнение и позицию;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения,
в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты освоения программы
К концу обучения
Знают:
9
разнообразие экосистем своей местности;
влияние факторов неживой природы в жизни организмов;
некоторых животных леса, луга, водоѐма;
объекты живой природы: растения, животных, грибы, бактерии и объекты
неживой природы: почва, вода, воздух, камни, минералы;
влияние смены времѐн года на смену условий существования организмов;
о нарушениях естественных связей в природе;
о неправомерности деления живых существ на «полезных» и «вредных»;
об условиях и особенностях выращивания и размножения комнатных
растений.
Умеют и владеют:
наблюдать за объектами живой и неживой природы по схемам;
оформлять результаты наблюдений и делать выводы;
применять полученные знания при выращивании растений, при
обращении с живыми существами живого уголка;
изготавливать работы или картины из природного материала;
Сформируют позитивное отношение:
к объектам окружающей природы;
к ценности всех живых существ Земли и наличию разнообразных связей
между ними.
Воспитательный компонент.
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников
(внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020
г.) привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания
в дополнительном образовании и способах внесения воспитательного контента
в текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству,
стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей
страны.
Цель воспитания – создание условий для актуализации инициативы,
успешного саморазвития, самореализации личности.
Задачи воспитания:
– формирование патриотизма, гражданственности, национального
самосознания на основе государственной идеологии;
– подготовка к самостоятельной жизни и труду;
– формирование нравственной, эстетической, экологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности;
– овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
– формирование семейных отношений.
Формы воспитания: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
10
План воспитательной работы составляется ежегодно для каждой группы
обучения.
Условия для реализации программы: занятия проводятся в просторном,
светлом кабинете. Вспомогательное оборудование и мебель: мультимедийное
оборудование, столы, стулья, карандаши, бумага, картинки животных и
растений.
При реализации программы используются аудио- и видеоматериалы,
различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными,
эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого
материала. Учебные занятия проводятся в нескольких формах, дополняющих
друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным:
теоретическая форма занятий – это знакомство с определѐнным учебным
материалом в соответствии с программой обучения, а также работа с научнопопулярной экологической, художественной литературой, с русским и
мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства. Практическая
форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями,
муляжами и т.д.
11
1.3. Содержание.
Учебный план.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
Темы занятий
Вводное занятие
Экскурсия в природу
Осень в природе
«Страна Листопадия»
«Земля наш общий дом»
Царство флоры
«Волшебница Зима»
ИТОГО
Кол-во
часов
2
Из них
Теория
Практика
1
1
8
10
4
8
2
2
2
4
6
8
2
4
4
36
2
13
2
23
Содержание учебного плана.
1. Вводное занятие. (2 часа)
Ознакомление с планом работы объединения «Путешествие в
Природоград», мероприятиями, посещение выставки работ объединения на
СЮН, правилами внутреннего распорядка, инструктаж по ТБ и ПДД. (теория)
Экскурсия в городской парк: «Как прекрасен этот мир!» Сезонные явления
в природе осенью. (практика)
2. Осень в природе. (8 часов)
Наблюдение за сезонными явлениями в природе. Знакомство с деревьями,
кустарниками, травянистыми растениями Ростовской области. Охраняемые
виды растений и животных Ростовской области. (теория)
Сбор семян и листьев деревьев, травянистых растений для поделок и
зимней подкормки птиц. (практика)
Сбор и засушивание цветочных и травянистых растений. (практика)
Экскурсия в городской парк: «Постой, послушай, полюбуйся». (практика)
3. Страна Листопадия. (10 часов)
Многолетние цветочно-декоративные растения. Откуда эти краски?
Засушивание листьев с сохранением природной окраски и формы. Редкие
растения нашего края. Декоративные свойства листьев. Техника
безопасности. (теория)
Сбор листьев для определения видов деревьев и кустарников.
