Программа принята на педсовете СЮН Xn К протоко n оr rr-// ,, утвЕ,рждАю директор СЮН 1 20й?r. ýУ прогрлммл ВОСПИТЛТЕ,ЛЬНОИ рлБоты муниципального бюджетного дополнительного Станции юных учреждения обр азования натуралистов на 2020-2025 годы 2 Содержание программы Пояснительная записка ....................................................................................................... 3 Учебно-тематический план программы воспитательной работы .................................. 7 Содержание программы воспитательной работы ............................................................ 8 Ожидаемая результативность реализации программы и способы её диагностики.... 11 Методическое обеспечение программы .......................................................................... 14 Список используемой литературы .................................................................................. 25 3 Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» и рассчитана на детей от 6 до 18 лет, обучающихся в объединениях муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Станции юных натуралистов (далее СЮН), с целью организации воспитательной работы с учащимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребёнком или его родителями (законными представителями) дополнительной общеразвивающей программой. Материал программы представляет собой базисный минимум воспитательной работы, обязательный для проведения с учащимися объединений СЮН, на всех уровнях обучения и может быть дополнен педагогом дополнительного образования в зависимости от конкретных образовательных потребностей детей. Для повышения результативности обучения и более эффективного достижения цели и реализации задач данной программы целесообразно увеличить объём воспитательной работы за счёт деятельности педагога-психолога, педагоговорганизаторов СЮН, привлекающих детей к участию в организационно-массовых мероприятиях, во время свободного от освоения обучающимися детьми основной дополнительной общеразвивающей программы. Цель программы: формирование и развитие, у учащихся, системы нравственных, морально-волевых и мировоззренческих установок, способствующей их личностному, гармоничному развитию и социализации в соответствии с принятыми социокультурными правилами и нормами, как основы их воспитанности. Задачи программы: – развитие морально-нравственных качеств учащихся: честности; доброты; совести; ответственности, чувства долга; – развитие волевых качеств обучающихся: самостоятельности, дисциплинированности, инициативности, принципиальности, самоотверженности, организованности; – воспитание стремления к самообразованию, саморазвитию, самовоспитанию; – приобщение учащихся к экологической и социальной культуре, здоровому образу жизни, рациональному и гуманному мировоззрению; – формирование нравственного отношения к человеку, труду и природе; – воспитание учащихся в духе демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности и патриотизма. Актуальность программы обуславливается необходимостью формирования и развития, в процессе получения детьми образования, воспитательного (духовнонравственного) компонента личности, направленности на её социализацию и адаптацию к жизни в современном обществе, что в виду больших информационных объёмов и трудоёмкости дополнительных общеразвивающих программ, достигается, в настоящее время, крайне сложно. Структура и особенности реализации программы: Программа состоит из трёх ступеней, каждая из которых охватывает свой образовательный уровень: − первая ступень (возраст 6-11 лет) предполагает формирование экокультуры 4 (ознакомительный уровень); − вторая ступень (возраст 12-14 лет) – формирование способностей у ребёнка к определённой деятельности, учащийся приобретает знания об окружающем мире через деятельность эколого-биологических объединений, направленную на формирование умений участвовать в коллективной деятельности (ознакомительный и базовый уровень); − третья ступень (возраст 15 лет и старше) – развитие общих компетенций учащихся идёт через реализацию в конкретных видах деятельности в детских объединениях, ориентация на будущую профессию. Каждый образовательный уровень представляет собой отдельный модуль и может быть интегрирован в основную дополнительную общеразвивающую программу, соответствующего образовательного уровня и направленности, изучаемую ребёнком. Подобный синтез позволяет параллельно с реализацией основной дополнительной общеразвивающей программой осуществлять воспитательный процесс в детском объединении. В результате такого подхода создаётся воспитательная среда, в которой с позиции различных направленностей основных дополнительных общеразвивающих программ, деятельности педагогов-организаторов и педагога-психолога, реализуются и достигаются поставленные настоящей программой цели и задачи воспитания и, что делает процесс реализации программы воспитательной работы, уникальным для каждого, отдельного направления образовательной деятельности педагогов и учащихся СЮН. Воспитательная среда СЮН Творческое объединение детей Педагог-организатор СЮН