СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета Протокол от 02.09.2024 г. № 1 УТВЕРЖДЕНО Директором СЮН Н.А. Булгакова Приказ от 02.09.2024 г. № 96 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станции юных натуралистов на 2024-2025 учебный год ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Содержательный раздел 2.1. Информационная справка 2.2. Характеристика педагогического коллектива 2.3. Аналитическое обоснование программы 3. Программное обеспечение образовательного процесса 4. Особенности организации образовательно-воспитательного процесса 5. Управление образовательной программой 1. Пояснительная записка Образовательная программа является нормативно-управленческим документом, определяющим содержание образования муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станции юных натуралистов г. Таганрога (далее – СЮН), еѐ уровень и направленность на основе анализа образовательных потребностей социума, возможностей учреждения, ресурсного обеспечения и принципов организации образовательного процесса. Данная программа способствует организации образовательного процесса в соответствии с современными требованиями, целями и задачами дополнительного образования его гуманизации в интересах развития личности учащихся на основе дифференцированного, разноуровневого компетентностно-ориентированного образования. В реализации Образовательной программы учреждение руководствуется Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04.07.2014 №41, санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи», Уставом СЮН. Целью образовательной программы является – создание максимальных условий и механизма развития дополнительного образования детей средствами учреждения в условиях модернизации. Образовательная программа СЮН представляет собой обобщѐнную модель деятельности, раскрывающую данное учреждение как систему, адекватную современной стратегии дополнительного образования в Российской Федерации, в образовательном пространстве региона, в пространстве города, в среде самого учреждения. Программа раскрывает специфику образовательной деятельности с учѐтом современных гуманистических тенденций реформирования образовательновоспитательной системы общества, интересов и потребностей детей и их семей, а также социального заказа. Образовательная программа СЮН предназначена удовлетворять потребности: учащихся – в получение качественного бесплатного дополнительного образования по общеразвивающим программам, реализуемым учреждением; выборе объединения, педагога, общеразвивающей программы и формы получения дополнительного образования в соответствии с потребностями, возможностями и способностями; обучение по индивидуальным образовательным маршрутам; общества и государства – в совершенствование системы дополнительного образования, призванной обеспечить необходимые условия для создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний, развитию мотивации учащихся к самообразованию, развитию их творческих способностей, включения в социально полезную деятельность, профессионального и личностного самоопределения, самореализации и самовоспитания, адаптации их к жизни в обществе, формированию толерантного сознания, организации содержательного досуга и занятости; образовательных организаций – в организации дополнительного образования в образовательных организациях города педагогическими работниками учреждения на основе договоров о совместном использовании помещений на безвозмездной основе; учреждений, являющихся социальными партнѐрами – в организации совместных эколого-натуралистических мероприятий и реализации проектов. Основные задачи программы: 1. Обеспечение современного качества и доступности услуг по направлениям деятельности СЮН в интересах личности, общества, государства. 2. Совершенствование содержания, организационных форм, методов и технологий дополнительного образования. 3. Развитие дополнительного образования как открытой государственнообщественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – учащихся, педагогов, родителей. 2. Содержательный раздел 2.1. Информационная справка 1. Полное название муниципальное бюджетное учреждение учреждения дополнительного образования Станция юных натуралистов (СЮН) 2. Учредитель Муниципальное образование «Город Таганрог». 3. Полный адрес, телефон 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 104. Телефон: (8634) 378-209 4. Год основания 1946 5. Лицензия на право Бессрочная лицензия от 16.11.2015 №6007, серия ведения образовательной 61Л01, №0003598 деятельности 2.2. Характеристика педагогического коллектива Деятельность педагогического коллектива осуществляется на основе Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Устава СЮН и других локальных актов СЮН. В своей деятельности педагоги успешно используют знания возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся их интересов, склонностей и способностей. Для педагогов дополнительного образования характерно плодотворное сотрудничество с родителями учащихся. Всем этим и занимается педагогический коллектив СЮН, состоящий из 9 основных педагогов и совместителей, которые добросовестно проявляют свой педагогический профессионализм в ходе обучения. Кадровое обеспечение образовательного процесса Всего работников (в том числе внешних совместителей) 28 (5) из них: – руководящих работников 6 (3) – педагогов 12 (7) – учебно-вспомогательный персонал 4 (2) – обслуживающий персонал 5 В том числе имеют высшее образование: 23 Имеют квалификационные категории (по всем должностям): – высшую 9 – первую 2 Имеют почѐтные звания: Грамота Министерства образования и науки РФ 5 Кадровое обеспечение: укомплектованность педагогическими кадрами 100%. 