Программа развития СЮН на 2019-2024 гг

о

Программа утверждена на педсовете

сюн

утвЕрждАю
директор СЮН

протокол № •./

гJiг«zJ» _g -2f./4.

прогрАммА рАзвития
муниципального бюджетного учреждения
доПОЛНИТеЛЬНОГО ОбРаЗОВаНИЯ

Станция юнь1х натуралистов
на 2019-2024 гг.

соглАсовАно
Начальник

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
НОРМАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6.1. Формы организации образовательного процесса
6.2. Методическое обеспечение образовательного процесса
6.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЮН
7.1. Принципы образовательной деятельности
7.2. Сроки и этапы реализации программы
7.3. Критерии эффективности программы
8. МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.1. Занятость и оздоровление детей в летний период
8.2. Здоровье
8.3. Твой выбор
8.4. Мы в ответе за окружающую природную среду
8.5. Ожидаемые результаты программы развития
1.
2.
3.
4.
5.
6.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

Наименование
Программа развития муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станции юных натуралистов на 2019-2024 гг.
Статус Программы
Дополнительное образование детей

Исполнители и соисполнители
Станция юных натуралистов, педагоги, учащиеся, родители, заинтересованные
учреждения

Срок реализации Программы
2019 – 2024 гг.

2. НОРМАТИВНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития станции юных натуралистов разработана на основе
следующих нормативно-правовых документов:
• Конституции Российской Федерации;
• Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990);
• Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
• Федерального закона от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»;
• Распоряжения Правительства РФ от 22.11.2012 №2149-р «Об утверждении
Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
на 2013-2020 годы»;
• Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей»;
• Методических писем и приказов, нормативных актов и документов
Министерства образования РФ и РО;
• Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
№196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
• Устава СЮН.
Программа развития определяет цели и стратегии образования, воспитания,
концепцию развития, направления, план действий с учётом приоритетов поэтапной
реализации в течение 5 лет.
3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Система дополнительного образования детей – важная часть
педагогического процесса; профессионально организованное педагогическое
взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время.
Основа дополнительного образования – свободный выбор ребёнком вида
деятельности, а цель – удовлетворение познавательных интересов детей и их
потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии.
Сегодня российские теоретики и практики образования убеждены в том, что
дополнительное образование является «зоной ближайшего развития образования».
Именно здесь открываются широкие возможности для удовлетворения насущных
потребностей
общества,
связанных
с
процессами
демократизации,
индивидуализации и гуманизации. Под действием этих процессов сфера
дополнительного образования требует от педагогов постоянных инноваций.
В сфере дополнительного образования процесс формирования гуманистических
ценностных ориентаций идёт более интенсивно и целенаправленно; и происходит
это на основе общности интересов ребёнка и взрослого. Дополнительное
образования своеобразно; оно даёт возможность органически сочетать виды досуга
(отдых, неформальное общение, праздник, творчество) с различными формами
образовательной деятельности, решая проблему занятости детей.

Будучи правопреемником системы внешкольного воспитания, дополнительное
образование не теряет ориентации на создание условий для формирования каждым
ребёнком представлений о самом себе и о мире, который его окружает. Свобода
выбора формы образования дополняется свободой самостоятельного принятия
решений выборе любимого дела всей жизни, что в дальнейшем помогает более
успешно овладеть самыми разнообразными способами деятельности.
Основное внимание в системе дополнительного образования детей
сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребёнком
образовательной области, профиля программы и времени их освоения; развитии
видов деятельности, удовлетворяющих самые разнообразные интересы;
совершенствовании личностно-деятельностного характера образовательного
процесса, способствующего развитию стремления личности к познанию и
творчеству, самоопределению и самореализации.
Учреждения дополнительного образования располагают значительными
возможностями для развития личности. Это особое образовательное пространство,
где решаются задачи не только образования, воспитания, социализации, но и
индивидуализации личности подрастающего человека, развития его стремления
быть не таким, как все, жить не так, как все, творчески мыслить и действовать.
Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании
являются способы организации различных видов деятельности, способствующих
педагогической поддержке решения ребёнком задач и проблем саморазвития и
самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного
процесса.
Система дополнительного образования обладает всеми возможностями для
вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности этой
системы позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности
и интересы обучающихся, дают возможность организовывать образовательный
процесс с учётом различного уровня их умственного, физического, культурного и
социального развития.
Каждое учреждение дополнительного образования разрабатывает свою
программу развития – нормативно-управленческий документ образовательного
учреждения, характеризующий специфику содержания образования, особенности
организации и перспективы реализации образовательного процесса. Программа
развития показывает, как, с учётом конкретных условий, создаётся в
образовательном учреждении собственная модель обучения, воспитания и развития
учащихся.
4. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА ОБ УЧРЕЖДЕНИИ
Юридический адрес: 347900, г.Таганрог, ул. Петровская, 104
Директор – Беленко Татьяна Анатольевна
Заместитель директора по УВР – Аболмасова Екатерина Николаевна
Заместитель директора по АХР – Новиков Игорь Юрьевич
Контактные телефоны: 378-209
Станция юных натуралистов г. Таганрога открыта в 1946 году.
За прошедшие годы СЮН только однажды сменила свой адрес. В 2006 году
Станция юннатов расположилась в уютном зелёном «уголке» городского парка
культуры и отдыха на улице Петровской, 104. Неизменным остаётся её главное