Руководитель объединения Педагог-психолог Учащийся СОЦИУМ Режим занятий по программе включает в себя проведение, педагогом дополнительного образования – руководителем объединения, не менее одного воспитательного мероприятия в месяц. Общий объём учебных часов на реализацию программы составляет 12 часов на одну учебную группу (см. Учебно-тематический план программы воспитательной работы). Для более эффективного достижения цели и реализации задач воспитательной работы, обозначенных в настоящей программе, рекомендовано активизировать деятельность учащихся в части их участия в организационно-массовой работе, проводимой педагогами-организаторами и, при наличии необходимости, осуществлять психологическое сопровождение воспитательного процесса в СЮН. 5 Формы, виды проводимых воспитательных мероприятий и методы воспитательной деятельности определяются педагогом дополнительного образования, в зависимости от направленности реализуемой им основной дополнительной общеразвивающей программы, в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями учащихся, по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждаются отдельным планом воспитательной работы педагога и планом воспитательной работы СЮН на учебный год (планы представлены в разделе методического обеспечения программы). При выборе и разработке воспитательных мероприятий главным критерием, для педагога дополнительного образования (лица ответственного за разработку мероприятия), является соответствие тематики и направленности проводимого мероприятия целям и задачам воспитательной работы, отражённым в содержании настоящей программы, основным направлениям и принципам воспитательной работы, учёт направленности основной дополнительной общеразвивающей программы, по которой организованы занятия учащихся, их психофизиологических особенностей. Направления воспитательной работы. Воспитательная работа в СЮН осуществляется по пяти различным направлениям деятельности, позволяющим охватить и развить все аспекты личности учащихся детей (направленность конкретных, проводимых педагогом, воспитательных мероприятий указывается в плане воспитательной работы педагога, СЮН): Гражданско-патриотическое – основывается на воспитании учащихся в духе любви к своей Родине, формировании и развитии личности, обладающей качествами гражданина и патриота России способной, на социально оправданные поступки в интересах российского общества и государства, в основе которых лежат общечеловеческие моральные и нравственные ценности патриота, гражданина своей страны. Направлено на выработку ощущения национальной принадлежности к русскому народу, его историческим корням и современным реалиям; Культурологическое – осуществляется с целью приобщения учащихся к культурным ценностям, традициям России, ознакомления с культурой других стран, общемировыми культурными ценностями, для расширения их кругозора, создания благоприятных условий для развития творческой природы учащихся, выработки уважительного отношения к культурному наследию человечества и познавательных интересов к различным культурным областям; Экологическое воспитание – направлено на развитие у учащихся экологической культуры, как системы ценностных установок, включающей в себя знания о природе и формирующей гуманное, ответственное и уважительное отношение к ней, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности; Физическое – направленно на совершенствование и развитие физических качеств личности, формы и функций организма человека, формирования осознанной потребности в физкультурных занятиях, двигательных умений, навыков, связанных с ними знаний, потребности в активном, здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным, для здоровья человека, привычкам; Духовно-нравственное – направленно на формирование гармоничной личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения духовно-нравственных, морально-волевых и других базовых ценностей с целью 6 развития: нравственных чувств – совести, долга, веры, ответственности; нравственного облика – терпения, милосердия; нравственной позиции – способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний; нравственного поведения – готовности служения людям, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли. Принципы воспитательной работы. Воспитательный процесс в творческих объединениях, независимо от направленности дополнительных общеразвивающих программ и уровня образования, строится на следующих принципах: Природосообразность воспитания – основывается на научном понимании естественных (природных) и социальных процессов, их взаимосвязи. Заключается в воспитании учащихся сообразно их психофизиологическим особенностям; Культуросообразность воспитания – основывается на общечеловеческих ценностях, с учётом особенностей и традиций национальных и региональных культур. Заключается в воспитании учащихся в соответствии с принятыми социокультурными, морально-этическими нормами; Целенаправленность воспитания – заключается в организации воспитательного процесса, педагогических взаимодействий, влияний и воздействий сообразно поставленным