2.3. Аналитическое обоснование программы Учреждения дополнительного образования функционируют на основе социального заказа государства, общества, семьи с учѐтом интересов и потребностей личности, микросоциума, города. СЮН выполняет свою социальную роль, исходя из определѐнных педагогическим коллективом целей, задач, видов деятельности и требований законодательства к системе образования. Для успешного функционирования учреждения необходимо, чтобы диапазон образовательной и социальной деятельности формировался на основе выявленных интересов и потребностей потенциальных потребителей образовательных услуг. С целью выявления социального заказа, адресованного СЮН, были изучены: ‒ требования, предъявляемые учреждению органами управления образованием; ‒ потребности учащихся СЮН и их родителей; ‒ мнения педагогов дополнительного образования о путях обновления и совершенствования деятельности учреждения; ‒ спектр услуг, оказываемых населению другими образовательными учреждениями города; ‒ комплекс образовательных и иных услуг, которые способны предоставить СЮН. Проведѐнный опрос педагогов дополнительного образования позволил включить в социальный заказ следующие положения: ‒ частичное обновление материальной базы учреждения; ‒ введение практики по организации методических мероприятий с целью диссеминации актуального педагогического опыта с другими УДО естественнонаучной направленности; ‒ совершенствование социально-психологического климата трудового коллектива учреждения. Большинство родителей обеспокоены экологическим состоянием окружающей среды и низкой экологической культурой населения. 90% респондентов считают необходимым начинать экологическое образование детей с дошкольного возраста и поддерживать идею экологизации общеразвивающих программ СЮН, как актуальную и необходимую в современной ситуации. В позициях нравственного и экологического воспитания первое место занимает необходимость формирования такого качества, как ответственное отношение человека к природе, через организацию и проведение экскурсий, экологических акций и т.д. Многим семьям не удаѐтся в должной мере сформировать это качество у детей. Поэтому они рассматривают педагогов учреждений дополнительного образования как помощников в этом деле. Структура социального заказа формируется также под воздействием образовательных потребностей учащихся. Группа респондентов также была опрошена в прошедшем учебном году. В ходе исследования изучалась степень познавательной активности учащихся и нравственные качества, требующие систематического развития задатков и способностей детей. По мнению учащихся, главным качеством являются внимание и умение слушать педагога; несколько ниже оценивается роль такого качества, как развитая воля; ещѐ ниже – организованность и самостоятельность. Это говорит о том, что пока большинство учащихся находится на таком уровне нравственного развития, когда именно педагогам приходится заставлять их усердно заниматься тем или иным видом деятельности. Оказалось, что у опрошенных достаточно низкая ориентация на приобретение умения общаться с окружающими людьми, животными, растениями. Об этом же свидетельствует крайне низкая оценка значимости общения со сверстниками и педагогами. Это наводит на мысль о том, что дети общаются между собой на невысоком культурном уровне, поскольку, судя по всему, ни дома, ни в школе, никто специально не занимается развитием у них коммуникативных навыков, экологической культуры. Исследование ориентаций и установок учащихся позволило следующим образом определить социальный заказ: 1. Разработка специальной программы по воспитанию у учащихся тех качеств, которые способствуют более полному овладению детьми нормами нравственной и экологической культуры. 2. Задачи нравственного воспитания должны быть связаны с развитием комплекса личностных свойств, необходимых для самореализации творческих способностей учащихся, формированием воли, организованности, самостоятельности, коммуникативных навыков общения, вежливости, тактичности. 3. Задачи экологического воспитания связаны с углублением экологических ориентаций учащихся, расширением их знаний при взаимодействии с окружающей средой. 4. Необходим дифференцированный подход к обучению детей, который должен строиться с учѐтом индивидуальных целей, преследуемых самими учащимися. Дело в том, что дети приходят в учреждение дополнительного образования с различными установками: одни хотят развить свои способности, другие ориентированы на творческий элемент приобретаемых навыков, третьи связывают свои занятия с возможной профессиональной деятельностью. Следовательно, успехи всех учащихся нельзя оценивать только с точки зрения уровня их профессионального мастерства, необходимо использовать разные критерии. 