Программа ''Здоровое поколение'' на 2019-2024 годы

Программа утверждена на педсовете

утвЕр}кдАю
!иректор СЮН

сюн

протоко n

оr rrсИ ,,

Xn

/

Беленко

20/./t.

20ffr.

ПРОГРЛЧIМЛ

(ЗДОРОВОЕ IIОКОЛЕНИЕ)
Реализация
пропаганда

здоровьесберегающих
здорового

образа

технологий
я(изни

на 2019-2024 п.

Таганрог
2019

на Сюн

и

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

2

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

Раздел I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

5

1.1. Цели и задачи программы «Здоровое поколение»

5

1.2. Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровое поколение»

5

1.3. Понятия «здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ),
их компоненты и функции

6

1.4. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы по внедрению
здоровьесберегающих технологий

8

Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

8

2.1. Формы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ)

8

2.2. Этапы реализации программы «Здоровое поколение»

9

2.3. Принципы работы по реализации здоровьесберегающих технологий

10

2.4. Условия успешной работы по реализации здоровьесберегающих технологий

10

2.5. Уровни освоения программы

11

2.6. План реализации программы «Здоровое поколение»

12

Раздел III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

14

3.1. Кадровое обеспечение программы

14

3.2. Методическое обеспечение системы работы по применению ЗОТ

14

3.3. Оценка эффективности реализации программы

15

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым»
Ж.Ж. Руссо
Здоровый ребёнок – главная задача ближайшего и отдалённого будущего. Поэтому
сохранение и укрепление здоровья учащихся является приоритетным направлением не только для
системы образования, но и государственной политики. «Именно в школьный период, –
подчеркнул Дмитрий Анатольевич Медведев, формируется здоровье человека на всю
последующую жизнь».
Вопросы о здоровье и здоровом образе жизни в настоящее время включены в федеральный
компонент государственного образовательного стандарта и примерные программы общего
образования.
Сегодня весь потенциал, все перспективы социального и экономического развития должны
быть направлены на сохранение здоровья детей как физического, так и интеллектуального.
Политика государства в этом направлении предполагает формирование физически здоровой,
образованной, всесторонне развитой, социально активной личности, что нашло отражение в
приоритетном национальном проекте «Здравоохранение».
Проблема оздоровления детей заключается в поиске эффективных технологий для
реализации на занятиях в дополнительном образовании, с целью формирования здорового образа
жизни детей. Здоровье ребенка – одно из важнейших условий успешности обучения и развития.
Уровень и качество психологического здоровья характеризуются показателями социальной,
социально-психологической и индивидуально-психической адаптации личности.
Забота о здоровье учащихся неотделима от заботы педагога о своем собственном здоровье
так, как педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.
Актуальность и обоснование необходимости внедрения программы «Здоровое
поколение» в работу муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станции юных натуралистов (СЮН) города Таганрога.
Система дополнительного образования обладает рядом преимуществ по сравнению с
общеобразовательной организацией (ОО): во-первых, мотивированность детей к занятиям в
системе дополнительного образования – воспитанники осуществляют свободный выбор
деятельности по интересам; во-вторых, объём количества учебных часов, реализуемых по
дополнительным общеразвивающим программам, в УДО незначителен; в-третьих, отход от
классно-урочной системы в УДО позволяет использовать различные инновационные формы
занятий, обеспечивающие максимальный комфорт воспитанников.
Учитывая, что на сегодня самой острой проблемой страны являются дети и молодежь,
которые продолжают терять последние здоровые нравственные ориентиры, и все больше
скатываются в бездуховную, наркозависимую и криминальную среду города, государство и
общественные институты должны востребовать живое общение с природой, как одну из наиболее
современных технологий продуцирования у человека здоровых духовных и физических качеств, а
также познавательных и самосберегающих начал при минимальных затратах государства и самого
индивида. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве
причины признаётся и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Таким образом,
сохранение здоровья ребёнка, его социальная адаптация является делом актуальным и сложным
для дополнительного образования, куда ребенок приходит после школы. Необходимо широко
использовать здоровьесберегающие технологии на занятиях для того, чтобы педагоги, дети и
родители жили в состоянии эмоционального комфорта и высокого интереса к познанию, для того
чтобы ребёнок был здоров и социально адаптирован, сохранив любознательность и доверие для
дальнейшего обучения.
Данная программа является результатом целенаправленного поиска наиболее подходящей
для СЮН системы работы по внедрению здоровьесберегающих технологий и посвящена
комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс Станции юных
натуралистов форм и методов, направленных на здоровьесбережение воспитанников.
В программе «Здоровое поколение» обобщается практический опыт работы педагогического