целям и задачам; Гуманистическая направленность воспитания – заключается в соответствии воспитательной деятельности тенденциям развития общества, педагогики и образования при реализации задач формирования и развития личности учащихся. Включает в себя отражение идей гуманизма при организации и проведении воспитательных мероприятий; Централизация воспитания на развитии личности – воспитательный процесс направлен на помощь учащимся в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, развитии личности; Принцип связи воспитания с жизнью – проявляется в учёте педагогом дополнительного образования экономических, демографических, социальных, экологических и других условий жизнедеятельности учащихся. Категории воспитательных мероприятий. Проводимые в СЮН воспитательные мероприятия подразделены на 3 категории, каждая из которых направлена на реализацию поставленных, настоящей программой, воспитательных задач и достижение целевых результатов: Теоретическая (развивающая) – в данную группу входят мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие учащихся, расширение кругозора, изучение новых областей знаний и т.п.; Практическая (формирующая, корректирующая) – включает группу мероприятий, направленных на развитие или коррекцию личностных характеристик учащихся для достижения поставленных, настоящей программой, задач и реализации целевого назначения программы – формирования системы нравственных, моральноволевых и мировоззренческих установок, как основы воспитанности учащихся; Диагностическая (результативная) – группа мероприятий, основная задача которых заключается в получении показателей результативности проводимых воспитательных мероприятий с целью дальнейшей, комплексной оценки, полученных результатов и выявления показателя эффективности реализации программы воспитательной работы в целом по учреждению. 7 Учебно-тематический план программы воспитательной работы № Кол-во Форма и направленность воспитательного мероприятия п/п часов Гражданско-патриотическая направленность: 1 Теоретическое занятие (беседа, лекция) 1 Практическое занятие (тематическое мероприятие: выставка, выступление, игра, театрализованное 2 представление, концерт и другие мероприятия, 1 соответствующие направленности дополнительной общеразвивающей программы) Диагностическое занятие (тестирование, беседа, ролевая 3 1 игра и др.) Культурологическая направленность: 4 Теоретическое занятие (беседа, лекция) 1 Практическое занятие (тематическое мероприятие: выставка, выступление, игра, театрализованное 5 представление, концерт и другие мероприятия, 1 соответствующие направленности дополнительной общеразвивающей программы) Диагностическое занятие (тестирование, беседа, ролевая 6 1 игра и др.) Физическая направленность: 7 Теоретическое занятие (беседа, лекция) 1 Практическое занятие (тематическое мероприятие: выставка, выступление, игра, театрализованное 8 представление, концерт и другие мероприятия, 1 соответствующие направленности дополнительной общеразвивающей программы) Диагностическое занятие (тестирование, беседа, ролевая 9 1 игра и др.) Экологическая направленность: 10 Теоретическое занятие (беседа, лекция) 1 Практическое занятие (тематическое мероприятие: выставка, выступление, игра, театрализованное 11 представление, концерт и другие мероприятия, 1 соответствующие направленности дополнительной общеразвивающей программы) Диагностическое занятие (тестирование, беседа, ролевая 12 1 игра и др.) ИТОГО: 12 Теория Практика 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 8 8 Содержание программы воспитательной работы Содержание воспитательной работы по программе в конкретном объединении зависит как от направленности дополнительной общеразвивающей программы, так и от уровня образования учащихся и в частном случае конкретизируется планом воспитательной работы педагога дополнительного образования и работой педагоговорганизаторов и педагога-психолога в учебном году. В зависимости от нормативно-правовых документов органов управления образованием, определяющих направления и тенденции развития воспитательной работы в образовательных организациях, содержание воспитательной работы по реализуемым в СЮН направлениям может быть скорректировано либо изменено с учётом соответствующих тенденций. Объем учебной нагрузки по программе, на уровне детского объединения, составляет 12 часов на учебный год, без учёта работы педагогов-организаторов, педагога-психолога и воспитательных компонентов, включённых в дополнительную общеразвивающую программу, реализуемую педагогом дополнительного образования. Объём воспитательной работы, проводимой педагогами-организаторами, педагогом психологом определяется планом воспитательной работы по СЮН на текущий учебный год. Базовый объём воспитательной работы по направленностям деятельности и уровням образования с учащимися составляет приведённое ниже содержание. Содержание воспитательной работы по уровням образования. Дошкольный уровень образования: Воспитательная работа с детьми данного образовательного уровня направлена на расширение кругозора учащихся в определённых