(практика)
Сравнение окраски листьев у различных деревьев и кустарников и у
одного дерева, но в разных частях кроны (Объекты сравнения: дуб, берѐза,
черемуха). (практика)
12
Определение пораженной ткани листа при загрязнении окружающей
среды. (практика)
Заготовка, обработка и сортировка листьев. Распределение собранного
материала по цветовой гамме. Составление композиций из сухих осенних
листьев. (практика)
4. «Земля наш общий дом». (4 часов)
Земля – кормилица. «Живая» и «неживая» природа. Взаимосвязь
человека с «живой» и «неживой» природой. (теория)
Составление экологических «цепочек», правил поведения в лесу,
экологический КВН «Дом, в котором мы живем». (практика)
5. «Царство флоры». (8 часов)
Видовое разнообразие растений. Приспособления растений к среде
обитания. (теория)
Флористика. Икебана. Основы композиции. (теория)
Композиции из засушенных растений, коры деревьев, мха. (практика)
Изготовление сувениров. (практика)
6. «Волшебница Зима». (4 часов)
Сезонные явления в зимнее время. Значение снежного покрова для
растений и животных. Распознавание деревьев и кустарников в безлистном
состоянии. Жизнь животных в зимнее время, определение следов на снегу.
Зимующие птицы, их охрана. Зимние приметы. Инструктаж по технике
безопасности. (теория)
Характеристика и измерение глубины снежного покрова. Подкормка
зимующих птиц. Изготовление и развешивание кормушек, наблюдения за
птицами, посещающими кормушки. (практика)
13
2. Комплекс организационно-педагогических условий
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
2.1. Календарный учебный график (Приложение 1)
2.2. Формы аттестации (контроля).
Формы аттестации
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль по
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
«Путешествие в Природоград».
Система проверки уровня освоения программы
В рамках программы «Путешествие в Природоград» оценка знаний
проводится в форме защиты реферата, участие в экологических играх,
викторинах, олимпиадах.
При проведении экологических игр и викторин используются
натуральные объекты (растения, веточки, листья, и т.п.), проводятся
практические зачеты в природе (с определением растений, животных,
голосов птиц, следов жизнедеятельности животных), гербарии травянистых
и деревянистых растений, мхов и лишайников, коллекции (следов
жизнедеятельности
животных,
гнезд,
тушек
птиц
и
мелких
млекопитающих), записи голосов птиц и т.п.
Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – на уровне
учреждения дополнительного образования, общегородских, краевых,
всероссийских и международных.
Участие в биологических и экологических олимпиадах разного
уровня, проводимых в объединении, учреждении, муниципалитете является
проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их
практического осмысления.
Конференции
исследовательских
работ
позволяют
оценить
эффективность и степень освоения материала по исследовательской
деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме
устного доклада. При этом каждому ученику необходимо соблюдать
соответствующие требования, которые и являются критериями оценки (см.:
раздел «Методическое обеспечение программы»). Данная форма контроля
способствует формированию у учащихся ответственности за выполнение
работы, логики мышления, умения говорить перед аудиторией, отстаивать
своѐ
мнение,
правильно
использовать
необходимую
научную
терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.
Учащиеся, успешно освоившие программу, получают грамоты,
дипломы и призы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
− фото, видеозаписи;
− грамоты;
− доклады;
− свидетельства, сертификаты;
− статьи.
14
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
− научно-практические конференции, слеты, фестивали;
− праздники, акции, итоговые отчеты по окончанию года («Выбери
жизнь»);
− портфолио.
2.3. Оценочные материалы
Показателями
результативности
служат
сформированные
компетенции, которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного
образовательного уровня на другой.
2.4. Методическое обеспечение программы.
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная
форма
организации
работы
обучающихся
предусматривает самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы
задач без контакта с другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех
темпе.
Фронтальная работа - предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Групповая форма - дети на определенном занятии делятся на группы для
решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное
задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща
под непосредственным руководством лидера группы или педагога. Величина
группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она
колеблется от 3 до 6 человек, в более многочисленных группах невозможно
обеспечить активную работу всех членов группы.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Виды занятий по программе обусловлены ее содержанием, это в
основном: практические работы, лекция, самостоятельная работа, мастеркласс, экологические игра, тренинг, экскурсии и другие.