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

4

коллектива СЮН, пошагово описываются ключевые этапы работы с детьми.
Механизм реализации программы позволит систематизировать работу по созданию и
поддержанию здоровьесберегающей среды, а также поднять её на более качественный уровень.
Основанием для разработки Программы «Здоровое поколение» являются:
1. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития
дополнительного образования детей».
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 №196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам».
3. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека от 4 июля 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-Эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
4. Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу
для СССР 15.09.1990).

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

5

Раздел I. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
1.1. Цели и задачи программы «Здоровое поколение»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Станция юных
натуралистов (СЮН) – это учреждение дополнительного образования естественнонаучной
направленности.
Здоровьесберегающий компонент учебно-воспитательного процесса в объединениях СЮН
является одним из приоритетных и реализуется через программу «Здоровое поколение»,
органично наполненную здоровьесберегающим содержанием с учётом биологического возраста
детей, их индивидуальных особенностей, уровня их здоровья.
Цель программы: создание и поддержание здоровьесберегающей среды на Станции юных
натуралистов с учетом индивидуального подхода к воспитанникам для сохранения и укрепления
интеллектуального и физического здоровья учащихся.
Задачи программы:
‒ Разработать и реализовать цикл мероприятий, способствующих укреплению
нравственного и физического здоровья учащихся.
‒ Создать условия для осознания и развития способностей учащихся.
‒ Пропагандировать здоровый образ жизни.
‒ Обучать педагогический состав СЮН применению здоровьесберегающих технологий.
‒ Повышать грамотности родителей в вопросах валеологии.
‒ Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В основе программы лежит комплексный подход к здоровьесбережению и включает
следующие компоненты:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения.
2. Проведение спортивно-оздоровительной работы.
3. Организация психолого-педагогической помощи учащимся.
4. Мониторинг состояния здоровья учащихся.
5. Организация работы по пропаганде и формированию ценности, здоровья и здорового образа
жизни среди учащихся, педагогов и родителей.
1.2. Ожидаемые результаты реализации программы «Здоровое поколение»
Данная программа позволит сформировать систему работы, создать здоровьесберегающую
среду на Станции юных натуралистов.
Эффективная просветительно-образовательная деятельность при адекватной правовой и
материально-технической базе СЮН, будет способствовать увеличению числа учащихся,
занимающихся эколого-биологической деятельностью, ведущих здоровый, спортивный образ
жизни, что положительно скажется на снижении заболеваемости и наркотизации, потребления
алкоголя и сигарет, совершении правонарушений, окажет действенную помощь в воспитании,
самосовершенствовании и самообразовании человека, повышении его работоспособности и
выполнении им долга по защите Отечества.
Программа «Здоровое поколение» поможет обеспечить:
‒ формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности,
доброты, милосердия);
‒ воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, отдыха и т.д.);
‒ воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального
самосознания, толерантности;
‒ формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к наркотикам,
табаку, алкоголю и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;
‒ воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость,
насилие над личностью;
‒ воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и
совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
‒ формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