предназначение – формирование экологической культуры, развитие творчества,
инициативы учащихся, организация досуга, способствование профессиональному
самоопределению детей и их самореализации.
Структура СЮН
Директор

Зам. директора по АХР

Зам. директора по УВР

Обслуживающий
персонал

ПДО
Организационномассовое
отделение

Методисты

Информационнометодическое
отделение

Сегодня СЮН остаётся центром не только внешкольной работы в области
экологии и биологии, но и методической, предпрофильной и организационномассовой деятельности. Здесь ежегодно проводятся городские конференции,
конкурсы и праздники, смотры и выставки, обучающие семинары для учителей и
учащихся школ города, мастер-классы для педагогов дополнительного образования
и старшеклассников в области экологической и профессиональной компетентности.
Все это свидетельствует о том, что СЮН сохранила свои лучшие традиции,
помогающие строить воспитательную систему в новых условиях.
Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью, Станция юных
натуралистов быстро и точно реагирует на запросы семей юных таганрожцев.
В 2009 году по итогам успешного прохождения государственной аккредитации
СЮН заняла высокое статусное положение: муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования высшей категории.
Директор учреждения – Беленко Татьяна Анатольевна, в 2011 году награждена
Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ, руководитель высшей
категории.
Для работы на базах образовательных организаций города заключены договоры
безвозмездного пользования с 12-ю организациями.
Учебно-воспитательный процесс осуществляет 9 педагогов.
Численность коллектива – 33 человека, в т.ч.:
штатных работников – 21 человека;
административных работников – 4 человек;
внешних совместителей – 8 человек.
Имеют высшее образование – 26,
среднее специальное – 1,
начальное профессиональное – 3,
среднее – 3.
Имеют квалификационные категории:
высшую – 10 человек;
первую – 4 человека.

Три педагога награждены Почётной грамотой Министерства образования и
науки Российской Федерации.
Педагоги СЮН являются лауреатами городских и областных конференций и
семинаров; конкурсов авторских программ, «Сердце отдаю детям», награждены
дипломами и грамотами за вклад в природоохранную и эколого-просветительскую
деятельность в рамках областной акции «Земля – наш общий дом», за вовлечение
учащихся в обследование экологического состояния прибрежных территорий в
черте г. Таганрога, благодарностями деканата геолого-географического факультета
ЮФУ.
В 58 объединениях Станции юных натуралистов занимаются 825 обучающихся.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность по программам
естественнонаучной направленности.
5. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧРЕЖДЕНИЯ
Основные цели учреждения:
– обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового
воспитания детей через систему эколого-биологического образования детей;
– выявление и развитие творческого потенциала одарённых детей;
– профессиональная ориентация детей;
– создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития,
укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого
труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
– адаптация детей к жизни в обществе;
– формирование общей и экологической культуры детей;
– организация содержательного досуга детей;
– удовлетворение потребности детей в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
– создавать условия для воспитания и практической подготовки свободного
гражданина;
– выявлять и поддерживать одарённых детей;
– реализовать различные виды, формы, направления внешкольной
деятельности;
– создавать условия для формирования здорового образа жизни;
– стимулировать познавательную активность и воспитание интереса к
самостоятельной творческой и исследовательской деятельности детей в
области биологии и экологии;
– продолжить формирование нравственно-волевых качеств личности ребёнка,
способствующих развитию обучающихся;
– организовать полноценный досуг детей;
– продолжить поиск, разработку и реализацию гуманистических личностноориентированных педагогических технологий, форм и методов деятельности.
Образовательная деятельность Станции юных натуралистов направлена на
содействие взаимопонимания и сотрудничества между родителями, обучающимися,
педагогами дополнительного образования, педагогическими работниками
общеобразовательных школ, на учёт мировоззренческих подходов этнических,
расовых, национальных, социальных групп, на реализацию прав обучающихся.

