Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная
( направленность программы)
Мир экологии
( название программы)
Подвид программы: разноуровневая
Уровень программы: базовый
Целевая группа (возраст): от 7 до 10 лет
Срок реализации: 1 год - 144ч
Форма обучения: очная
Разработчик:
педагог
дополнительного
образования Григорьева Ирина Алексеевна
г.Таганрог
2024г.
Содержание
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) ............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 4
1.3. Содержание программы ................................................................................. 5
Учебный план ........................................................................................................ 5
Содержание учебного плана ................................................................................ 7
1.4. Планируемые результаты .............................................................................. 9
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 12
2.1. Календарный учебный график .................................................................... 11
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 11
2.3 Методическое обеспечение…………………………………………………………………………………………………12
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 12
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 12
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 13
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы...................................................................................................................... 13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ......................................................................................... 14
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................................... 15
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база.
Приказ Минпросвещения РФ от 30.09.2020 N 533 “О внесении изменений
в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 9.11.2018 N 196”
Направленность программы.
Программа реализуется в рамках естественнонаучной направленности.
Программа построена на принципах развивающего обучения, предполагающего
формирование
у
обучающихся
умения
самостоятельно
мыслить,
анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.
Актуальность программы.
В современных условиях серьѐзность и сложность общественного
развития ставит перед человеком важную задачу - сохранение экологических
условий жизни в биосфере. В связи с этим остро встаѐт вопрос об
экологической грамотности и экологической культуры нынешнего и будущего
поколений. Экологическое воспитание учащихся сегодня является одной из
важнейших задач общества, а значит, и образования.
Отличительные
особенности
программы
заключаются
в
формировании у ребѐнка понимание жизни как величайшей ценности, что
достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями,
птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными
объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний
детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о
природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического
состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем
самым развивая экологический аспект современной культуры.
Педагогическая целесообразность программы
состоит в выработке мотивации: - к дальнейшему углублению знаний; к
формированию таких качеств, как целеустремлѐнность, креативность; к
воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного
отношения к окружающему миру.
Адресат программы: от 7 до 10 лет.
Этот возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте у учащихся развивается эмоциональноценностное отношение к окружающему миру, формируются основы
3
нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, а также его поведении в природе.
Изучение данной программы способствует формированию экологической
ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Особенности
организации
образовательного
процесса:
занятия
организуются по 2 часа 2 раза в неделю.
Отличительные особенности данной программы заключаются
в
следующем: образовательный процесс по программе имеет развивающий
характер, направленный на реализацию интересов и способностей
обучающихся, на создании ситуации успеха и обеспечение комфортности
обучения.
Учебные
занятия
носят
характер
живого
общения,
заинтересованного поиска решения проблем с помощью разумного сочетания
самостоятельной деятельности, дозированной помощи и работы под
руководством педагога.
Программой предусмотрена проектно-исследовательская деятельность
учащихся в виде разработки и защиты проектов и учебных исследовательских
работ, что позволяет не только развить исследовательский интерес, но и
творческий потенциал обучающихся.
Сроки, объем и уровень реализации программы: базовый уровень;
общий срок реализации программы 1 год – 144 часа с 02.09. 2024г по
30.05.2025г.
Форма обучения: очная
Режим занятий: Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Формы организации образовательного процесса: экскурсии, беседы,
наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях,
ролевые игры, конкурсы, викторины.
Виды
(формы)
занятий.
Предполагается использование следующих видов занятий:
1.
Лекция с элементами беседы – освоение и первичное закрепление
теоретического материала.
2. Практическая работа, задания, упражнения – освоение практических
умений.
3. Лабораторная работа – использование элементов исследовательской
деятельности
4. Викторина, конкурс, тестовые задания – контроль и оценка полученных
знаний
5. Семинар, ролевая игра – решение воспитательных задач
6. Презентации, электронные диски –использование ИКТ
Перечень форм подведения итогов. Оценка успехов
- основная
составляющая образовательного процесса. Для обучающихся младшего
школьного возраста программой предусмотрены викторины, интеллектуальная
4
игра, конкурсы, олимпиада, тестирование.
1.2.
Цель и задачи программы
Цель - воспитание гуманного, творческого, социально активного
человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к
природному достоянию человечества.
Задачи: Развивающие:
- продолжить развитие познавательного отношения к природе;
- способствовать развитию умений проводить наблюдения за экосистемами
и организмами, анализировать, обобщать и делать выводы;
- способствовать формированию культуры исследовательской деятельности;
Воспитательные:
- способствовать формированию активной жизненной позиции;
- способствовать воспитанию бережного отношения к природе,
собственному здоровью, ценности жизни;
- способствовать формированию экологического имперетива в сознании.