6

‒

формирование у обучающейся молодёжи знаний о здоровой семье, роли родителей и
воспитании здоровых детей.
После освоения курса программы учащийся должен знать и уметь как:
‒ сохранить своё здоровье и предупредить его нарушение;
‒ приобрести навыки безопасной, здоровой жизни;
‒ оказать первую медицинскую помощь;
Целостность учебно-воспитательного процесса предполагает, что все аспекты учебновоспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья
учащихся.
Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве
всех её составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье. Целостность
подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья учащихся охватывает и
обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях
управления образованием.
1.3. Понятия «здоровье», «здоровьесберегающие образовательные технологии» (ЗОТ), их
компоненты и функции
Для того, чтобы правильно реализовать здоровьесберегающие технологии в учреждениях
дополнительного образования, изучим литературу по общим понятиям здоровья и формирования
здорового образа жизни ребенка.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной
организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и
социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
‒ это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов,
максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение);
‒ это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого
составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции (медицинское определение).
Психическое здоровье:
‒ это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила,
побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение);
‒ это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего
душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
Социальное здоровье – это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого
человека.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностноинформативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе.
Духовное здоровье – система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная
характеристика.
В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям
внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания.
Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и
внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Признаки индивидуального здоровья:
• Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
• Показатели роста и развития.
• Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.
• Наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития.
• Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

7

В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде
четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и
представлена их иерархия:
Соматический компонент – текущее состояние органов и систем организма человека, –
основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная
базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых,
обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент – уровень роста и развития органов и систем организма, – основу
которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции.
Психический компонент – состояние психической сферы, – основу которого составляет
состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию.
Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также
возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент – комплекс характеристик мотивационной и потребностноинформативной сферы жизнедеятельности, – основу которого определяет система ценностей,
установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована
духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет,
с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования
индивидуума, с другой – более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности
человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль
персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими,
национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении
индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
‒ благоприятное социальное окружение;
‒ духовно-нравственное благополучие;
‒ оптимальный двигательный режим (культура движений);
‒ закаливание организма;
‒ рациональное питание;
‒ личная гигиена;
‒ отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков,
наркотических веществ);
‒ положительные эмоции.
Приведённые характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа
жизни личности – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и
динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической
культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и
самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования,
воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом
здоровье.
Классификация здоровьесберегающих технологий.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные
(узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные).
По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:
медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического
здоровья; санитарно-гигиенической деятельности); образовательные, содействующие здоровью
(информационно-обучающие и воспитательные); социальные (технологии организации здорового
и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции девиантного поведения);

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

8

психологические (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений
личностного и интеллектуального развития).
К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной
профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные
и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии,
формирующие ЗОЖ.
1.4. Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы по внедрению
здоровьесберегающих технологий
Главным звеном в работе по внедрению здоровьесберегающих технологий, несомненно,
является педагог. И, конечно, он должен иметь достаточный уровень подготовки для работы по
созданию здоровьесберегающей среды, обладать знаниями в вопросах валеологии, наряду с
традиционными методами использовать инновационный подход к этой проблеме.
Задачи развития кадрового состава, повышения уровня профессиональных знаний педагогов
дополнительного образования решаются с помощью проведения обучающих семинаров, курсов
повышения квалификации, научно-практических конференций, августовских чтений.
Требования к профессионально-личностной подготовке:
1) профессионально-личностная позиция педагогов;
2) комплексный (психолого-педагогический и профессионально-личностный) характер
образования педагогов;
3) создание системы консультирования и тренингов;
4) создание психолого-педагогических условий для развития профессионального мастерства в
вопросах валеологии и пропаганде здорового образа жизни.
5) демократизация и гуманизация всех обучающих процедур, создания творческой и свободной
атмосферы учения;
6) образовательная ступень и сфера деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений,
учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе
дополнительного образования, практические психологи, а также представители школьной
администрации и т.п.);
7) особенности контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом
специальное внимание должно уделяться специфическим группам детей – детям страдающим
определенными заболеваниями, детям-инвалидам и др.);
8) специфика образовательной инфраструктуры.
Раздел II. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПРИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
2.1. Формы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ)
Здоровьесберегающие технологии на СЮН реализуются в следующих формах:
1. Обучение в малых группах по программам с включением передовых здоровьесберегающих
технологий объединений (группа от 7 до 30 человек).
2. Работа по исследовательским и творческим проектам в области здоровьесбережения в режиме
наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, сами педагоги, преподаватели
вузов и сузов).
3. Каникулярные мероприятия, лагерь дневного пребывания детей, мастер-классы по
здоровьесбережению.
4. Система творческих конкурсов за здоровый образ жизни, акций, фестивалей.
5. Беседы, круглые столы на тему ЗОЖ.
6. Групповые занятия-практикумы.
7. Сотрудничество с другими школами, учреждениями дополнительного образования, вузами,
сузами.
Педагоги должны осознавать, что индивидуализация обучения в системе дополнительного
образования детей осуществляется и со стороны самого ребёнка, который сам осуществляет выбор
интересного для себя вида деятельности. В связи с этим, изменяется и позиция педагога: теперь он