5. Особое внимание педагоги должны уделять формированию положительной самооценки ребѐнка, используя похвалу как фактор фиксации каждого значимого достижения учащегося – будь то развитие конкретных навыков или совершенствование нравственных качеств, экологической культуры. Сложенные воедино, потребности указанных социальных групп формируют основу социального заказа в адрес СЮН. Проведѐнный анализ показал, что в системе эколого-биологического образования города СЮН играет первостепенную роль. Данное положение определяет особенности социального заказа со стороны органов управления образованием и образовательных организаций города. Суть их социальных ожиданий состоит в том, чтобы учреждение заняло ведущее место в процессе формирования единого образовательного пространства города, как координационный и методический центр экологического образования и практической природоохранной деятельности. На сегодняшний момент существуют проблемы, требующие решения в рамках реализации образовательной программы учреждения: 1. Создание развивающей среды и ситуации успеха для проявления и развития индивидуальных творческих способностей учащихся, воспитания основ экологической культуры. 2. Внедрение инновационных форм и методов активного обучения. 3. Качественное программно-методическое обеспечение образовательного процесса. 4. Развитие системы поиска и поддержки талантливых одарѐнных детей. 5. Создание качественного методического сопровождения работы над единой методической темой по формированию экологической культуры учащихся через включение их в практическую природоохранную деятельность. 6. Использование приѐмов современных информационных технологий в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, практику сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей педагогов дополнительного образования, направленную на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку. 7. Целенаправленная реализация новых технологий и методик здоровьесберегающего обучения, обеспечивающих формирование заинтересованного осознанного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса. 3. Программное обеспечение образовательного процесса Дополнительное образование на СЮН бесплатно и абсолютно доступно каждому ребѐнку, его качество гарантировано общеразвивающими программами. Содержание дополнительного образования учреждения определяется учебным планом, который разработан в соответствии с Уставом СЮН, программой развития, комплектованием учебных групп в рамках штатного расписания, утверждаемого директором. Содержание деятельности объединений определено педагогами в своих общеразвивающих программах, которые разработаны в соответствии с требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Программы объединений рассмотрены на заседании методического совета и утверждены директором СЮН. Основные задачи СЮН: − обеспечение необходимых условий для личностного роста, укрепления здоровья, профессионального самоопределения, творческого труда; − адаптация детей к жизни в обществе; − формирование общей и экологической культуры. СЮН ищет пути реализации этих задач. В последнее время образовательный процесс в новой социокультурной ситуации приобрѐл новое звучание: достижение нового качества подготовки учащегося за счѐт развития его общих компетенций. На СЮН созданы программы: «Здоровое поколение», «Одарѐнные дети», «Программа развития» (выставлены на сайте СЮН), позволяющие реализовать вышеперечисленные задачи. В образовательном пространстве СЮН этот процесс можно представить, как последовательное достижение учащимися более высокого образовательного уровня, как движения по следующим ступеням: − первая ступень (возраст 6-11 лет) предполагает формирование экокультуры (ознакомительный уровень); − вторая ступень (возраст 12-14 лет) – формирование способностей у ребѐнка к определѐнной деятельности, учащийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность эколого-биологических объединений, направленную на формирование умений участвовать в коллективной деятельности (ознакомительный и базовый уровень); − третья ступень (возраст 15 лет и старше) – развитие общих компетенций учащихся идѐт через реализацию в конкретных видах деятельности в детских объединениях, ориентация на будущую профессию. Реализовать индивидуальные пути развития ребѐнка возможно на основе свободы выбора, за счѐт освоения разных позиций: в игре, учении, творческой деятельности, в которых существуют более благоприятные условия для саморазвития личности. Условием становления дополнительного образования является реализация общеразвивающих программ. В 2024-2025 учебном году будет реализовано 14 дополнительных общеразвивающих программ. Срок реализации общеразвивающих программ – от 1 года до 2 лет. Учебный процесс планируется с учѐтом возрастных особенностей, уровня знаний и подготовленности учащихся, а также свободного времени ребѐнка и его интересов. Содержание и оформление учебных программ соответствуют современным требованиям. Учебный план СЮН на 2024-2025 учебный год утверждѐн приказом директора СЮН. Дополнительные общеразвивающие программы, реализуемые в учреждении Продолжи- Возраст Название и автор тельность учаЦели и задачи обучения щихся «Движение юных Модифици 1 год 7-11 Цель программы: формирование экологов» рованная экологической культуры и раскрытие Баширян Е.И. внутреннего мира ребѐнка. Задача программы: формирование ответственности; формирование гуманного природоохранного мировоззрения; формирование познавательной активности и умения самостоятельного получения знаний; использование полученных навыков в жизни. Тип программы «Как прекрасен этот мир» Дамирчари К.Р. Модифици рованная 2 года 7-11 «Человек и окружающая среда» Деревянко А.В. Модифици рованная 1 год 13-17 «Планета экологии» Мешари М.