Образовательные:
- расширить знания об организации живых систем на разных уровнях
организации
живой материи;
- способствовать формированию знаний о взаимосвязи живых организмов
между собой и окружающей средой;
- познакомить с основными закономерностями функционирования
природных систем;
- способствовать формированию объективных знаний о месте и роли
человека в природе.
1.3. Содержание программы
1 раздел – “Я и природа”. 16ч.
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры,
осознанного отношения к природе. В ребенка закладывается первоначальное
понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек,
как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых
условиях;
человек,
потребляющий
природу
и
по
возможности
восстанавливающий ее богатства.
Демонстрация: правила поведения на природе, картины художников о природе.
Практическая деятельность: экскурсия, наблюдение за живой и неживой природой.
5
2 раздел – “Братья наши меньшие”. 16ч.
Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими.
Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные
закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.
Демонстрация: Н. Пожарицкая “Путешествие к домашним животным”
Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.
3 раздел – “Пернатые друзья”. 12ч.
В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей
местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению
стихов, рассказов, разгадыванию загадок.
Демонстрация: С. Радзиевская “Круглый год”, В. Бианки “Терентий – тетерев”.
И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.
Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская
работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.
4 раздел – “Путешествие в мир леса”. 20ч.
Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров,
подтверждающих взаимосвязь растений и животных.
Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”.
А.Сладков “Азбука леса”.
Практическая деятельность: экскурсии в парк
5 раздел – “Экологическая тропа”. 8ч.
Дети изучают редкие и исчезающие виды растений и животных Ростовской области,
реки и речушки своей местности.
Демонстрация: Красная книга Ростовской области.
Практическая деятельность: рисование.
6 раздел – “Зимний сад на окне”. 8ч.
В народе говорят, что комнатные растения цветут только в том доме, где царит мир и
любовь между людьми. Поэтому вечнозеленый подоконник в доме, в классе –
это показатель хорошей атмосферы в помещении. Дети учатся выращивать и
ухаживать за растениями. Проводят опыты и занимаются исследовательской
работой о влиянии света на рост комнатных растений.
Демонстрация: ростки хлорофитума, горшки, земля.
Практическая деятельность: выращивание хлорофитумов.
7 раздел – “В мастерской художницы зимы”. 12ч.
Мы рисуем зиму. Альбом для рисования, цветные карандаши, акварельные краски.
Практическая деятельность: конкурс рисунков.
Изготовление ѐлочной игрушки из различных материалов.
Практическая деятельность: конкурс игрушек
8 раздел – “Загадки животного мира”. 12ч.
Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление
выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.
9 раздел – “Секреты неживой природы”. 12ч.
6
Сколько интересного происходит с явлениями природы. Здесь дети раскроют секреты
неживой природы.
Демонстрация: глобус, теллурий.
Практическая деятельность: игра “День и ночь”.
10 раздел – “ Удивительный мир насекомых ”.12ч.
Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее! Демонстрация:
А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”. Практическая
деятельность: выставка рисунков.
11 раздел – “ Хочу все знать”. 16ч.
Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.
Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”,
Ф.Ибрагимова “Красота природы”.
Практическая работа: коллективная работа “Весенние цветы в вазе”.
Подведение итогов «Экологическая игра».
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной
деятельности.
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы
методами искусства и естественных наук
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
7
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
В результате реализации программы обучающиеся должны:
Овладеть основными экологическими терминами;
Различать основные виды растений и животных различных экосистем
(леса, луга и т. д.);
Знать значение растений и животных в жизни человека;
Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;
Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;
Научиться делать заключение на основе наблюдений;
Быть способными отстаивать свою точку зрения;
Выполнять правила поведения в природе;
Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;
Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву
полезных растений;
Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека.
Ожидаемые результаты:
Предметные результаты:
– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих
растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных
(насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки
зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к
окружающей среде;
8
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в
природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
– понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять
поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.
2. Учебный план. Календарный учебный график
Таблица 1.
№ п/п
Раздел. Тема занятия
1 Я и природа
1.1 Что такое “экология”? Как вести себя на
природе
1.2 Экологическая тропа осенней экскурсии.
Сбор природного материала
1.3 Природа в творчестве художников.
Зарисовка и раскрашивание осенних
деревьев и листьев
1.4 Пр. занятие. Творческая мастерская.
