Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная
Планета экологии
разноуровневая
Подвид
программы:
(разноуровневая, модульная, адаптированная (для особых категорий
обучающихся) и т.д.)
базовый
Уровень
программы:
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа
(возраст):
7 – 14 лет
144 часа (1 год)
Срок
реализации:
(общее количество лет и часов по программе, количество часов по
каждому году обучения)
Форма обучения:
очная
(очная, очно-заочная, заочная, с применением дистанционных
технологий и/или электронного обучения)
Разработчик: ПДО Мешари Марианна Тевановна
(должность разработчика, ФИО)
г. Таганрог
2024
Содержание
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
Пояснительная записка
Учебный план. Календарный учебный график
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Диагностический инструментарий
Программа воспитания
Список литературы
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
3
6
7
12
15
15
18
20
29
2
I. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря
2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН).
Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам
формирования экологического сознания людей на основе конкретной,
практико-ориентированной деятельности, направленной на изучение и защиту
природы, осознании себя как части природы, в том числе и в первую очередь
природы родного края. В решении данной задачи эффективным является
3
использование большого потенциала дополнительного образования детей.
Поэтому программа «Планета экологии» является актуальной и необходимой,
отвечает потребностям и запросам не только детей, но и их родителей,
общества в целом.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее
время в Российской Федерации проблемам экологии оказывается повышенное
внимание. Бездумное использование природных ресурсов, неправильная
утилизация использованного материала (батарейки, пластик, полиэтилен,
бумага и пр.) приводят к тому, что наша планета Земля столкнулась с
глобальной проблемой в сфере экологии. В связи с этим появилась потребность
и необходимость в смене потребительского отношения человека к планете, ее
ресурсам, другим живым существам ее населяющим, на более осознанное и
экологически правильное.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Планета экологии» заключается в том, что она ориентирована на
патриотическое воспитание через изучение экологии Родины, стимулирует
социальную и гражданскую активность, что даѐт способ отвлечения детей от
негативного воздействия гаджетов и позволяет мотивировать их на развитие
осознанного поведения.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы «Планета экологии» – естественнонаучная.
Программа «Планета экологии» предполагает формирование у детей
экологического сознания, как основы для формирования нового типа
отношений между человеком и природой.
В ходе программы для декоративно прикладных изделий наравне с
природным материалом используется и бросовый материал, который дети сами
собирают, что позволяет сформировать у них определѐнные навыки правильной
утилизации использованного материала, тем самым обуславливая
практическую значимость программы.
Занятия по программе являются продолжением уроков прикладного
творчества и естествознания общеобразовательных учреждений. При этом
занятия позволяют более узко рассмотреть ту или иную тему, что
обуславливает педагогическую целесообразность.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей возможно ведение
работы по индивидуальному маршруту в рамках данной программы.
Цель программы:
Воспитание у детей нравственных и духовных ценностей,
мировоззренческой ориентации, глобального и осознанного мышления,
формирование психологической установки на мирное, бесконфликтное
проживание человека в природе.
Задачи программы:
4
Образовательные
- расширить кругозор детей;
- активизировать мыслительную деятельность через изучение нового
материала и исследовательскую деятельность;
- тренировать наблюдательность;
- научить
технологии изготовления
поделок
с
использованием
природных материалов;
- пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и познавательный
интерес к миру природы;
- развивать творческое мышление, пространственное воображение,
фантазию;
- развивать и формировать трудовые навыки.
Воспитательные:
- формировать потребность в новом типе отношений между человеком и
природой,
- развивать любовь к своей малой родине,
- развивать патриотизм через традиции и историю своего народа,
- развиваются умения работать в команде (малых группах постоянного и
переменного состава).
Объѐм и сроки реализации программы.
Данная программа рассчитана на 144 часа.
Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
детей и рассчитана на возраст 7-14 лет, что предполагает вариативность
занятий – в соответствии со степенью развития учебных навыков, в том числе
навыков исследовательской деятельности и навыков самостоятельного
изучения материала.