настоящей программой областях воспитательной деятельности, формирование первичных, базовых знаний и представлений об основных этических нормах и правилах, окружающем мире, Родине, адаптацию детей к коллективному взаимодействию, жизни в коллективе – их социализацию. Начальный общий уровень образования: На данном образовательном уровне главной целью является развитие личностных качеств учащихся; воспитательный процесс в творческих объединениях направлен на выработку потребностей к учебно-познавательной, трудовой, творческой, социальной деятельности, развитию собственной личности – саморазвитию, их дальнейшую социализацию – адаптацию к жизни в обществе и осознание необходимости взаимодействия с ним, выработка социально-активной позиции личности. Формирование и развитие этических принципов личности учащихся, волевых способностей и личностных качеств. Основной общий уровень образования: Главной воспитательной задачей для педагога дополнительного образования на данном образовательном уровне является создание условий для раскрытия и развития личностного потенциала каждого учащегося. Расширение круга интересов и 9 ответственности за конечные результаты в любой деятельности, развитие самостоятельности учащихся. Средний общий уровень образования: Воспитательная работа с детьми данного образовательного уровня, заключается в создании педагогом дополнительного образования системы начала коллективного самоуправления внутри отдельно взятого творческого объединения. Роль педагога дополнительного образования заключается в коррекции деятельности учащихся и содействии в реализации целей, поставленных детским коллективом творческого объединения. Содержание воспитательной работы определяется учащимися совместно с педагогом. Содержание воспитательной работы по направленностям деятельности. Гражданско-патриотическая направленность воспитательной деятельности. Включает в себя: − ознакомление учащихся с государственной символикой России (Государственный гимн, герб и флаг России); − формирование понятий и представлений о Родном крае, России, как о родной стране, Москве, как о столице России, о народах России, её природе и национальных достояниях; − воспитание в детях чувства привязанности к своему дому, к своим близким; − развитие чувств патриотизма, любви к Родине, стремления к миру, уважения к культурному наследию России, её природе; − развитие гармонического проявления патриотических чувств и культуры межнационального общения. − − − − Культурологическая направленность воспитательной деятельности. Включает в себя: ознакомление учащихся с основными видами учреждений культуры, их особенностями, видами культурной деятельности человека, их приобщение к отечественным и общемировым культурным ценностям; развитие чувственного восприятия окружающего мира, чувства видения и понимания красоты человеческой души, эстетических качеств детей; воспитание благородства души при ознакомлении с окружающим миром через ощущения гармонии, цвета, форм, звуков, их прекрасных и оригинальных сочетаний; обогащение впечатлений учащихся об этике человеческих взаимоотношений, как духовной ценности на основе идеалов Любви, Правды, Добра. Физическая направленность воспитательной деятельности. Включает в себя: − мероприятия, направленные на укрепление и охрану здоровья учащихся; − развитие физических качеств – ловкости, быстроты, силы, выносливости, морально-волевых – решительности, смелости; − социализацию учащихся путям развития чувств коллективизма и взаимовыручки; 10 − формирование представлений о культурно-гигиенических навыках и их развитие; − ознакомление детей с основными правилами здорового образа жизни, формирование потребности и развитие мотивации к ведению здорового образа жизни, формирование устойчивых представлений о пользе и необходимости физического развития. − − − − − − − − Экологическая направленность воспитательной деятельности. Включает в себя: формирование у детей сознательного, положительного отношения к окружающей среде, убеждённости в необходимости гуманного, бережного отношения к природе, как к наивысшей национальной и общечеловеческой ценности; расширение знаний учащихся в области экологии и охраны окружающей среды; развитие потребности общения с природой, интереса к познанию её законов и явлений; формирование экологического мировоззрения учащихся, основанного на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающего глубокую убеждённость детей в единстве человека и природы. Духовно-нравственная направленность воспитательной работы. Включает в себя: формирование гармоничной личности учащихся, развитие ценностно-смысловой сферы средствами сообщения детям духовно-нравственных и базовых национальных ценностей; развитие нравственных чувств учащихся – совести, долга, веры, ответственности, уважения, чести, справедливости; формирование нравственного облика и нравственной позиции учащихся; расширение интеллектуальных знаний учащихся в области морали и этики, ознакомление с базовыми этическими, моральными, волевыми принципами. 