Осенняя гостиная
2 Братья наши меньшие
2.1 Домашние животные. Кроссворд “Кто
есть кто?”
2.2 Чем мы кормим домашних животных
2.3 Как ухаживать за своим питомцем
2.4 Творческая мастерская. Объемное
9
Теория. Практ. Всего
часов
8
2
8
2
16
4
2
2
4
2
2
4
2
2
4
8
2
8
2
16
4
2
2
2
2
2
2
4
4
4
3
3.1
3.2
3.3
4
4.1
4.2
4.3
4.4
4.5
5
5.1
5.2
6
6.1
6.2
7
7.1
7.2
8
8.1
8.2
8.3
9
моделирование из природных
материалов. “Домашние животные”
Пернатые друзья
Птицы Донского края
Столовая для птиц. Изготовление
кормушек
Экологическая викторина “Птицы –
наши друзья”
Путешествие в мир леса
Взаимосвязь растений и животных
Следы на снегу
Лес и наше здоровье. Дары леса
Природа – источник творческого
вдохновения
Экскурсия в парк
Экологическая тропа
Редкие и исчезающие виды растений и
животных Ростовской области
Водоѐмы нашей местности
Зимний сад на окне
Комнатные растения.
Влияние света на рост и развитие
комнатных растений. Исследовательская
работа
В мастерской художницы Зимы
“Красавица - зима”. Конкурс рисунков
Изготовление ѐлочной игрушки из
различных материалов.
Загадки животного мира
Любопытные факты о живой природе
Это интересно! Сбор информации о
клестах.
Зимовье зверей. Коллективная работа из
солѐного теста “Звери в зимнем лесу”
Секреты неживой природы
Смена дня и ночи
Смена времен года
Наш друг - эхо. Экскурсия в парк
Удивительный мир насекомых
Бабочки, занесенные в Красную книгу
Ярославской области
10.2 Искусные строители: муравьи и пчелы.
9.1
9.2
9.3
10
10.1
10
6
2
2
6
2
2
12
4
4
2
2
4
10
2
2
2
2
10
2
2
2
2
20
4
4
4
4
2
4
2
2
4
2
4
8
4
2
4
2
2
4
2
4
8
4
2
2
4
6
2
4
6
2
4
12
4
8
6
2
2
6
2
2
12
4
4
2
2
4
6
6
12
2
2
2
6
2
2
2
2
6
2
4
4
4
12
4
2
2
4
10.3 Природа и фантазия. Конкурс рисунков.
11 Хочу все знать
11.1 Гроза… Гремит гром, сверкает молния.
Как и почему?
11.2 Коллективная работа “Весенние цветы в
вазе”
11.3 Итоговое занятие. Экологическая игра
Итого: 144 часа
Календарный учебный график в Приложении 1.
11
2
8
2
2
8
2
4
12
4
2
2
4
2
2
4
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график в Приложении 1.
2.2. Материально-техническое обеспечение программы:
−
просторный, светлый, хорошо проветриваемый кабинет;
−
парты, стулья;
−
классная доска и проекционный экран;
−
шкафы для хранения методического, дидактического
материалов;
−
ноутбук, проектор;
−
CD-диски, вата, пуговицы, фантики, открытки;
−
нитки, ткани, иголки, салфетки,
−
листья, веточки, ягоды, шишки;
−
раковина с холодной водой.
2.3 Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей
программы.
Для успешной реализации дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы «Культура и традиции мира руками ребѐнка»
используется методическая продукция, литература для детей, Интернетресурсы.
Методы обучения, используемые педагогом дополнительного
образования при реализации данной программы: словесный, объяснительноиллюстративный метод, метод стимулирования учебной деятельности
репродуктивный, проблемный («Тематические композиции», «Поделки из
бросового материала», «Тематические композиции»).
Для реализации программы требуются следующие дидактические
материалы:
- репродукции;
- фотографии;
- картинки с изображением композиций, поделок и т.д.;
- презентации, подготовленные к каждому занятию.
2.4. Формы аттестации: беседы, конкурсы, открытое занятие,
оформление стендов, выставок, игры.
Для оценки результативности программы применяется входной, текущий
и итоговый контроль. Цель входного контроля – диагностика имеющихся
знаний и умений учащихся. Текущий контроль применяется для оценки
качества усвоения материала посредством творческих заданий (педагогическое
наблюдение). Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью
определения уровня знаний, умений и навыков, приобретѐнных учащимися за
12
период реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы.