Образовательные технологии
1. Технология индивидуализации обучения
2. Технология дифференцированного обучения
3. Технология развивающего обучения
4. Технология проблемного обучения
5. Технология исследовательской деятельности
6.Технология проектной деятельности
7. Технология портфолио
8. Здоровьесберегающие технологии
9. Информационно-коммуникационные технологии
Дидактические материалы
Инструкции по работе с лабораторным оборудованием, приборами,
инструментами.
15
Методы обучения:
1.Словесные методы:
а) Учебная лекция – является словесным методом обучения, предлагает
устное изложение учебного материала;
б) Беседа-главный метод, предлагает разговор учителя с учащимися,
организуемый с помощью продуманной системы вопросов.
В ходе применения метода «беседа» используются приѐмы постановки
вопросов (основных, дополнительных, наводящих), приѐмы обсуждения
ответов и мнений учеников, приѐмы формирования выводов из беседы.
2.Наглядные методы:
а) Иллюстративный метод (показ репродукции картин, книг, зарисовок на
доске);
б) Метод демонстрации (показ фильмов, презентаций, слайдов, растений).
3.Практические методы:
а) Уход за комнатными растениями;
б) Проведения опытов.
4.Проблемно-поисковые методы:
а) Применяются на практике с помощью словесных, наглядных и
практических методов обучения.
б) Одним из методов проблемного обучения является проблемнопоисковая беседа. (Создаѐтся ситуация, а учащиеся решают еѐ в ходе
беседы).
2.5. Материально-технические условия и кадровое обеспечение для
реализации программы.
Необходимые ресурсы для проведения занятий различного типа: Помещение
для занятий оборудованное электроснабжением, столами, стульями,
шкафами, стеллажами: дендрарий, живой уголок, теплица.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых
для реализации программы: микроскопы (1-2 шт.), фотоаппарат, бинокль,
телевизор, видеокамера, проектор, компьютер, сканер, принтер,
записывающий CD-ROM. Другое оборудование требуется в зависимости от
конкретных исследовательских задач и направлений работы учебных групп:
Естественные
Неживые:
- коллекция насекомых;
- коллекция семян;
- гербарии растений
Живые:
- растения теплицы;
- животные СЮН.
Искусственные:
- динамические (диапозитивы);
- статические (рисунки).
16
- сельскохозяйственные инструменты;
- лупы;
- сита;
- солома;
- веревка;
- лабораторная посуда.
Раздаточный материал:
- наборы открыток, картинок;
- биологические игры.
Информационное обеспечение
(аудио-видео-фото-интернет-источники):
Методические пособия по организации исследований в природе;
Интернет-источники:
Юный натуралист
Час земли
Юннатское движение России
17
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
–
2.6. Список литературы:
Нормативно-правовая база
Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с
изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования
01.07.2020).
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребѐнка в Российской Федерации» (с изменениями от 29.12.2022г.).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для
детей», утверждѐнный 30 ноября 2016 г. протоколом заседания
президиума при Президенте РФ (в ред. От 27.09.2017).
Федеральный проект «Успех каждого ребѐнка», утверждѐнный 07 декабря
2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения РФ от 1 августа 2019 г. № ТС1780/07 «О направлении эффективных моделей дополнительного
образования для обучающихся с ОВЗ».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
18
–
–
–
–
–
–
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи» (далее
– СанПиН).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»).
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289
«О мероприятиях по формированию современных управленческих
решений и организационно-экономических механизмов в системе
дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках
федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта
«Образование».
Приказ Министерства общего и профессионального образования
Ростовской области от 14.03.2023г №225 «О проведении независимой
оценки качества дополнительных общеобразовательных программ в
Ростовской области».
Устав
муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станция юных натуралистов.
Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе МБУ ДО СЮН.
Другие локальные акты МБУ ДО СЮН.
Список рекомендуемой литературы для педагогов
1. Ахмедина С.Г. Биологические вечера в школе. Уфа: Китап, 2005. 112 с.
2. Вавилина Е.М. Экологическое воспитание в школе. Волгоград: Учитель, 2008.
3. Времена года. Русские поэты о родной природе. – Лениздат.1985.
4. Гудилина С.В. Чудеса своими руками. – М. Просвещение. 1999. – 230 с.
5. Емец А.А. Почитаем и узнаем. Москва Издательский дом «Дрофа», 1996
6. Журнал «Я – дизайнер» 2004-2005. №1-12.
7. Журнал «Коллекция идей» 2004-2005. №1-12.
8. Захарюк П. Картины из цветов и листьев. Издательская группа «Контэкт»,
2009.
9. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе.
«ЦГП» Москва 2003.
10. Конышева Н.Н. Наш рукотворный мир. Linka-Press, 1998г.
11. Левитман М.Х. Экология — это предмет: интересно или нет! СанктПетербург: Издательство «Союз» 2001.
12. Марченко Л.И. «Весна» Уфа 2004.
13. Марченко Л.И. «Осень» Москва издательский дом «Дрофа» 1996
14. Маррис Тайна живой природы. Москва «Росмэн» 2008
19
15. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Ханов Ф.М. Экологическая азбука школьника. –
Уфа, РИО. 1992. С.91-92, 163-180.
16. Михеев А.В., Пашканг К.В. «Охрана природы» М., Просвещение. 1983г.
17. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия
развития», 1999. – 172 с.
18. Нагибина М.И. Чудесные поделки из ненужных вещей. – Ярославль:
«Академия развития», 1999. с. 119-142.
19. Опыт экологической работы со школьниками: занятия, экологические игры,
викторины, экскурсии /авт.-сост. В.А. Суворова. Волгоград: Учитель, 2008. -189с
20. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
колледже/Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2007.
192 с.
21. Плешаков А.А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе». М.
Просвещение. 1998.
22. Природный материал и фантазия: программа, рекомендации, разработки
занятий/ авт.-сост. Л.И. Трепетунова. Волгоград: Учитель, 2008. -255с.
23. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет.
- Ярославль: «Академия развития», 2000. – 192 с.
24. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы,
рекомендации/авт-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. -250с.
25. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М Академия, 2004,144 с.
26. Ткаченко Т. Плетем насекомых из бисера. Феникс 2006.
27. Шептуля А. Обереги своими руками. Издательство ЭКСМО. 2007.
Список рекомендуемой литературы для детей и родителей
1. Гудилина С.В. Чудеса своими руками. – М. Просвещение. 1999. – 230 с.
2. Журнал «Я – дизайнер» 2004-2005. №1-12.
3. Журнал «Коллекция идей» 2004-2005. №1-12.
4. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: «Академия
развития», 1999. – 172 с.
5. Плешаков А.А. «Как знакомить детей с правилами поведения в природе». М.
Просвещение. 1998.
6. Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет,Ярославль: «Академия развития», 2000. – 192 с.
7. Шорыгина Т.А. Путешествие в мир природы. Развитие речи, М. Просвещение.
2002.
8. Шухова С. Поделки из всякой всячины: Айрис Пресс. Москва 2007
9. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. М.: Мой мир
20
Приложение 1
Календарный учебный график
№ Дата Кол-во
часов
1.
1
2.
1
3.
2
4.
2
Время
Форма занятия
Место
Форма
Тема занятия
проведения
проведения
контроля
занятия
Ознакомление с планом работы
согласно
лекция
МОБУ
рефлексия
объединения
«Путешествие
в расписанию
СОШ №32
настроения и
Природоград»,
мероприятиями,
эмоционального
посещение
выставки
работ
состояния
объединения на СЮН, правилами
внутреннего
распорядка,
инструктаж по ТБ и ПДД.