Т. Модифици рованная 1 год 7-11 «Зеленая Планета» Модифици Емельяненко С.А. рованная 1 год 7-11 Цель программы: формирование у учащихся основ экологического и эстетического отношения к окружающему миру, развитие творческих способностей учащихся посредством различных видов прикладного творчества и создание условий для творческой самореализации личности ребѐнка. Задачи программы: способствовать формированию у младших школьников систематизированных знаний об окружающем мире; овладение способами практической природоохранной деятельности; развивать трудолюбие, целеустремлѐнность, усидчивость, аккуратность; воспитывать гуманное отношение к природе родного края, выраженное в бережном и заботливом отношении к живым существам, в осознанном поведении в природе. Цель программы: развитие экологической культуры подростков, формирование их активной позиции в решении экологических проблем, поддержка одарѐнных детей в познании окружающего мира, расширение и углубление знаний о природе, формирование и развитие исследовательских умений и навыков. Цель программы: создание условий для развития метапредметных компетенций, раскрытия творческих способностей у учащихся, формирование естественнонаучного отношения к миру. Задачи: познакомить с основными видами работы с природными материалами; сформировать знания, умения и навыки, необходимые для работы с природным материалом; обучить детей основным правилам и приѐмам работы с различными материалами и инструментами; способствовать развитию познавательной и творческой активности детей; развивать художественнотворческие способности детей, эстетическое, художественное восприятие окружающей действительности, эмоционально чувственное отношение к природе; воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, чувство коллективизма, аккуратность, экономность. Цель программы: формирование у обучающихся представлений об основных взаимодействиях человека и природы, экологической грамотности, воспитание понимания, что человек в ответе за все, что происходит с природой. «Мир экологии» Григорьева И.А. Модифици рованная 1 год 7-10 Цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества. «Исследовательска Модифици я биология» рованная Уманец О.А. 1 год 14-17 «Волшебная кисточка» Коркуленко С.И. Модифици рованная 1 год 7-15 «Кофейная живопись» Коркуленко С.И. Модифици рованная 1 год 7-15 Цель программы: развитие интереса у школьников к миру природы, растений, животных через вовлечение их в практическую деятельность, способствующую формированию предпрофессиональных компетентностей в области биологии. Задачи программы: привить учащимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований-наблюдений, измерением, экспериментом, мониторингом; воспитать экологическое мировоззрение и культуру; развить умение проектировать свою деятельность (учебную, исследовательскую). Цель программы: ввести учащихся в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Сформировать у учащихся привычку соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения, решать экологические проблемы в своей местности. Задачи программы: - формирование у учащихся нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков Цель программы: ввести учащихся в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Сформировать у учащихся привычку соблюдать экологические предписания и запреты, желания и намерения, решать экологические проблемы в своей местности. Задачи программы: - формирование у учащихся нравственноэстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; - формирование художественно-творческой активности; - овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков «Природа и Модифици художник» Кривец рованная Е.А. 1 год 7-15 Цель программы: на основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе. Задачи программы: овладеть системными знаниями об окружающем мире в соответствии с его возрастом и способностями; научиться применять на практике знания, полученные в объединении; развивать эмоциональночувственную сферу учащегося, его эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы; совершенствовать общий интеллектуальный уровень; развить интерес к экологии. Цель программы: формирование у школьников системы знаний о функционировании естественных и антропогенных экосистем Ростовской области, взаимоотношениях человека и природы в историческом аспекте, личностное развитие школьников, воспитание нравственности. «Лекарственные Модифици растения Донского рованная края» Руднева А.Н. 1 год 7-11 «Друзья юннаты экологи» Дюпина Е.О. Модифици рованная 2 года 7-11 Цель программы: формирование экологической культуры и воспитание убеждѐнности в необходимости охраны и изучения природы, формирование экологической культуры и экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования, основных понятий экологической науки, экологических законов и взаимосвязи с окружающей средой. «Природа и творчество» Шпилева З.М. Модифици рованная 1 год 7-11 Цель программы: формирование устойчивого познавательного интереса к познанию интересного в окружающем мире, осуществление подготовки к самостоятельному изучению научнопопулярной литературы. Задачи: расширение энциклопедических представлений младших школьников; углубление теоретических знаний учащихся в области экологии и физики; обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды; воспитание культуры чувств (сочувствие, сопереживание, чувства патриотизма). «Химия и экология Модифици в медицине», рованная Лазутина П.