2.5 Диагностический инструментарий
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, критериями оценки которых являются:
Оценка самой работы:
1. Содержание выполненной работы;
2. Передача формы (простая-сложная, точная-неточная);
3. Строение (части целого расположены верно-неверно);
4. Пропорции (насколько верно выполнены пропорции);
5. Композиция (насколько верно выполнено расположение элементов
работы относительно друг друга);
6. Цвет (реальность цвета, сочетание цветов);
Оценка процесса работы:
7. Уровень самостоятельности выполнения творческой работы (сам,
помогали дети, помогал педагог);
8 Эмоционально-эстетическое выполнение творческой работы
(эмоциональное отношение к процессу и готовой работе, какой вид творчества
предпочитает)
9. Творческое мышление (внѐс ли ребѐнок что-то новое в свою работу или
делала по образцу.
А также предусматриваются индивидуальные и фронтальный
опросы.
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных
недель и приоритетных направлений образовательной деятельности
учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности
определяются для каждого объединения на год. Условия реализации
определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей
программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне программы
для каждого объединения. Составной частью программы является календарный
учебный график, который составляется в зависимости от расписания занятий
для каждого объединения.
Рабочая программа воспитания. Календарный план
воспитательной работы
Внеурочная деятельность является составной частью учебновоспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени
учащихся.
В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго
поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
2.7.
13
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в
интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания
являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности,
духовной культуры, способности к успешной самореализации, таким образом
внеурочные занятия направляют свою деятельность на каждого ученика,
чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.
Воспитание любви к природе через знакомство с различными
природными закономерностями на краеведческом материале. Обеспечивает
заполнение досуга учащихся интересной, полезной деятельностью.
Программа способствует расширению кругозора, закреплению знаний,
полученных на уроках в школе, развитию познавательного интереса,
мотивации к познанию неизведанного и к самостоятельному творчеству,
повышению интеллектуального и духовного уровня развития личности
ребенка.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических
средств реализации программы. Педагог создает на занятиях эмоциональноположительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение
учащихся о взаимодействии с природой.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
беседы, лекции, экскурсии, прогулки, обучающие занятия.
Календарный план воспитательной работы
Таблица 2
№
Название
Цель
Краткое
Форма
Сроки
Ответственные
п/п мероприятия,
содержание проведения проведения
события
сентябрь
Григорьева И.А.
1 Экологическая Воспитани Наблюдение экскурсия
тропа осенней
еу
связи живой
экскурсии. Сбор учащихся
и неживой
природного
умения
природы
материала применять
экологиче
ские
наблюдение
октябрь
Григорьева И.А.
2 Как ухаживать
знания в
за своим
беседа
жизненны
питомцем
х
Изготовлени Практическ
октябрь,
Григорьева И.А.
3 Столовая для
ситуациях;
птиц.
е поделки ое занятие
ноябрь
Изготовление экологиче
ски
кормушек
беседа
декабрь
Григорьева И.А.
4 Чудо природы - целесообр Наблюдения
азного
заповедники
за жизнью
поведения природы
14
как
Наблюдения
беседа
январь
5 Экологические
проблемы показателя за жизнью
главной реки духовного природы
Ростовской
развития
области - Дон. личности
Польза
Изготовлени Практическ
февраль
6
использования
е поделки
ая работа
бросового
материала для
изготовления
поделок.
Наблюдения
беседа
март
7 Красная книга
животных
за жизнью
Ростовской
природы
области
Наблюдения Экскурсия март, апрель
8 Наблюдение за
сезонными
за жизнью
беседа
изменениями в
природы
природе
Наше
Наблюдения
беседа
апрель
9
экологическое
за жизнью
богатство - парк
природы.
(наблюдение за
Экскурсия
экосистемой
окружающей
среды)
15
Григорьева И.А.
Григорьева И.А.
Григорьева И.А.
Григорьева И.А.
Григорьева И.А.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога:
1.
Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой?
Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..
2.
Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная
книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.
3.
Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).
4.
Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки,
праздники). М. 2006.
Для учащихся:
1.
Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.
2.
Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.
3.
Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”,
2005.
4.
Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.
5.
Детские развивающие и познавательные журналы.
6.
Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного
чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.
7.
Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.:
“Фолиантъ”, 2008.
8.
Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.
9.
Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.
10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.
11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.
12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.
13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.
14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”,
2008
15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.
16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат. книжное
издательство, 1991.
17. «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н.
Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010.
Литература
1.
Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся
нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.
2.
Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.
3.
Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.
16