11 Ожидаемая результативность реализации программы и способы её диагностики В зависимости от образовательного уровня, на котором реализуется программа, в качестве результативности выполнения программы воспитательной работы рассматриваются следующие критерии: − формируемые посредством воспитательных мероприятий качества личности детей, включающие в себя морально-нравственные, ценностные и волевые установки, их личностное отношение к различным областям человеческой деятельности, собственную жизненную позицию; − интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора в направлениях деятельности, реализуемых образовательной программой; − уровень групповой сплочённости детского коллектива, психологический климат в коллективе, степень развития ученического самоуправления, самоорганизованность детей; − показатели социальной направленности личности (на себя, на дело, на других людей) учащихся и их мотивации к учёбе; − полнота освоения учебных часов, предусмотренных программой воспитательной работы. Оценка результативности программы воспитательной работы осуществляется педагогом дополнительного образования в конце учебного года. Полученные показатели сравниваются с результатами педагогической диагностики учащихся по состоянию на начало учебного года. Все результаты заносятся в бланк результативности выполнения программы, представленный в разделе методического обеспечения. После получения показателей по отдельным критериям осуществляется их суммирование (кроме показателя социальной направленности) и выводится итоговая оценка результативности для конкретного учащегося. Итоговые оценки учащихся складываются и сравниваются с максимально возможной суммой таких оценок. Процентное отношение полученных результатов к максимальной суме индивидуальных оценок и составляет итоговый показатель результативности выполнения программы в объединении. Итоговая результативность выполнения программы в целом по СЮН определяется путём суммирования результатов выполнения программы в каждой учебной группе и сравнения полученного результата с максимально возможным значением результативности. Для детей дошкольного уровня образования по результатам освоения программы заполняется наблюдательный лист (см. п.2 раздела методического обеспечения Программы). Наблюдение осуществляется педагогом дополнительного образования в процессе реализации настоящей Программы и не может проводиться посредством целенаправленной диагностики детей на данном уровне образования. Наблюдаемые критерии результативности программы должны отражаться в развивающих видах деятельности, подобранных педагогам дополнительного образования и реализуемых в качестве мероприятий результативной категории с детьми дошкольного возраста. 12 Методы оценки результативности выполнения программы. Для оценки результативности выполнения программы воспитательной работы используются представленные в таблице методики (полное описание указанных методик представлено в разделе методического обеспечении программы): № Критерий п/п результативности 1 Качества личности учащихся Методика оценки Тест на оценку и самооценку учащимися нравственных качеств личности (по З.И. Васильевой) Самостоятельно разрабатывается педагогом дополнительного образования на основе шаблона 2 Интеллектуальное развитие учащихся 3 Уровень групповой сплочённости детского коллектива Показатель социальной направленности личности Определение индекса групповой сплочённости К. Сишора Полнота освоения учебных часов Подсчёт пройдённых учащимся учебных часов 4 5 Тест «Направленность личности» (Спичак С.Ф., Синицын А.Г.) Образовательный уровень Основной общий, средний общий Дошкольный, начальный общий, основной общий, средний общий Начальный общий, основной общий, средний общий Начальный общий, основной общий, средний общий Дошкольный, начальный общий, основной общий, средний общий Представленные в таблице методики позволяют оценить результативность выполнения программы по указанным выше критериям. По желанию педагога дополнительного образования предложенные методики могут быть заменены другими, при условии их соответствия обозначенным настоящей Программой критериям и по согласованию с заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Способы и методы оценки интеллектуального развития учащихся определяются педагогом дополнительного образования самостоятельно и согласовываются с заместителем директора по учебно-воспитательной работе; предпочтительный метод оценки интеллектуального развития детей – проведение тестирования либо беседы с детьми по направлениям проводимой воспитательной работы, базовый шаблон тестового задания представлен в разделе методического обеспечения программы. В зависимости от уровня подготовки и развития коллектива детского объединения начального общего уровня образования, тест-задания №№3, 4, представленные в таблице методик оценки результативности могут не проводиться. 