Станция юных натуралистов как учреждение дополнительного образования
детей – особая организация, которая является не просто местом обучения, а
пространством самых разных форм общения. Предмет и дисциплина здесь не
самоцель, а средство развития и совершенствования всех граней личности
учащегося; возможность проникнуть в его внутренний мир.
В СЮН созданы все условия для того, чтобы обучать, развивать, общаться со
всеми по-разному, по необходимости, по возможностям и потребностям учащегося.
Невозможно навязать ребёнку стремление к творчеству, заставить его мыслить,
но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему её
достичь, научить приёмам, необходимым для этого.
Администрация и педагогический коллектив учреждения реализуют модель
образования социально-открытого типа, предполагающую включение каждого
обучающегося в различные сферы жизнедеятельности, и, в первую очередь, в
региональную сферу по приобщению подрастающего поколения к материальным и
духовным ценностям Донского края.
Открытость образования предполагает гармонизацию личности каждого
учащегося, педагогическую помощь и поддержку детей и подростков разного
уровня
социализации
в
их
стремлении
к
познанию,
развитию,
самосовершенствованию, творчеству.
Открытое образование также обеспечивает свободу выбора стратегии
дополнительного образования детей в условиях реализации личностноориентированного подхода, сопряжённого с социализацией личности растущего
человека.
Качество образования на СЮН гарантировано общеразвивающими
программами естественнонаучной направленности по всем заявленным уклонам
деятельности. Выполнение программ постоянно отслеживается администрацией
учреждения, а результаты анализируются на методическом и педагогических
советах. Образовательный процесс организуется в соответствии с выстроенными в
педагогически целесообразной логике требованиями и нацелен на развитие у
учащихся мотивации к познанию и творчеству.
Стабильность контингента коллектива – один из важных показателей
образовательной деятельности педагога, поэтому администрация учреждения
вопросам стабильности контингента учащихся большое внимание.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
6.1. Формы организации образовательного процесса
Основной формой организации учебного процесса на СЮН является занятие.
Занятие проводится педагогом по расписанию в соответствии с учебным
планом и программой, с постоянным составом детей.
На занятиях применяются групповые, фронтальные и индивидуальные виды
деятельности.
Учебный год на СЮН начинается 1 сентября, заканчивается – 31 августа.
Запись в объединения проходит с 20 августа по 15 сентября по заявлению
родителей.
В летний период с 01 июня по 31 августа образовательный процесс
продолжается в соответствии с дополнительными общеразвивающими

программами в форме нестандартных мероприятий: экскурсий, летних
оздоровительных лагерей.
Расписание занятий составляется с учётом возможностей педагогов,
обучающихся, занятости кабинетов и с учётом санитарно-гигиенических норм.
Ответственность за работу педагогов по расписанию несёт заместитель
директора по УВР.
Допускается деление групп на подгруппы для осуществления личностноориентированного подхода и для достижения учебных целей.
Учащиеся приходят на занятия в учреждение в свободное от
общеобразовательной школы время в соответствии с расписанием занятий
объединений.
Обучение организуется на добровольных началах (по согласованию с
родителями учащихся или лицами их заменяющих).
6.2. Методическое обеспечение образовательного процесса
Методическая работа учреждения базируется на достижениях науки и
передового педагогического опыта и направлена на всестороннее повышение
компетентности и профессионального мастерства каждого педагогического
работника. Комплекс практических мероприятий методической работы
ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в
целом, в конечном счёте – на повышение качества и эффективности
образовательного процесса: роста уровня образованности, развития и воспитанности
обучающихся.
Педагогический коллектив учреждения находится в постоянном поиске новых
направлений, технологий, форм организации образовательного процесса,
отвечающих главной задаче – развитию личности учащегося, его самоактуализации
и социальной адаптации. В связи с этим возникает объективная необходимость в
методическом образовательном процессе.
Существенное влияние на эффективность образовательного процесса оказывает
методическая служба.
Наращивание
творческого
потенциала,
педагогического
мастерства,
профессиональной компетенции педагогов происходит благодаря работе над единой
методической темой «Создание системы мониторинга качества образовательного
процесса на СЮН», участию в различных видах и формах методической работы,
сотрудничеству с педагогами других образовательных учреждений, высшей школой.
При планировании методической работы педагогический коллектив СЮН
руководствуется следующими основаниями:
• стратегическими целями и задачами, стоящими перед администрацией,
педагогическими работниками учреждения;
• уровнем образовательного процесса в данном учреждении;
• состоянием финансово-экономической и учебно-материальной базы
учреждения;
• накопленным позитивным и негативным опытом образовательной,
социокультурной и досуговой деятельности.
Во главе методической работы СЮН находится методический совет, который
осуществляет руководство научно-методической, практической деятельностью и