Программой предусматривается 144 часа занятий (4 часа в неделю в
одном объединении) в течение одного модуля. Время одного занятия 30 минут.
Формы проведения занятий: лекции, презентации, экскурсии, круглый
стол, обучающие и ролевые игры, творческие конкурсы, тематические
задания по подгруппам, защита проекта.
Основные принципы организации занятий: наглядность, доступность,
системность, последовательность, преемственность, научность.
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ,
которые проходят 1 раз за срок обучения и позволяют проследить творческий
рост каждого ребѐнка. Критериями оценки являются следующие показатели:
качество исполнения творческой работы;
соответствие работы возрасту ребѐнка;
оригинальность идеи.
5
Участие в муниципальных, областных и всероссийских конкурсах и
выставках мотивирует детей и активизирует их творческий потенциал.
II. Учебный план. Календарный учебный график.
количество часов
теория
практика
Форма
контроля
Введение
2
-
-
I
Мифы как способ познания мира
5
3
выставка
работ
II
Экологические традиции и
обычаи народов России
7
7
викторина
III
Экологическая этика в истории и
современности местного
населения
8
6
выставка
работ
IV
Законы человеческого общества
как отражение законов природы
8
4
викторина
круглый
стол
V
Экология родного края
10
12
викторина
круглый
стол
VI
Среда обитания и здоровье
человека
10
8
выставка
работ
VII
Экология человека
7
9
круглый
стол
9
9
викторина
№
Тема занятия
VIII Экология питания
IX
Экология квартиры
6
8
викторина
X
Творческий проект
2
4
защита
проекта
6
Итого
144 часа
Календарный учебный график представлен в Приложении 1.
III. Содержание программы.
Введение (2 часа)
Цели и задачи программы. Роль краеведения в развитии личности. История
развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения.
Инструктаж по ТБ. (теория)
I. Мифы как способ познания мира (8 часов)
Мифологический способ познания мира. (теория)
Представление мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской,
кельтской, славянской мифологии. (теория)
Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе,
человеке и человеческом обществе. (теория)
Рисунок. (практика)
Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природы, человека и
человеческого общества. (теория)
Рисунок. (практика)
Славянские мифы о возникновении жизни, природы, человека и человеческого
общества. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии.
(теория)
Поделка. (практика)
II. Экология России (14 часов)
Народы России. (теория)
Поделка «Алтайский подснежник». (практика)
Поделка «Белоснежные эдельвейсы» (цветы оз. Байкал). (практика)
Поделка «Цветок магнолии крупноцветковой» (п-ов Крым). (практика)
Поделка «Медвежий лук» (Калининградская обл.). (практика)
Экологические представления в культуре народов России. (теория)
Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и
законах природы». (практика)
Анализ и обработка данных опроса. (практика)
Народные экологические обычаи и традиции. (теория)
Охрана природы в культуре народов России. (теория)
Викторина. (практика)
III. Экологическая этика в истории и современности местного населения
(14 часов)
История возникновения и развития местного населенного пункта. (теория)
7
Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта»
(практика)
Причины выбора территории под населенный пункт. (теория)
Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях.
(теория)
Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными
объектами и явлениями. (теория)
Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности». (практика)
Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс. (теория)
Творческие задания «Гармония природы и человека – путь в будущее».
(практика)
IV. Законы человеческого общества как отражение законов природы (12
часов)
Законы природы. (теория)
Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» (практика)
Законы человеческого общества. (теория)
Экологический императив как основа для построения социальных отношений в
культурном обществе. (теория)
Сопоставление законов местного сообщества и законов природы. (теория)
Экологическая культура. (теория)
Права и обязанности человека по отношению к природе. (теория)
Социологический опрос «Правила поведения человека в природе». Анализ
данных в возрастном и гендерном профиле. (практика)
Ноосферное мышление. (теория)
Викторина. (практика)
V. Экология родного края (22 часов)
Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха Ростовской
области. (теория)
Картирование источников загрязнения на территории Ростовской области
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод
Ростовской области. (теория)
Экологический мониторинг воды (методика исследования питьевой воды).