А. 1 год 15-17 лет Цель программы: развитие экологической культуры подростков, формирование их активной позиции в решении экологических проблем, расширение и углубление знаний о природе, формирование и развитие исследовательских умений и навыков. Формирование, обобщение и расширение знаний по курсам химия, экология, токсикология, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере. Получение специализированных знаний, необходимых в дальнейшем трудоустройстве и обучении. 4. Особенности организации образовательно-воспитательного процесса Процесс обучения на СЮН представляет специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития личности. Основной целью процесса обучения является такая его организация, при которой создаются условия для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся. Исходной позицией такого подхода является видение ребѐнка не объектом а субъектом обучения, что возможно на развитии таких личностных качеств как активность, самостоятельность, общение. Организация образовательно-воспитательного процесса характеризуется следующими особенностями: − учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учѐбы в школе время, − обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги), − детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы занятий, − допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития). Учебный год на СЮН начинается 1 сентября, заканчивается – 31 августа. Запись в объединения проходит с 20 августа по 15 сентября по заявлению родителей. В летний период с 01 июня по 31 августа образовательный процесс продолжается в соответствии с дополнительными общеразвивающими программами в форме нестандартных мероприятий: экскурсий, летних лагерей. В период каникул педагогам дополнительного образования рекомендуется вместе с учащимися принимать участие в массовых мероприятиях СЮН, проводить воспитательную работу по специальному плану (учитывая запросы и пожелания родителей по результатам социологического опроса). Все пожелания и запросы родителей и учащихся учитываются педагогами и администрацией СЮН в работе, благодаря чему вносятся соответствующие корректировки в планы работы на текущий год, формируются новые объединения, совершенствуются педагогические технологии, формы и методы работы. Вся деятельность направлена на развитие тесного сотрудничества педагога, детей и их родителей. В течение учебного года допускается корректировка расписания в связи с производственной необходимостью, но с разрешения и утверждения администрации (директора). Расписание занятий группы записывается на I странице журнала учѐта работы. Расписание занятий составляется с учѐтом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов и с опорой на санитарно-гигиенические нормы. Образовательный процесс осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Продолжительность занятий и численность детей в группах детских объединений устанавливается с учѐтом возрастных особенностей: – младшая возрастная группа (6-11 лет): 7-30 чел. по 30-35 мин.; – средняя возрастная группа (12-14 лет): 7-25 чел. по 35-40 мин.; – старшая возрастная группа (15 лет и старше): 7-25 чел. по 40-45 мин. После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 минут. Занятия в объединениях СЮН должны начинаться не ранее 8:00 и заканчиваться: – для учащихся 6-15 лет – не позднее 20:00; – для учащихся 16 лет и старше – не позднее 21:00. Количество групп в учреждении зависит от количества учащихся (числа поданных заявлений) и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учѐтом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Учащиеся имеют право заниматься в нескольких детских объединениях и менять их. Содержание деятельности детского объединения определяется педагогом с учѐтом учебного плана, общеразвивающей программы. Педагог может вести педагогическую деятельность по индивидуальному образовательному маршруту (далее – ИОМ). ИОМ может разрабатываться для детей, имеющих высокие результаты или достижения в том или ином виде деятельности, как для одного ребѐнка, так и для группы детей численностью до 6 человек. В основе организации образовательно-воспитательной работы лежит взаимосвязь и взаимодействие всех структур коллектива СЮН: педагогов, учащихся, родителей, администрации. Организация образовательно-воспитательного процесса должна соответствовать технике безопасности и производственной санитарии. Осуществляется контроль работы учащихся, реализуется методика оценки их знаний, умений и навыков. Объективный и систематический контроль образовательной деятельности учащихся является важнейшим средством управления образовательновоспитательным процессом, так как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации занятий учащихся и усилению их ответственности за качество своего труда. На СЮН применяются следующие виды контроля работы учащихся: − вводный, организуемый перед началом работы; − текущий, проводимый в ходе образовательно-воспитательного процесса; − итоговый, проводимый после завершения всей общеразвивающей программы. Контроль может проводиться в следующих формах: − собеседование, − заполнение карточек ответов, − зачѐт, − реферат, − домашнее задание, − защита выпускной работы, − тестирование, − контрольное упражнение, − участие в конкурсах, олимпиадах, форумах, конференциях, − участие в выставках, ярмарках. Контроль имеет целью определить эффективность занятия, позволить обсудить и оценить его результаты. Формы организации работы с детьми учебные занятия, учебные игры, конференции, семинары, экскурсии, экологические праздники, выставки, конкурсы, экологические игры, эколого-психологические тренинги. 