инновационной деятельностью педагогического коллектива и реализует
поставленные задачи. Целью его работы является совершенствование форм, методов
и содержания дополнительного образования детей. Структура методической работы
в учреждении определяется его спецификой как образовательного учреждения
дополнительного образования детей – Станции юных натуралистов.
Основное внимание в методической работе уделяется оказанию действенной
помощи каждому педагогу дополнительного образования, формированию нового
содержания дополнительного образования детей, разработке и апробации новых
общеразвивающих программ, изучению и обобщению передового педагогического
опыта.
Содержание методической работы в учреждении включает в себя следующие
направления:
• гуманизацию и демократизацию образовательного процесса на основе
педагогики сотрудничества;
• изучение и внедрение новых педагогических технологий;
• изучение и разработка учрежденческих нормативно-правовых документов;
• изучение психолого-педагогических проблем обучения и воспитания
обучающихся, а также проблем управления образовательным процессом;
• ознакомление с достижениями психолого-педагогической науки с целью
повышения профессионального уровня педагогов дополнительного
образования;
• повышение
уровня
профессионального
мастерства
педагогов
дополнительного образования;
• учебно-методическую деятельность – работа по совершенствованию
программного и учебно-методического обеспечения образовательного
процесса, повышению эффективности образовательной деятельности и
профессиональной компетентности педагогических работников;
• информационно-методическую
деятельность
–
предоставление
необходимой информации об основных направлениях развития
дополнительного образования, новых технологиях, учебно-методической
литературе по проблемам обучения и воспитания детей и подростков.
• консультативно-методическую деятельность – проведение консультаций
выявление, обобщение и ретрансляция педагогического опыта.
Таким образом, методическая деятельность СЮН представляет собой систему,
которая обеспечивает взаимодействие и сотрудничество педагогических кадров,
создаёт условия для самообразования и освоения практического опыта, достижений
науки. Многообразие форм методической работы способствует повышению
эффективности образовательного процесса, совершенствованию мастерства,
передаче опыта молодым педагогам дополнительного образования.
Эффективность работы педагогического коллектива учреждения повышается,
когда раскрывается связь между построением обучения и продвижением учащихся в
их общем развитии.
Общее развитие – это развитие ума, воли и чувств, оптимальный уровень
развития всех качеств, которые помогают сориентироваться в незнакомой ситуации,
адаптироваться в мире. Перед педагогами дополнительного образования встала
необходимость нового подхода к построению образовательного процесса, который

бы смог обеспечить максимальный результат в развитии, воспитании и обучении
учащихся.
Таким образом, современная деятельность СЮН соответствует принципам
демократизма и гуманизма, открытости и гласности, приоритета общечеловеческих
ценностей, светского характера образования, с учётом запросов обучающегося и его
семьи.
6.3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебные помещения
Назначение
Кол-во
Актовый зал
1
Рекреация
1
Учебный кабинет
2

Площадь
53,1 кв. м
23,8 кв. м
19,6 кв. м

Земельные участки и строения
Участок, строение
Площадь
Назначение
Земельный участок
0 га
Административно-учебное 192,6 кв. м Эколого-биологическое образование
здание
Гараж-котельная
26,8 кв. м Гараж для мотоблока.
Котельная для отопления
административно-учебного здания,
теплицы, зооуголка и подачи горячей
воды.
ТСО и оборудование
ТСО
Оборудование
Компьютер – 5 Мотоблок «Целина» – 1
Принтер – 3
Столы ученические – 10
Сканер – 3
Столы преподавательские – 4
Телевизор – 1 Столы компьютерные – 3
Стулья мягкие – 20
Стулья ученические – 20
Скамейки – 18
Шкаф для учебно-наглядных пособий – 1
Лопаты – 10
Грабли – 15
Тяпки – 15
Микроскопы – 3
7. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СЮН
7.1. Принципы образовательной деятельности

• Принцип гуманизации гарантирует соблюдение прав педагога и ребёнка.
• Принцип сотрудничества обеспечивает взаимное уважение педагогов,
обучающихся и родителей на основе компетентности, авторитетности и
поддержании достоинства в отношении педагогов.
• Принцип индивидуализации обучения предполагает индивидуальный
всесторонний учёт уровня развития, повышение учебной мотивации и
познавательных интересов каждого ученика.
• Принцип целостности предусматривает деятельность СЮН на основе
единства процессов развития, обучения и воспитания.
• Принцип свободы самовыражения, который предполагает, что окончательный
выбор должен оставаться за личностью.
• Принцип
развития,
предполагающий
постоянное
развитие
и
совершенствование общеразвивающих программ, технологий, форм и методов
обучения.
• Принцип
социально-педагогической
компетентности
кадров,
предполагающий необходимый уровень психолого-педагогической и
методической подготовленности работников к решению образовательновоспитательных проблем и постоянное его повышение.
• Принцип преемственности и тесной взаимосвязи системы основного и
дополнительного образования.
• Принцип систематичности и последовательности, согласно которому
учебная работа должна осуществляться регулярно, всесторонне и
соответствовать логике личностно-ориентированного образовательного
процесса.
• Принцип демократизма и открытости.
В перспективе развития деятельности СЮН в рамках образовательного
пространства города предполагается построение социального партнёрства и
взаимодействия с различными организациями через модель непрерывного
экологического образования.