(практика)
Использование и охрана недр Ростовской области. (теория)
Рисунок. (практика)
Экологическое состояние и проблемы рационального использования
растительных ресурсов. (теория)
Аппликация. (практика)
Изучение экологических групп растений (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты,
ксерофиты, психрофиты) и их приспособительных особенностей.
(теория)
Аппликация из природного материала «Животные красной книги Ростовской
области» (на выбор). (практика)
8
Рациональное использование и охрана животного мира Ростовской
области. (теория)
Аппликация из природного материала «Животные красной книги Ростовской
области» (на выбор). (практика)
Особо охраняемые природные территории. (теория)
Открытка из бумаги, приуроченной к Всемирному дню окружающей среды.
(практика)
Региональные экологические проблемы Ростовской области. (теория)
Викторина (практика)
Круглый стол. (практика)
Экологическая игра. (практика)
VI. Среда обитания и здоровье человека (18 часов)
Экологические знания, как основа взаимодействия человека с окружающей
средой (теория)
Сбор бросового материала (практика)
Поделки из бросового материала (практика)
Влияние природных факторов на здоровье населения (теория)
Рисунок «Защита от природных факторов негативно влияющих на здоровье
человека» (практика)
Формирование потребностей здорового образа жизни (теория)
Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с
помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом
получения отпечатка; в) определение биоритмов человека (теория, практика)
«Помоги себе сам» – составить программу самосовершенствования и отказа от
вредных привычек. Рисунок. (теория, практика)
Среда жизнедеятельности человека (теория)
Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и
искусственной освещѐнности, температурного режима, эффективности
вентиляции). (теория)
Круглый стол по результатам материалов творческих работ учащихся (теория,
практика)
VII. Экология человека (16 часов)
Гигиена тела (теория)
Гигиена полости рта (теория)
Гигиена труда и отдыха (теория)
Составление собственного режима дня с использованием собственных
рисунков или картинок (теория, практика)
Профилактика инфекционных заболеваний (теория)
Мозговой штурм (теория, практика)
Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП). (теория)
Круглый стол (теория, практика)
VIII. Экология питания (18 часов)
9
Экологическое качество продуктов питания (теория)
Рисунок (практика)
Определение нитратов в растениях (теория, практика)
Есть или не есть, пить или не пить (теория)
Викторина (практика)
Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упаковке (теория)
Трансгенные продукты питания – за и против (теория)
Витамины – чудесные вещества (теория)
Викторина (практика)
Вода. Состав и качество питьевой воды. Жесткость воды (теория)
Измерение общей жесткости воды (теория, практика)
Просмотр фрагментов кинофильма о воде (теория, практика)
Викторина (практика)
Круглый стол (практика)
IX. Экология квартиры (14 часов)
Экологические свойства строительных и отделочных материалов (теория)
Микроклимат в квартире (теория)
Рисунок (практика)
Осторожно! Бытовая химия (теория)
Викторина (практика)
Изучение освещенности квартиры
рисунок (теория, практика)
Растения – индикаторы воздуха в квартире (теория)
Поделка «Цветы из бумаги» (практика)
Дом без пыли (теория)
Домашняя санстанция (теория)
X. Творческий проект (6 часов)
Обсуждение тем для проекта (теория)
Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной
уча (теория, практика)
Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач.
Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и
оформление проекта. Защита проекта (теория, практика)
Ожидаемый результат:
По результатам освоения программы, предполагается, что к концу учебного
года дети будут:
иметь представление:
о мифах разных культур, как эти мифы отразились на подходе к экологии
в мире;
об экологических обычаях и традициях народов России;
об экологической этики в истории и современности родного края;
10
о законах человеческого общества как отражения законов природы;
об экологических проблемах;
о экологическом состоянии природы родного края;
о факторах среды, вызывающих риск заболеваний человека;
о правильном питании, о пользе и вреде тех или иных продуктах;
об источниках загрязнения воздуха в квартире и способах уменьшения их
влияния на человека;
уметь работать в парах и малых группах;
уметь работать с природным материалом (собирать, подготавливать к
работе, хранить, использовать);
уметь презентовать и защищать свою творческую работу;
уметь самостоятельно подбирать гигиенические средства для ухода за
телом и волосами;
уметь планировать свой режим дня (активная деятельность и отдых);
уметь оказывать себе самому первую помощь в случае стресса (правильно
дышать, например)
знать и уметь правильно утилизировать используемые материалы
(пластик, бумагу, батарейки и пр.);
уметь бережно относится к природе, ко всему живому;
любить свою Родину, в частности, свой родной край;
ценить культуру родного края;
беречь природу родного края.