Экскурсия в городской парк: «Как
согласно
экскурсия
Парк им. индивидуальный
прекрасен этот мир!» Сезонные расписанию
М.Горького
опрос
явления в природе осенью.
Наблюдение
за
сезонными
согласно
лекция
МОБУ
индивидуальный
явлениями в природе. Знакомство расписанию
СОШ №32
опрос
с
деревьями,
кустарниками,
травянистыми
растениями
Ростовской области. Охраняемые
виды растений и животных
Ростовской области.
Сбор семян и листьев деревьев,
согласно
практическая
МОБУ
презентация
травянистых
растений
для
расписанию
работа
СОШ №32
собранного
поделок и зимней подкормки
материала
птиц.
21
5.
2
Сбор и засушивание цветочных
и травянистых растений.
согласно
расписанию
практическая
работа
территория
презентация
МОБУ
собранного
СОШ №32
материала
Парк им. индивидуальный
М.Горького
опрос
6.
2
Экскурсия в городской парк:
«Постой,
послушай,
полюбуйся».
согласно
расписанию
экскурсия
7.
2
согласно
расписанию
лекция
8.
2
Многолетние
цветочнодекоративные растения. Откуда
эти краски?
Засушивание
листьев
с
сохранением
природной окраски и формы.
Редкие растения нашего края.
Декоративные свойства листьев.
Техника безопасности.
Сбор листьев для определения
видов деревьев и кустарников.
согласно
расписанию
практическая
работа
МОБУ
СОШ №32
9.
2
согласно
расписанию
практическая
работа
территория
МОБУ
СОШ №32
10.
2
согласно
расписанию
практическая
работа
МОБУ
СОШ №32
индивидуальный
опрос
11.
2
Сравнение окраски листьев у
различных
деревьев
и
кустарников и у одного дерева,
но в разных частях кроны
(Объекты
сравнения:
дуб,
берѐза, черѐмуха).
Определение поражѐнной ткани
листа
при
загрязнении
окружающей среды.
Заготовка,
обработка
и
сортировка
листьев.
согласно
расписанию
практическая
работа
МОБУ
СОШ №32
индивидуальный
опрос
территория индивидуальный
МОБУ
опрос
СОШ №32
презентация
собранного
материала
фронтальный
опрос
22
12.
2
13.
2
14.
2
15.
2
16.
2
17.
2
18.
2
Распределение
собранного
материала по цветовой гамме.
Составление композиций из
сухих осенних листьев.
Земля – кормилица. «Живая» и
«неживая»
природа.
Взаимосвязь человека с «живой»
и «неживой» природой.
Составление
экологических
«цепочек», правил поведения в
лесу, экологический КВН «Дом,
в котором мы живем».
Видовое разнообразие растений.
Приспособления растений к
среде обитания.
Флористика. Икебана. Основы
композиции.
Композиции из засушенных
растений, коры деревьев, мха.
Изготовление сувениров.
Сезонные явления в зимнее
время.
Значение
снежного
покрова
для
растений
и
животных.
Распознавание
деревьев и кустарников в
безлистном состоянии. Жизнь
животных в зимнее время,
определение следов на снегу.
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №32
индивидуальный
опрос
согласно
расписанию
практическая
работа
МОБУ
СОШ №32
выставка работ
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №32
индивидуальный
опрос
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
беседа
МОБУ
СОШ №32
МОБУ
СОШ №32
МОБУ
СОШ №32
М
ОБУ
СОШ
№32
индивидуальный
опрос
викторина
практическая
работа
практическая
работа
лекция
индивидуальный
опрос
индивидуальный
опрос
23
19.
2
Зимующие птицы, их охрана.
Зимние приметы. Инструктаж
по технике безопасности.
Характеристика
и
измерение
согласно
глубины
снежного
покрова. расписанию
Подкормка
зимующих
птиц.
Изготовление и развешивание
кормушек,
наблюдения
за
птицами, посещающими кормушки
практическая
работа
МОБУ
СОШ №32
выставка работ
24