Система непрерывного экологического образования
Цель: реализация системы непрерывного экологического образования
учащихся от МБДОУ до Вуза (колледжа) в свете инновационных направлений
работы в условиях реализации основных образовательных программ.
Задачи:
− развивать
совместную
систематическую
учебно-воспитательную
деятельность с образовательными учреждениями города Таганрога;
− создавать условия для отбора одарённых детей и развития их творческих
способностей;
− расширять и углублять научные и практические знания и умения
учащихся в области экологии и смежных наук;
− способствовать
развитию
у
учащихся
профессиональных
и
природоохранных навыков.
Ожидаемый результат:
− рост личностных качеств и формирование экологического мировоззрения
обучающихся;
− повышение активности учащихся в природоохранной деятельности;
− развитие экологической культуры учащихся.
Основу
инновационной
научно-исследовательской
и
опытноэкспериментальной работы СЮН составляют модульные тематические погружения
(Создание условий для формирования нравственно-экологических ценностей
младших школьников через внедрение системы тематических лабораторий).
Уровни ценностных ориентаций нравственно-экологического характера
Первый (внешний) уровень – это функциональное взаимодействие, без
которого невозможно развитие как таковое:
− коммуникативная компетенция (выстраивание субъектов взаимоотношений с
самим собой, со сверстниками, взрослыми, с окружающим миром);
− информационная компетенция (приобретение способов деятельности по
поиску информации, ее обработки);
− организационная компетенция (умение понять проблему, составить план
деятельности, оценить результат работы, умение приспосабливаться к
постоянно изменяющимся условиям окружающего мира).
Второй уровень – основа высокоразвитого общества в процессе духовного
восприятия мира: нравственная компетенция (духовное развитие личности,
социально-культурное обогащение младших школьников).
Третий уровень (центральное звено) – экологическая компетенция,
способность человека адаптироваться к постоянно меняющимся условиям
окружающего мира во благо природы, активизируя ценностные ориентации для
нравственного поступка в экологически сложной ситуации.
Взаимодействие с образовательными организациями
Станция юных натуралистов работает в тесном контакте с образовательными
учреждениями города и области, широко используя возможности этих учреждений.
Это позволяет оптимизировать развитие дополнительного образования детей,
усилить его системные характеристики.
Таким образом, цели взаимодействия СЮН с другими ОУ:

− привлечение к организации внеурочной работы квалифицированных
педагогов и специалистов различного профиля;
− использование материально-технических ресурсов ОУ для эффективного
общего и специального развития школьников.
Задачи:
− расширить и углубить научные знания и практические умения учащихся;
− способствовать развитию у них общетрудовых и профессиональных способов
деятельности, в том числе творческой;
− создать условия для формирования у школьников навыков межличностного и
делового взаимодействия со взрослыми.
Содержание совместной деятельности с указанными на схеме учреждениями
раскрывается в заключенных с ними договорах о творческом сотрудничестве.
Основополагающие принципы совместной деятельности:
− тесное взаимодействие,
− совместное планирование,
− координационная деятельность.
Совместная деятельность работников СЮН и учащихся школ осуществляется:
1. в групповых формах работы циклического типа (кружки, секции, творческие
объединения, научные общества);
2. в массовых мероприятиях;
3. в экскурсионной деятельности;
4. в сети консультационных пунктов и лекториев для подростков и
старшеклассников по отдельным проблемам;
5. в индивидуальной творческой работе с одаренными школьниками
(конструкторской, исследовательской, познавательной), а также с имеющими
склонности и способности к данной работе учениками.
В рамках сотрудничества проводятся совместные мероприятия, ставшие уже
традиционными:
− творческие семинары;
− научные конференции;
− тематические выставки;
− мастер-классы;
− консультативно-информационная деятельность;
− массовые экологические мероприятия.
Эффективность содружества СЮН и других образовательных учреждений
зависят от учета партнерами взаимных потребностей, интересов и возможностей в
развитии совместной деятельности.
СЮН в содружестве со школой открывают для себя следующие перспективные
возможности:
1. развивать систематическую совместную со школьными педагогами
методическую и учебно-воспитательную деятельность, создавая тем самым
качественно новые условия для развития личности подростка;
2. регулярно осуществлять отбор талантливых в науках, искусствах, ремеслах
школьников для дальнейшей работы с ними в объединениях СЮН;
3. увеличивать контингент членов кружков и секций за счет непрерывно
поступающих из школ в СЮН детей, что позволяет осуществлять кардинальные
преобразования деятельности СЮН.

Работа с одарёнными детьми
Организация исследовательской работы обучающихся
7-10 лет Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной
деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление способных детей.
11-13
лет

Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации
труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие обучающихся.
Индивидуальная работа со способными детьми.

14-15
лет

Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации
труда.
Развитие и расширение познавательных интересов
учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры обучающихся.

16-17
лет

Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры
учащихся.
Самостоятельное применение знаний, умений и
навыков.

Направления проектно-исследовательской деятельности на СЮН
1. Творческие работы (сочинения, рефераты, критические заметки). Подобные
работы не попадают под понятия исследовательских, если в них отсутствует
исследовательский аспект в разработке и представлении материала и в связи с
ненаучностью изложения. Но хороший реферат – тоже научная работа. Подготовка
хорошего литературного обзора по любой теме – задача сложная. При написании
реферата подразумевается, что автор проработает большое количество монографий,
сборников и статей, в которых содержится материал по интересующей его теме.
В последние годы, с развитием новых информационных технологий, появилась
возможность с помощью Интернета пользоваться электронными библиотеками и
сайтами, что существенно облегчает начинающим исследователям поиск
необходимой литературы при подготовке рефератов.
2. Исследовательские работы. В них содержатся обязательные элементы
научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов
сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и
экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых
обучающийся получает ответы (выводы) на поставленные в задачах вопросы.