11
IV. Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей
программы
При проведении занятий используются следующие методы обучения и
воспитания:
Словесный;
Наглядный;
Практический;
Объяснительно-иллюстративный;
Игровой;
Репродуктивный;
Частично-поисковой;
Мотивация;
Стимуляция;
Поощрение.
раздел
форма
приѐмы и
Дидактиформа
занятий
методы
ческий
подведени
организации
материал
я итогов
учебновоспитательног
о процесса
Введение
лекция,
групповой
беседа
Мифы как
лекция,
групповой
литература,
выставка
способ
беседа,
иллюстрации
работ
познания мира презентация
Экологически
е традиции и
обычаи
народов
России
лекция,
беседа,
презентация
групповой
литература,
иллюстрации
викторина
Экологическа
я этика в
истории и
современност
и местного
населения
лекция,
беседа,
презентация,
экскурсия,
тематическо
е задание по
подгруппам
лекция,
беседа,
презентация,
групповой
литература,
иллюстрации
выставка
работ
групповой
литература,
иллюстрации
викторина
Законы
человеческого
общества как
12
отражение
законов
природы
Экология
родного края
Среда
обитания и
здоровье
человека
Экология
человека
Экология
питания
Экология
квартиры
Творческий
проект
тематическо
е задание по
подгруппам
лекция,
беседа,
презентация
лекция,
беседа,
презентация,
круглый
стол
лекция,
беседа,
презентация,
мозговая
атака,
круглый
стол
лекция,
беседа,
презентация,
круглый
стол
лекция,
беседа,
презентация,
круглый
стол
беседа,
презентация
групповой
литература,
иллюстрации
групповой
литература,
иллюстрации
выставка
работ,
викторина
выставка
работ
групповой
литература,
иллюстрации
круглый
стол
групповой
литература,
иллюстрации,
видеоматериал
ы
викторина
групповой
литература,
иллюстрации,
видеоматериал
ы
викторина
групповой
литература
защита
проекта
Принципы:
1. Принцип единства с природой.
Все в природе устроено целесообразно и образует одно живое целое. Все,
что существует, не мешает остальным, не уничтожает их, а дает
возможность жить всем.
2. Принцип смирения.
С-мир-ение, то есть с миром, а значит объединение с миром вокруг. Мы
представляем собой ценный вид, однако, не более важный, чем другие.
3. Принцип уважения к природе.
Уважение к природе – основа экологического воспитания. Любая жизнь
сцена сама по себе, каждое живое существо имеет моральное значение
безотносительно к интересам человека, независимо от его «полезности» или
«вреда» для человека.
4. Принцип уважения и любви к своим корням и Земле.
13
Уважение родителей соответствует уважению Земли. Уважать родителей —
значит принимать и любить их такими, какие они есть, а уважать Землю —
значит принимать и любить ее такой, какая она есть, вместе с жизнью и
смертью, здоровьем и болезнями, началом и концом. Принцип права
будущих поколений. После себя мы должны оставить Землю (по крайней
мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).
5. Принцип непосредственного опыта.
Опыт – лучший учитель. Чтобы уважать, любить, понимать природу и
самого себя, необходимо затратить время на непосредственное познание и
чувственное восприятие воздуха, воды, почвы, растений, животных,
бактерий и других компонентов природы.
6. Принцип патриотизма.
Любовь к своей Родине – важное социальное чувство. Только через это чувство
можно относиться к природе родного края бережно и осторожно, соблюдая
чистоту и сохраняя жизнь каждому виду.