13 Таблица результативности выполнения программы: № п/п 1 2 3 4 5 Направленность воспитательной работы Гражданскопатриотическое Ожидаемые результаты Методы диагностики – знать государственные символы России; – понимать значения слов Родина, Россия, столица России, Народ России, Семья и др.; – развить чувство любви и гордости к нашей стране, своей семье, друзьям; – развивать чувство коллективизма, сплочённости детского коллектива. Экологическое – сформировать представления об окружающей природе, её разновидностях; – развивать чувство любви к природе; – сформировать понимание необходимости заботы о природе, бережного отношения к ней. Духовно– сформировать представления о моральнонравственное этических качествах личности, об основных нормах и понятиях этики; – Наблюдение – развить потребность к активной, познавательной – Беседа деятельности, развитию, саморазвитию; – Тестирование – сформировать устойчивые, положительные – Опрос представления о личных обязанностях, – Анализ полноты ответственное отношение к ним. освоения учебных Физическое – сформировать потребность в активной, часов подвижной деятельности, здоровом образе жизни; – знать правила личной и общественной гигиены; – развивать физические способности учащихся. Культурологическое – знать основные виды учреждений культуры, их назначение, особенности; – знать основные виды искусств (живопись, музыка, театральное искусство, художественная литература, архитектура и др.); – иметь представления о национальной культуре русского народа, и народов других стран, правилах поведения в обществе; – сформировать положительное отношение к культуре и искусству; – развить способности чувственного восприятия предметов культуры и искусства. 14 Методическое обеспечение программы 1. Бланк результативности выполнения программы: Бланк результативности выполнения программы воспитательной работы в объединении __________________________________ за 20__ - 20 __ учебный год (заполняется в начале и в конце учебного года) 1 2 3 4 5 Руководитель детского объединения Итоговая результативность Уровень групповой сплочённости Показатель социальной направленности Ф.И. учащегося Уровень интеллектуального развития № п/п Полнота освоения учебных часов Критерии результативности АБВАБВАБВАБВАБВИтоговая результативность: / / 15 2. Наблюдательный лист оценки результативности программы на дошкольном уровне образования: НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ ЛИСТ оценки результативности выполнения программы воспитательной работы для объединения дошкольного уровня образования в 20 __ - 20 ___ учебном году (заполняется в начале и в конце учебного года) Физическое Культурологическое Духовнонравственной Ф.И. учащегося Экологическое № п/п Гражданскопатриотическое Показатель знаний, по направленностям воспитательной работы (от 0 до 5 баллов) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Руководитель детского объединения / / 16 3. План воспитательной работы СЮН: УТВЕРЖДАЮ директор СЮН ____________________ Т.А. Беленко «__» _____________________ 20__ г. План воспитательной работы СЮН на 20 __ - 20 __ учебный год Направление № Наименование Категория Дата Количество воспитательной Ответственный п/п мероприятия мероприятия проведения участников работы Отделение организационно-массовой работы Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.Н. Аболмасова 17 4. План воспитательной работы объединения: УТВЕРЖДАЮ Директор СЮН _____________________ Т.А. Беленко «__» _____________________ 20 __ г. План воспитательной работы объединения _______________________________________ на 20 __ - 20 __ учебный год № п/п Направление Планируемая Наименование Категория воспитательной дата мероприятия мероприятия работы проведения Количество участников 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Руководитель детского объединения / / 18 5. Бланк результативности выполнения программы по учреждению: Бланк результативности выполнения программы воспитательной работы СЮН за 20__ - 20 __ учебный год № п/п Ф.И.О. педагога дополнительного образования Название детского объединения Номер учебной группы Показатель результативности 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Итоговая результативность: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Е.Н. Аболмасова 19 6. Бланк опросного листа для диагностики уровня знаний учащихся: Опросный лист для учащихся объединения СЮН Содержание опросного листа, сложность вопросов и оценка ответов детей определяется педагогом дополнительного образования, исходя из возрастных особенностей учащихся, за каждый правильный ответ учащемуся начисляется 1 балл, итоговая сумма баллов заносится в бланк результативности выполнения программы (п.1 раздела методического обеспечения Программы). Культурологическое направление воспитательной работы: 1. 2. 3. 4. Как Вы понимаете значение слова культура? Какие виды учреждений культуры Вы знаете? Как Вы понимаете значение слова искусство? Какие виды искусств Вы знаете? Экологическое направление воспитательной работы: 1. Что такое экология? 2. Как Вы понимаете значение слова природа? 3. Из чего состоит окружающая нас природа? Физическое направление воспитательной работы: 1. Что такое здоровый образ жизни? 2. Что такое вредные привычки? 3. Какие основные виды физических упражнений Вы знаете? Гражданско-патриотическое направление воспитательной работы: 1. 