Исследовательские
работы
подразумевают
большую
самостоятельность
обучающихся, как при выборе методик, так и при обработке собранного материала.
Естественно, что такие работы выполняются такими юннатами, кто уже имеет
некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители СЮН выступают
при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах её
выполнения. Для выполнения исследовательских работ требуется хорошая
техническая база и организация методически правильного руководства.
3. Комплексные работы. Во время экскурсии юннаты под руководством
педагогов осуществляют на определённой территории различные исследования по
многим направлениям – это зоология, ботаника, экология. Обычно по каждому
разделу работают 2-3 или группа учащихся. Выполненные исследовательские
работы объединяются в общий отчёт, где они представлены в виде отдельных
разделов. При обработке собранных материалов и изложении результатов работы
ребята как можно более полно должны сравнивать результаты опытов, учётов или
наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в
графиках и диаграммах – самый наглядный способ обработки первичных данных, к
которому надо стремиться. Систематизированный фактический материал должен
быть максимально достоверен, полноценен и охватывать весь период наблюдений.
Стиль изложения максимально сжатый, главное внимание уделяется сводным
таблицам, картам, рисункам.
7. 2. Сроки и этапы реализации программы

3.
обобщающий
этап
2023-2024

1.
информационноаналитический
этап
2019-2020

2.
программнометодическое
обеспечение и
реализация
Программы
2020-2023

2019-2020 гг. – информационно-аналитический:
▪ Сбор и анализ информации у всех субъектов педагогического процесса
▪ Освоение методики проблемно-ориентированного анализа
▪ Осмысление педагогическим коллективом новых целей и задач,
концептуальных основ
▪ Разработка плана поэтапной реализации программы
▪ Разработка критериев оценки результатов и механизмов мониторинга
2020-2023 гг. – программно-методическое обеспечение и реализация
Программы развития:
▪ Разработка и внедрение новых общеразвивающих программ
▪ Внедрение проектной деятельности
▪ Разработка и внедрение новых программ предпрофильной подготовки
▪ Разработка совместно с ИПК и ПРО содержания и проведение курсовых
занятий
повышения
квалификации
педагогов
дополнительного
образования
▪ Создание комфортной среды для всех субъектов образовательного
пространства
▪ Разработка механизмов финансово-экономического обеспечения
2023-2024 гг. – обобщающий этап:
▪ Анализ результатов реализации программы развития
▪ Систематизация полученных данных
▪ Внедрение в практику положительного опыта
▪ Формулирование основных целей перспективного развития СЮН
7.3. Критерии эффективности программы
Эффективность Программы
полученных результатов.

развития

можно

определить

по

качеству

Задачи реализации
Содержание оценочных показателей
Программы
Повышение
качества
и Повышение качества знаний, умений, навыков.
доступности
дополнительного Увеличение количества обучающихся.
образования детей
Разработка мониторинга качества образования.
Реализовать
инновационные Совершенствование
имеющихся
виды,
формы,
направления образовательных программ.
внешкольной деятельности
Разработка
и
апробирование
новых
долгосрочных
программ,
образовательных
технологий и наработка методик, дающих
образовательные эффекты.
Пополнение банка методических материалов.
Создавать
условия
для Использование здоровьесберегающих технологий
формирования здорового образа в образовательном процессе.
жизни
Развивать нормативно-правовую Приведение нормативно-правовой базы в
и
материально-техническую соответствие с требованиями.

базы

Обеспечение условий для развития новых
образовательных
технологий:
оснащение
компьютерами,
современной
оргтехникой,
лабораторным и спортивным оборудованием,
обновление инвентаря, технических средств
обучения.
Обеспечивать профессиональное Повышение
квалификационного
уровня
совершенствование
педагогов.
педагогических кадров
Обобщение и распространение опыта работы
педагогов, достигших высоких показателей в
профессиональной деятельности.
Переподготовка и повышение квалификации
руководящих и педагогических кадров.
Выявлять
и
поддерживать Обеспечение условий для развития творчества
одарённых детей
учащихся, создание ситуации успеха.
8. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Реализация Программы предполагается по
проектам:
• Занятость и оздоровление детей в летний период
• Здоровье
• Твой выбор
• Мы в ответе за окружающую природную среду.