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

9

выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности
воспитанника. Особенно важен при таком подходе личный пример педагога.
2.2. Этапы реализации программы «Здоровое поколение»
Реализация данной программы предполагает три основных этапа:
I. Проектировочный.
II. Деятельностный (практический).
III. Аналитический.
I этап: проектировочный (2019-2020 учебный год)
Цель: подготовить условия для формирования системы работы по реализации
здоровьесберегающих технологий на Станции юных натуралистов г.Таганрога.
Задачи:
1. Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
2. Разработка программы работы по внедрению и поддержанию здоровьесбережения на 20192024 гг.
3. Разработка структуры управления программой, распределение обязанностей.
4. Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
Направления работы:
‒ создание нормативно-правовой базы;
‒ создание системы диагностики по оценке здоровьесбережения в процессе реализации
проекта;
‒ организация
творческих
и
исследовательских
конкурсов,
в
области
здоровьесбережения учащихся;
‒ повышение педагогической компетентности педагогов;
‒ организация, практической деятельности массовых оздоровительных мероприятий в
каникулярные периоды.

1.

2.
3.
4.

II этап: деятельностный (практический) (2020-2021, 2021-2022, 2022-2023 учебные годы)
Цель: переход системы работы по здоровьесбережению в режим функционирования.
Задачи:
Систематическая и целенаправленная работа по здоровьесбережению: Соблюдение
Санитарных норм и правил; включение физкультминуток, специально разработанной для
разного возраста детей гимнастики (для глаз, пальцев и т.д.), стрейчинга в образовательный
процесс.
Регулярное проведение оздоровительных мероприятий, выставок детского творчества на тему
ЗОЖ, конкурсов; участие в практических экологических мероприятиях различного уровня.
Пополнение и обновление банка методических материалов, диагностических методик,
инновационных здоровьесберегающих технологий.
Обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Направления работы:
‒ выявление детей с проблемами здоровья, на ранних этапах развития;
‒ диагностика склонностей воспитанников;
‒ внедрение в практику работы по пропаганде ЗОЖ;
‒ организация системы исследовательской деятельности детей в области ЗОТ;
‒ проведение выставок детского творчества по ЗОЖ;
‒ повышение качества участия воспитанников в оздоровительных мероприятиях
различного уровня;
‒ повышение квалификации педагогов;
‒ обобщение опыта работы по здоровьесбережению;
‒ коррекция затруднений педагогов в реализации программы.
III этап: аналитический (2023-2024 учебный год)
Цель: анализ итогов реализации программы «Здоровое поколение».
Задачи:

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

10

1. Обобщение результатов работы по программе.
2. Достижение преемственности в воспитании и развитии нравственного и физического здоровья
детей на всех этапах обучения.
3. Создание банка педагогического опыта в работе по здоровьесбережению.
Направления работы:
‒ осуществление контроля и анализа реализации программы, достигнутых результатов;
‒ определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решений и
составление перспективного плана дальнейшей работы в этом направлении;
‒ разработка методических рекомендаций по внедрению и поддержанию
здоровьесбережения.
2.3. Принципы работы по реализации здоровьесберегающих технологий
Программа «Здоровое поколение» построена на основных педагогических принципах:
1. Гуманизм – учёт возможностей и природных задатков ребёнка, создание условий для
самопознания и самореализации каждой личности.
2. Демократизм – развитие разнообразных форм сотрудничества учащихся и педагогов.
3. Научность и интегрированность – обеспечивается надёжная база для дальнейшего
овладения обучающимися основ выбранного вида деятельности, их воспитания, развития и
здоровья.
4. Индивидуализация и дифференциация – вариативность содержания, форм, методов
учебно-воспитательного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их
склонностей и развития.
5. Природосоответствие – учёт многогранности и целостности природы ребёнка,
возрастных, половых и индивидуальных, психологических и национальных особенностей детей.
6. Социализация – исследование проблемы как педагогического явления.
2.4. Условия успешной работы по реализации здоровьесберегающих технологий
Профессионализм и ответственность, забота педагогического коллектива о будущем детей
являются гарантом реализации программы. Отсюда складываются необходимые условия работы
по здоровьесбережению.
Условия успешной работы по внедрению и поддержанию здоровьесберегающих технологий:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с
этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и
творчеству.
2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы.
3. Признание коллективом педагогов и руководством СЮН того, что реализация системы
работы по реализации здоровьесберегающих технологий является одним из приоритетных
направлений работы учреждения.
Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий
на 2019-2024 гг.
Мероприятия
Отработать систему выявления детей с
проблемами здоровья, в том числе из
малообеспеченных семей, наметить
мероприятия по индивидуальному развитию
улучшения их нравственного и физического
здоровья с учётом интересов, возрастных
особенностей

Сроки

Ответственные

2019-2020 уч. г.
2020-2021 уч. г.

администрация,
педагоги дополнительного
образования

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

Совершенствовать работу по внедрению и
реализации здоровьесберегающих технологии,
разработать и внедрять систему
стимулирования здоровьесбережения
воспитанника и педагога
Создание системы адресного мониторинга и
сопровождение детей с нарушениями здоровья.
Совершенствовать работу методического
объединения СЮН, обеспечить воспитанников
и педагогов необходимой методической
литературой по здоровьесбережению
Повышать квалификацию педагогов
дополнительного образования, в том числе по
здоровьесбережению , знакомить их с новыми
педагогическими технологиями и методами
обучения

11

весь период

администрация,
педагоги дополнительного
образования

в течение
5 лет

методисты

весь период

методический совет,
директор СЮН

весь период

администрация

2.5. Уровни освоения программы
В настоящее время, при всех существующих трудностях дополнительного образования,
открываются новые возможности для создания и развития здоровьесберегающей среды.
Программа «Здоровое поколение» предусматривает целенаправленную работу с воспитанниками,
начиная с начального этапа обучения.
Структурная модель образовательного процесса СЮН имеет 4 уровня, при прохождении
которых ребёнок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до
творческих). В соответствии с ними построена и система работы, основанная на возрастных
особенностях.
Уровни (Ступени)
Содержание образования
«Я – природа-здоровье» (6-10лет)
Задачи.
Создание
оптимальных
условий
для
Блок программы для
пробуждения интереса каждого ребёнка к здоровому
дошкольников и начальной школы образу жизни, формирование убеждений у самого ребенка
«За здоровый образ жизни»
в необходимости ЗОЖ, творческого воображения и
Уровень действия детей –
навыков
взаимодействия.
Развитие
позитивной
репродуктивное самостоятельное
мотивации, потребности к познанию и освоению ЗОЖ.
воспроизведение.
Итог освоения уровня любознательность ребёнка, как
Уровень достижений –
основа его познавательной активности, навыки ЗОЖ.
информированность или усвоение
определённого объёма знаний и
способность репродуцировать их;
грамотность – как способность
использовать основные способы
познавательной деятельности.
«Забота о здоровье» (11-14 лет)
Задачи. Создание условий для свободы выбора
Этап первоначального
и переноса опыта в области здоровьесбережения,
самоопределения.
приобретённого в конкретной деятельности на другие
Уровень действия детей –
сферы жизни ребенка, т.е. усвоение ребёнком алгоритмов
репродуктивное, алгоритмическое
ЗОЖ, развитие мотивации к нравственному и
действие.
физическому здоровью.
Уровень достижений –
Итог освоения уровня – приобретение практических
функциональная грамотность или
навыков и умений в области валеологии , опыт переноса
способность решать стандартные
алгоритмов решения задач и проблем. Участие в акциях и
задачи в различных сферах
мероприятиях.
жизнедеятельности.