5. Управление образовательной программой На СЮН работает коллектив единомышленников, что обеспечивает ответственность каждого при решении поставленных перед учреждением задач. Управление деятельностью строится на принципах единоначалия и управления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива. Главным условием реализации программы является внедрение современных методов управления в практику работы учреждения. Сущность управления базируется на трѐх основах – информации, координации, мотивации. Директор: ‒ осуществляет разработку, утверждение и внедрение локальных актов; ‒ обеспечивает реализацию образовательной программы (работа с кадрами, связи с образовательными учреждениями, рациональное использование материальных средств); ‒ организует контроль реализации образовательной программы. Заместитель директора по УВР: ‒ организует разработку, утверждение и внедрение необходимой учебнометодической документации, обеспечивающей реализацию образовательной программы; ‒ сбор, анализ и обработка информации о состоянии и уровне образовательного процесса в учреждении. Методический совет: ‒ осуществляет контроль реализации образовательной программы; ‒ рассматривает и утверждает программно-методическое обеспечение реализации образовательной программы (общеразвивающие программы, планы досуговых мероприятий, научно-методическая и учебно-дидактическая продукция, разработанные педагогами дополнительного образования). Управление реализацией образовательной Программы ориентировано на: ‒ наличие необходимых ресурсов для успешной реализации Программы; ‒ создание условий, обеспечивающих эффективность реализации Программы; ‒ руководство и контроль по выполнению Программы; ‒ координацию действий участников педагогического процесса; ‒ закрепление определѐнного участка работы для каждого исполнителя. Управление эффективно при: ‒ повышений уровня информированности участников образовательного процесса; ‒ активном применении принципа «обратных связей»; ‒ активизации и стимулировании участников образовательного процесса; ‒ гибкости управления; ‒ изучении существующего положения дел и внесение корректив в программу; ‒ моральной и материальной поддержке творческой активности педагогов; ‒ методическом сопровождении творческих поисков педагогов; ‒ административный мониторинг. Управление реализацией Программы Объект контроля Форма и вид контроля Тематический Метод контроля Ответственные Проверка и анализ документов заместитель директора Оперативный Анализ Особенности методик. Потенциал творческой активности. Дифференцированный подход в обучении. Степень интереса к занятиям Уровень усвоения Выявление уровня усвоения общеразвивающих общеразвивающих программ программ Воспитательная работа с Уровень организации и проведения учащимися массовых мероприятий Посещаемость Проверка объединений наполняемости групп Техника Проведение инструктажей по охране безопасности труда труда и технике безопасности Тематический, фронтальный Наблюдение, анализ директор, заместитель директора, методист заместитель директора, методист Фронтальный Тестирование заместитель директора Тематический Оперативный разбор заместитель директора Фронтальный Фронтальный Административная проверка Наблюдение, анализ Образовательная деятельность НОУ Тематический Анализ Фронтальный Собеседование заместитель директора директор, заместители директора педагог организатор методист методист Рабочая документация педагогов. Проверка журналов Подготовка руководящих и нормативных документов Цели контроля Правильность оформления, выполнение программ Разработка положений, приказов по основной деятельности Содержание образовательной деятельности Самообразование Состояние проектной и исследовательской работы с учащимися Система работы педагогов по темам самообразования Сроки Итоги ежемесячно Совещание августноябрь Положения, приказы по основной деятельности в течение Совещание года апрель-май Педсовет в течение Совещание года октябрь-май Совещание при директоре сентябрь Совещание при директоре май Совещание при директоре апрель Совещание при директоре Объект контроля Опытническая и исследовательская деятельность в объединениях Практическая природоохранная деятельность в объединениях Выполнение решений педагогических и методических советов, совещаний при директоре Цели контроля Совершенствование и внедрение в образовательный процесс результативных форм и методов опытнической и исследовательской деятельности учащихся Методика формирования и развития практических навыков природоохранной деятельности Результативность и эффективность выполнения решений педагогических и методических советов Форма и вид контроля Тематический Тематический Тематический Метод контроля Ответственные Сроки Анализ директор, заместитель директора, методист Анализ открытых мероприятий, экологических акций, практической деятельности на занятиях Проверка документов заместитель директора, Зав. ОМО ноябрь директор, заместитель директора март Итоги март, апрель Совещание при директоре Педсовет Педсовет, методический совет