четырём

взаимосвязанным

ОСНОВНЫЕ ПРОЕКТЫ И СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
8.1. «Занятость и оздоровление детей в летний период»
Цель: создание благоприятных условий для организации труда, отдыха,
оздоровления и занятости учащихся образовательных учреждений в летний период.
Задачи:
• Организовать активный познавательный отдых детей через различные формы
общественно-полезной деятельности.
• Развивать интерес и уважение к труду.
• Укреплять здоровье и прививать навыки здорового образа жизни.
• Создать условия для профессионального самоопределения учащихся.
• Воспитывать культуру труда, любовь к Родине, бережное отношение к природе и
её богатствам.
Адресат:
Программа предусматривает занятость детей в возрасте от 6 до 15 лет и старше:
Сроки реализации: 2019 – 2024 гг.
Смены лагеря естественнонаучной направленности:
летний – июнь (1 смена), июль (2 смена)
осенний – ноябрь
весенний – март

-

Основные направления деятельности:
организационно-методическое
трудовое
оздоровительное
познавательно-досуговое

Система мероприятий по реализации Проекта
Срок
Мероприятия
Ответственный Ожидаемый результат
исполнения
Проведение совещаний с ежегодно зам. директора Координация
действий
руководителями ОУ по
по УВР
всех
заинтересованных
вопросам организации
учреждений
летнего отдыха детей
Разработка
плана ежегодно зам. директора Использование
мероприятий
по УВР
творческого потенциала
педагоги
педагогов
Методическая
учёба ежегодно зам. директора Повышение
организаторов летнего
по УВР
квалификации педагогов
отдыха.
Участие в конкурсах ежегодно зам. директора Использование
программы
летнего
по УВР
творческого потенциала
лагеря
педагогов
Работа экологического ежегодно зам. директора Занятость, оздоровление
лагеря
по УВР
и
активизация
творческого потенциала
детей
Разработка
ежегодно педагоги
Активизация
методической
деятельности педагогов,
продукции
пополнение
банка
методического материала
Организация:
ежегодно педагоги
Развитие
навыков
− закаливания
здорового образа жизни.
(солнечные,
воздушные
ванны,
хождение
по
экологической тропе);
− физкультминуток;
− экскурсий в природу.
Проведение праздников, ежегодно педагоги
Активизация
конкурсов, игр:
познавательной
− День эколога;
деятельности,
− Здравствуй, лето;
разнообразие
форм
− Возьмёмся за руки,
воспитательной работы,
друзья;
духовно-нравственное
− Парк – страна чудес;
воспитание личности
− Цветочная карусель и
др.

8.2. «Здоровье»
В рамках проекта разработана и реализуется программа здоровьесберегающих
технологий и пропаганда здорового образа жизни «Здоровое поколение».
Цель: создать условия для обеспечения здорового образа жизни и
здоровьесбережения учащихся.
Задачи:
• сохранить и укрепить здоровье учащихся;
• развивать положительные мотивации к здоровому образу жизни;
• формировать систему знаний по овладению методами оздоровления;
• повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах
здоровьесбережения учащихся.
Основные направления деятельности:
- организационное
- методическое
Система мероприятий по реализации Проекта:
Срок
Мероприятия
Ответственный Ожидаемый результат
исполнения
Педагогический совет 1 раз в год зам. директора по Координация действий по
по
вопросам
УВР
решению
данной
здоровьесбережения.
проблемы
Семинары,
круглые 1 раз в год зам. директора по Координация
действий
столы с ОУ.
УВР
заинтересованных лиц
Методическая
учёба ежегодно зам. директора по Повышение
для
педагогов
по
УВР
квалификации
вопросам
здоровьесберегающих
технологий.
Мониторинг здоровья ежегодно зам. директора по Пакет документов для
обучающихся.
УВР
педагогов,
повышение
результативности работы
Организация
и ежегодно зам. директора по Активизация
форм
проведение
текущих
УВР
воспитательной работы,
мероприятий
педагоги
направленных
на
сохранение и укрепление
здоровья
Разработка
ежегодно педагоги
Активизация
методических
деятельности педагогов
материалов.
Укрепление
и ежегодно директор
Повышение
пополнение
эффективности УВП
материальнотехнической
базы
спортивнооздоровительным
инвентарём.

8.3. «Твой выбор»
В рамках проекта разработана и реализуется программа «Одарённые дети».
Цель: создание условий для профессионального самоопределения и успешной
социализации личности в обществе.
Задачи:
• сформировать положительное отношение учащегося к самому себе, осознание им
своей индивидуальности, чувства уверенности в своих силах применительно к
самореализации в будущей профессии
• ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами
организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров
• оказать помощь в выборе будущей профессии.
Основные направления деятельности:
- организационно-методическое
- трудовое
- профессиональное самоопределение.
Система мероприятий по реализации Проекта:
Срок
Мероприятия
Ответственный Ожидаемый результат
исполнения
Педагогический совет по
2019 г.
зам. директора по Координация
действий
вопросу
УВР
заинтересованных
лиц,
профессионального
занимающихся вопросами
самоопределения
профориентации.
школьников
с
приглашением
руководителей ОУ
Методическая
учёба, ежегодно зам. директора по Повышение
семинары с педагогами
УВР
квалификации педагогов
ДО по предпрофильному
обучению.
Повышение
по плану ИПК зам. директора по Обеспечение
квалификации педагогов
и ППРО
УВР
профессиональной
по
вопросам
подготовки обучающихся
предпрофильного
и
профильного обучения.
Разработка
ежегодно зам. директора по Совершенствование форм
методических
УВР
и методов обучения
рекомендаций
по
педагоги
организации
предпрофильного
и
профильного обучения.
Участие в областных ежегодно зам. директора по Активизация творческого
конкурсах
УВР
потенциала педагогов и
педагоги
детей
Разработка Положений ежегодно зав. ОМО
Пропаганда эффективных
об
экологических
форм работы
мероприятиях.