2. 3. 4. 5. Как Вы понимаете значение слова Родина? Что такое Государственная символика России? Как называется основной закон Российской Федерации? Как Вы понимаете значение слова патриотизм? Как Вы понимаете значение слова гражданин? Духовно-нравственное направление воспитательной работы: 1. 2. 3. 4. Какие нравственные чувства Вы знаете? Что они обозначают? Знакомо ли Вам понятие добро и зло? Что это такое? Как Вы понимаете значение слова мораль? 20 7. Методики оценки результативности выполнения программы воспитательной работы: Тест на оценку и самооценку учащимися нравственных качеств личности (по З.И. Васильевой) Методика позволяет определить нравственные ценности свои и товарищей в учении и общении. Через эту методику удается увидеть различия между учащимися в предпочтении и оценке нравственных качеств. Размышляя над вопросами, дети составляют три нравственные характеристики: на ученика (у), на товарища (т) и на себя (с). Инструкция. Учащимся предлагается в процессе ответа на конкретные вопросы ранжировать (т.е. оценить по степени значимости в 1-ю, 2-ю, 3-ю, … в 9-ю очередь) ряд нравственных качеств. Вопросы предлагаются следующие: 1. Какие из перечисленных ниже качеств важны в учебной работе? (Дисциплинированность; трудолюбие; ответственность, общественная активность, честность, отзывчивость, самостоятельность, доброта, стремление отстоять своё мнение); 2. Как ты думаешь, какие из этих качеств ценят в тебе твои товарищи? (с); 3. Какие из этих качеств ты ценишь у товарищей? (т); 4. Какие из этих качеств тебе хотелось бы приобрести в ближайшее время? (у); Занятие по методике проводится в начале и конце учебного года, полученные результаты заносятся в представленный ниже бланк, что позволяет провести сравнительный анализ полученных результатов. 21 Таблица результатов тестирования на оценку нравственных качеств учащихся объединения ________________________________________________________________________ в 20__ - 20 __ учебном году (составляется в начале и конце учебного года) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У Руководитель детского объединения С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У / С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У Стремление отстоять своё мнение Доброта Самостоятельность Отзывчивость Честность Общественная активность Ответственность Ф.И. обучающегося Трудолюбие № п/п Дисциплинированность Нравственные качества личности С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т у С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У С Т У / 22 Определение индекса групповой сплочённости К.Э. Сишора Групповая сплочённость – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, её сплочения в единое целое. Определить её можно с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый из них. Ответы кодируются в баллах согласно приведённым в скобках значениям (максимальная сумма – 19 баллов, минимальная – 5). В ходе опроса баллы указывать не нужно. 1. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? а) Чувствую себя её членом, частью коллектива (5); б) Участвую в большинстве видов деятельности (4); в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3); г) Не чувствую, что являюсь членом группы (2); д) Живу и существую отдельно от неё (1); е) Не знаю, затрудняюсь ответить (1); 2. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам представилась такая возможность (без изменения прочих условий)? а) Да, очень хотелось бы перейти (1); б) Скорее, перешёл бы, чем остался (2); в) Не вижу никакой разницы (3); г) Скорее всего, остался бы в своей группе (4); д) Очень хотел бы остаться в своей группе (5); е) Не знаю, трудно сказать (1); 3. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы? а) Лучше, чем в большинстве групп (3); б) Примерно такие же, как и в большинстве групп (2); в) Хуже, чем в большинстве групп (1); в) Не знаю (1); 4. Какие у Вас взаимоотношения с педагогами? а) Лучше, чем в большинстве групп (3); б) Примерно такие же, как и в большинстве групп (2); в) Хуже, чем в большинстве групп (1); в) Не знаю (1); 5. Каково отношение к делу (учёбе и т.п.) в Вашем коллективе? а) Лучше, чем в большинстве групп (3); б) Примерно такие же, как и в большинстве групп (2); в) Хуже, чем в большинстве групп (1); в) Не знаю (1); Полученные результаты заносятся в таблицу, представленную в п. 1 раздела методического обеспечения программы индивидуально, для каждого учащегося в начале и конце учебного года. 23 Тест «Направленность личности» (Спичак С.Ф., Синицын А.Г.) Методика позволяет выявить следующие направленности личности: 1. Направленность на себя (Я) – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и окружающих людей, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. 2. Направленность на общение (О) – стремление при любых обстоятельствах поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнения конкретных заданий или оказания искренней помощи людям, ориентация на социальное общение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. 