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

12

«Здоровье будущего» (15-16 лет)
Уровни действия – продуктивноэвристическое действие.
Уровни достижений –
компетентность общекультурная,
достаточная для творческой
деятельности в вопросах
здоровьесбережения, самореализации
личности.

Задачи. Создание условий для реализации программы
индивидуального развития детей; изучение предметов с
ориентацией на здоровый образ жизни.
Итог освоения уровня – креативные способности.
Продуцирование – преобразование человеком внешней
среды,
вынуждающее
его
находить,
изменять,
приспосабливать механизмы ориентации и адаптации.
Участие в городских, областных, всероссийских
конкурсах, конференциях, акциях, активная позиция по
защите здоровья и экологии.
Выпускник (17-18 лет)
Создание условий для освоения основ внедрения
Уровни действия – продуктивно- здоровьесбережения на протяжении всей жизни ребенка,
творческое действие.
его будущего, личностного развития. Задача педагога –
Уровни достижений –
оказание помощи в ориентации на здоровый образ жизни.
компетентность допрофессиональная Итог освоения уровня. Самоопределение как физически
– достаточная для начального выбора и нравственно здоровой личности. Разработка программы
профессии, а также способность
личностного развития.
личности оценивать границы
собственной компетентности.
2.6. План реализации программы «Здоровое поколение»
Основные мероприятия программы:
‒ организация массовых оздоровительных мероприятий, акций за здоровый образ
жизни, конкурсов, конференций, мастер-классов по темам здоровьесбережения;
‒ приобретение оборудования и материалов для занятий с детьми подвижными играми
в каникулярное время в рамках экологического лагеря.
‒ приобретение методической литературы на тему здоровьесбережения для педагогов
дополнительного образования;
‒ соблюдение Санитарных норм и правил, предъявляемых к помещению и к
организации учебного процесса.
‒ проведение экскурсий.
‒ занятия на свежем воздухе.
‒ включение в занятия объединений СЮН физкультминуток, гимнастики для учащихся,
чередование занятий, требующих усидчивости с подвижными играми.

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

13

План реализации программы
№ Направление деятельности
Мероприятия
1.1. Выявление у родителей мнения об особенностях
1. Система мониторинга за
здоровьем воспитанников

2. Пополнение научно-

методической базы по
здоровьесбережению детей.

3.

4.

5.
6.

ребёнка, его проблемах.

1.2. Наблюдение и анализ поведения ребёнка
1.3. Выявление и мониторинг проблем, связанных со
здоровьем ребенка
1.4. Создание и пополнение базы данных о проблемах
здоровья
2.1. Накопление литературы по проблеме
2.2. Подбор и накопление диагностических материалов для
изучения здоровья
2.3. Разработка методического обеспечения в помощь
педагогам

Сроки
в течение
всего
периода
постоянно
постоянно
ежегодно
постоянно
постоянно

в течение
учебного
года
2.4. Разработка практических рекомендаций по включению
в течение
здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ) в
всего
рабочие программы педагогов
периода
Профессионально-личностная 3.1. Работа в рамках районного методического объединения по плану
подготовка педагогических
для педагогов дополнительного образования
РМО
кадров для работы по
3.2. Консультации с методистом
по мере
реализации ЗОТ
необходимо
сти
3.3. Разработка и проведение мастер-классов по
в течение
толерантности, воспитание социального и нравственного
учебного
здоровья.
года
Реализация городских
4.1. Проведение занятий с воспитанниками с
оздоровительных мероприятий, использованием ЗОТ:
в течение
мероприятий на базе СЮН и в ‒ использование тренинговых методов;
учебного
рамках каждого объединения. ‒ включение гимнастики и физкультурных пауз во время
года
занятий
‒ использование игровых технологий
4.2. Проведение мероприятий в рамках города, СЮН, а
также участие детей в мероприятиях различного уровня
(районных, областных, Всероссийских, международных
конкурсах) по здоровьесбережению:
‒ проведение экологических акций, воспитывающих в
ребенке сознательное и бережное отношение к
окружающей среде;
в течение
‒ организация валеологического просвещения детей
учебного
(круглые столы, викторины, спектакли кукол,
года
театрализованные представления, праздники.);
‒ организация валеологического просвещения родителей
(беседы, родительские собрания, круглые столы и т.д.);
‒ участие воспитанников СЮН в районных, областных,
Всероссийских, международных конкурсах по
здоровьесбережению.
4.3. Составление «таблицы здоровья» по итогам каждого
ежегодно
учебного года.
май
4.4. Организация валеологического просвещения
в течение
педагогического состава.
учебного
года
Соблюдение Санитарных норм 5.1. Соблюдение Санитарных норм и правил.
постоянно
и правил
Обобщение и распространение 5.1. Участие в работе семинаров по проблемам ЗОТ
по плану
педагогического опыта работы педагогов СЮН.
по ЗОТ
5.2. Размещение на сайте СЮН материалов по применению
постоянно
ЗОТ.