Разработка
методических
материалов.

ежегодно

педагоги

Проведение
ежегодно зав. ОМО
мероприятия «Мы в
ответе за тех, кого
приручили»
Благоустройство
ежегодно зам. директора
экологической тропы
АХР
Участие в акции:
ежегодно зам. директора
Дни
защиты
от апрель-июнь УВР
экологической
опасности
Проведение
акций, ежегодно педагоги
декадников, месячников:
− Защитим памятники
природы
− Наш зелёный Экодом
Вовлечение
ежегодно директор
необходимых
специалистов,
способных
удовлетворить
социальный
заказ
в
организации
профессионального
самоопределения
обучающихся
Расширение
спектра 2019-2020г. зам. директора
программ,
УВР
ориентированных
на
педагоги
учащихся
старших
классов.
Проведение конкурсов, ежегодно зам. директора
конференций,
УВР
ориентированный
на
профессию
Индивидуальная работа ежегодно педагоги
с одарёнными детьми.

Активизация
деятельности педагогов,
совершенствование
методической базы
Воспитание
гуманного
отношения к животным
по Экологическая
грамотность населения
по Активизация
созидательной
деятельности детей по
охране природы
Активизация
деятельности по охране
окружающей среды,
экологически грамотное
поведение в природе
Повышение
уровня
образовательного
процесса

по Увеличение
количества
обучающихся
старших
классов
по Развитие
навыков
исследовательской
деятельности
Активизация
познавательной
деятельности
обучающихся

8.4. «Мы в ответе за окружающую природную среду»
Цель: формирование навыков нравственного поведения во взаимодействии с
окружающей социальной и природной средой.

•
•
•
•
•
•

Задачи:
создать условия для гармоничного развития личности, формирования высоких
нравственных качеств: гуманности, верности, искренности, справедливости,
почтительности по отношению к старшим и товарищам, трудолюбия;
помочь научить ценить жизнь, познавать себя, не причинять вреда окружающим,
приобретая знания у природы;
привить трудовые навыки для разумной деятельности, реализации своих
возможностей;
Основные направления деятельности:
экология окружающей среды;
экология человека;
организационно-методическое.

Система мероприятий по реализации Проекта:
Срок
Ожидаемый
Мероприятия
Ответственный
исполнения
результат
Педагогический совет по 1 раз в год
зам. директора по Координация
вопросам экологического
УВР
действий по решению
образования.
данной проблемы
Семинары,
круглые ежегодно
зам. директора по Создание
плана
столы, мастер-классы в
УВР
совместной работы с
ОУ
по
организации
ОУ города
совместной деятельности
в
вопросах
экологического
воспитания.
Организация
и ежегодно
зам. директора по Повышение
проведение совместно с
УВР
квалификации
ИПК и ППРО курсов для
педагогических
педагогов.
кадров
Методическая
учёба, ежегодно
зам. директора по Повышение
круглые столы для ПДО
УВР
квалификации
СЮН
по
вопросам
педагогов
экологического
образования.
Проведение праздников, ежегодно
зам. директора по Совершенствование
конкурсов,
УВР,
форм воспитательной
познавательно-игровых
педагоги
работы,
программ:
развитие творческого
− Масленица
потенциала учащихся
− Зимушка-Зима
− Золотая осень
− День воды
− День земли
− День птиц

8.5. Ожидаемые результаты программы развития
• Увеличение количества учащихся школ города, вовлечённых в проектноисследовательскую деятельность
• Увеличение количества призовых мест учащихся в конкурсах, олимпиадах
различного уровня
• Расширение сети природоохранных структур и общественных экологических
организаций, взаимодействующих с СЮН
• Формирование экологической культуры учащихся
• Формирование здорового образа жизни
• Сохранение и укрепление физического, психического и нравственного здоровья
учащихся
• Овладение новыми знаниями, умениями и практическими навыками
• Расширение возможностей для творческого развития личности учащихся
• Создание интегративного образовательного пространства в области экологобиологического образования
• Эффективное функционирование образовательной среды
• Обновление содержания и технологий обучения с учётом современных
требований к ним
• Расширение видов дополнительных общеобразовательных программ от
дополнительных
общеразвивающих
программ
до
дополнительных
предпрофессиональных программ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».