3. Направленность на дело (Д) – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Инструкция: «На каждый пункт опросника возможны три ответа, обозначенных буквами А, Б, В. Вам нужно выбрать тот ответ, который более всего выражает ваше мнение. Над вопросами долго не думайте, выполняйте работу самостоятельно» Текст методики: 1. Больше всего удовлетворения в жизни даёт: А – оценка работы; В – сознание того, что работа выполнена хорошо; Б – Сознание, что находитесь среди друзей. 2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть: В – тренером, который разрабатывает тактику игры; А – известным игроком; Б – выбранным капитаном команды. 3. Лучшими преподавателями являются те, которые: А – имеют индивидуальный подход; В – увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему; Б – создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказывать свою точку зрения. 4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые: А – не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны; Б – вызывают у всех дух соперничества; В – производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует. 5. Я рад, что мои друзья: Б – помогают другим, когда для этого предоставляется случай; А – всегда верны и надёжны; В – интеллигентны и у них широкие интересы. 6. Лучшими друзьями считаю тех: Б – с которыми хорошо складываются взаимные отношения; В – которые могут больше, чем я; А – на которых можно надеяться. 7. Я хотел бы стать известным, как те: 24 В – кто добился жизненного успеха; А – может сильно любить; Б – отличается дружелюбием и доброжелательностью. 8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть: В – научным работником; Б – начальником отдела; А – опытным лётчиком. 9. Когда я был ребёнком, я любил: Б – игры с друзьями; В – успехи в делах; А – когда меня хвалили. 10. Больше всего мне не нравится, когда я: В – встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи; Б – когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения; А – когда меня критикуют. 11. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его: Б – для общения с друзьями; В – для любимых дел и самообразования; А – для отдыха. 12. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: Б – в коллективе симпатичные мне люди; В – занимаюсь делом, которое меня удовлетворяет; А – мои усилия достаточно вознаграждены. 13. Я люблю когда: А – другие ценят меня; В – чувствую удовлетворение от выполненной работы; Б – приятно провожу время с друзьями. 14. Если бы обо мне писали в газетах, мне бы хотелось бы, чтобы: В – отметили дело, которое я выполнил; А – похвалили меня за мою работу; Б – сообщили о том, что меня выбрали в Совет школы. 15 – Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: А – имел ко мне индивидуальный подход; В – стимулировал меня на более интересный труд; Б – вызвал дискуссию по разбираемым вопросам. Обработка результатов: Подсчитать количество ответов с одинаковыми буквенными обозначениями по всем вопросам и определить преобладающую направленность личности, исходя из того, что ответы с буквой: А – обозначают направленность на собственную личность; Б – на общение с другими людьми; В – на деловую активность. Полученные результаты заносятся в таблицу, представленную в п. 1 раздела методического обеспечения программы индивидуально, для каждого учащегося в начале и конце учебного года. 25 Список используемой литературы 1. Бочкарева Л.П., Коршикова Т.В. Культурологическое образование детей дошкольного возраста: Методическое пособие. Выпуск 3. – Ульяновск: ИПК ПРО, 1999. – 80 с. 2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степаков. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с. 3. Галкина Т.И. Справочник современного директора школы по воспитательной работе: практическое пособие / Т.И. Галкина – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 79 с. 4. Ефремов О.Ю. Педагогика. Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2010. – 352 с. 5. Инновационное развитие дополнительного образования детей: коллективная монография. – Москва – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ»Ю 2013. – 140 с. 6. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 240 с. 7. Мониторинг Образовательных областей в ДОУ: Методическое пособие / под ред. Н.В. Микляевой. - М.: АРКТИ, 2013 - 112 с. 8. Нечаев М.П., Фадеева Е.И. Классный руководитель: психолого-педагогический мониторинг взаимодействия участников образовательного процесса. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 152 с. 9. Недвецкая М.Н., Щёрбакова Т.Н., Щербакова Е.В., Антонова Н.Н., Полежаева О.А. Педагогика: Краткий курс. Учебное пособие / под ред. М.Н. Недвецкой – М.: УЦ «Перспектива», 2013, - 408 с. 10. Приложение № 4 (18) 2013 к журналу «Дополнительное образование и воспитание» 11. Слепцова И.Ф. Что должен знать о ФГТ каждый педагог ДОУ: методическое пособие / Под ред. И.Ю. Синельникова. - М.: АРКТИ, 2013 - 120 с. 12. Скворцов А.А. Этика: учебник для бакалавров / А.А. Скворцов; под общ. Ред. А.А. Гусейнов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 310 с.