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

14

Раздел III. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Кадровое обеспечение программы
Группа
Административнокоординационная

Консультативная,
Научно-методическая

Учебная, культурнодосуговая, внеурочная

Специалисты,
сотрудничающие с СЮН

Функции
Осуществление общего
контроля и руководства.
Руководство деятельностью
коллектива.

Состав
Директор СЮН

Анализ ситуации и внесение
корректив
Координация реализации
программы
Проведение семинаров,
консультаций
Аналитическая деятельность
Осуществление программы в
системе работы учреждения
Использование новых
педагогических технологий
Участие в мероприятиях
СЮН и города
Диагностика
Организация
профессиональной помощи
педагогам

Методисты

Участие в мероприятиях
различного уровня

Методисты

Педагоги дополнительного
образования,
методисты
Методисты,
ТГПИ
Педагоги дополнительного
образования

3.2. Методическое обеспечение системы работы по применению ЗОТ
Работа по здоровьесбережению требует особой профессиональной подготовки педагогов
дополнительного образования, внедрения современного программного обеспечения, нормативноправового обеспечения.
1. Нормативно-правовое обеспечение:
‒ Программа «Здоровое поколение». Работа с воспитанниками объединений СЮН в 20192024 учебные годы;
‒ положение о проведении городского конкурса «День моря»;
‒ положение о проведении городского конкурса «День воды»;
‒ положение о проведении городского конкурса «День птиц»;
‒ положение о проведении городского конкурса «Юный натуралист»;
‒ положение о проведении городского конкурса пришкольных участков «Наш зелёный
экодом»;
‒ положение о проведении городской научно-практической конференции учащихся
«Экологические чтения» и т.п.
2. Программное обеспечение:
‒ программы педагогов дополнительного образования;
‒ программа летнего экологического лагеря;
‒ программы экологических объединений для воспитанников старшего звена: «Зелёная
химия», «Строительная экология», «Экологическая химия», «Экология города».

Программа «Здоровое поколение» на 2019-2024 гг.

15

3. Организационно-методическое обеспечение:
‒ повышение квалификации педагогов через систему тематических семинаров, конференций;
‒ изучение обобщения опыта работы педагогов;
‒ мониторинг работы системы.
3.3. Оценка эффективности реализации программы
Оценка эффективности реализации настоящей Программы будет осуществляться на основе
следующих показателей:
‒ сформирован информационный банк данных о здоровье детей с целью отслеживания их
дальнейшего благополучия.
‒ модернизация материально-технической базы СЮН;
‒ внедрение инновационного научно-методического обеспечения процесса по реализации
ЗОТ;
‒ выстраивание системы взаимодействия педагогов и руководителей учреждений
дополнительного образования детей с преподавателями высшей школы по проблемам
здоровьесбережения;
‒ организация и проведение учрежденческих и городских конкурсных мероприятий,
направленных на здоровьесбережение;
‒ повышение статуса ЗОЖ через освещение достижений детей на городских мероприятиях,
поощрения воспитанников и их педагогов;
‒ расширение системы финансирования участия победителей городских мероприятий в
мероприятиях областного и всероссийского уровня;
В ходе реализации программы будет создана здоровьесберегающая среда, направленная на
сохранение национального генофонда, формирование будущего здорового поколения, успешного
в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».