Формы организации учебных занятий: лекции, презентации, экскурсии,
круглый стол, мозговая атака, обучающие и ролевые игры, творческие
конкурсы, тематические задания по подгруппам, защита проекта.
Дидактический материал: тематические иллюстрации, литература с
мифами, пословицами, поговорками и др., тематические видеоматериалы,
тематические карточки.
14
V. Диагностический инструментарий
Согласно Положению о порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации (мониторинга) учащихся СЮН, проводится вводный
мониторинг, промежуточная и итоговая аттестация. Аттестация учащихся
проводится на основании приказа, в сроки, установленные приказом. При
аттестации оценивается уровень развития общих способностей учащихся
(теоретическая, практическая подготовка).
Виды диагностики: индивидуальные и фронтальный опросы.
Формы проведения аттестации: викторины, тесты, творческие задания,
проведение круглого стола.
Критерии диагностики: активность учащихся на занятиях, оценка уровня
знаний программы, объѐм усвоенных знаний.
VI. Программа воспитания
Цель воспитания – личностное развитие учащихся, проявляющееся:
1. в освоении учащимися социальных знаний, приобретении опыта
социального взаимодействия;
2.
в
формировании
опыта
самоопределения
(личностного и
профессионального);
3. в овладении учащимися способами саморазвития и самореализации в
современном мире, в том числе формирования современных компетентностей и
грамотностей, соответствующих актуальным вызовам будущего.
Задачи воспитания - способствовать:
- воспитанию культуры поведения и общения;
- воспитанию основ этикета;
- воспитанию дружбы и товарищества, чувства ответственности,
дисциплинированности;
воспитанию трудолюбия, целеустремленности, скромности и
требовательности к себе;
- воспитать и развить у детей такие личностные качества как волевая
активность, вера в свои силы, дисциплинированность.
Основные направления воспитательной работы на 2024 – 2025 учебный
год.
1. Патриотическое воспитание:
• воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости
за свою Родину;
15
• усвоение традиционных ценностей многонационального российского
общества;
• формирование личности как активного гражданина – патриота,
обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением,
способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и
справедливости;
• воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере
старших поколений;
• развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края.
2. Нравственное воспитание:
• совершенствование духовной и нравственной культуры, укрепление у
учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного
оптимизма;
• развитие у учащегося уважительного отношения к родителям, близким
людям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
3. Национальное воспитание:
Формирование у учащихся национального сознания и самосознания,
любви к родной земле, семьи, народа;
формирование у учащихся ответственности к истории, религии,
национальной традиции, национальной культуры, обычаев своего народа,
Родины;
утверждение
принципов
общечеловеческой
морали:
правды,
справедливости, патриотизма, доброты, толерантности, трудолюбия.
1. Трудовое и профориентационное воспитание:
развитие ответственного, творческого и добросовестного отношения
учащихся
к
разным
видам
трудовой
деятельности,
накопление
профессионального опыта;
формирования у детей творчества, самостоятельности, ответственности,
активности, уверенности в себе;
привитие любви к труду и творческого отношения к нему;
развитие индивидуальных интересов и наклонностей в различных видах
трудовой деятельности.
1. Интеллектуальное воспитание:
развитие познавательной потребности, определяемой расширением
объема знаний;
развитие памяти, воображения, внимания, представлений, восприятия.
1. Семейное воспитание:
воспитание семейных ценностей, традиций, культуре семейной жизни;
16
воспитание у детей чувства бережного отношения к семье, близким
людям.
1. Эстетическое воспитание:
воспитание основ эстетической культуры, способность различить и
видеть прекрасное;
развитие художественных способностей;
воспитание чувства любви к прекрасному.
1. Физическое воспитание:
формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности,
сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного
отношения учащихся к занятиям спортом;
развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью
окружающих людей.
1. Экологическое воспитание:
формирование элементарных экологических знаний;
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами
и явлениями;
воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру
природы, и окружающему миру в целом.
1. Правовое воспитание:
воспитание
свободного
гражданина,
функционально-грамотного,
способного к сотрудничеству в интересах человека, общества, государства.
17
VII. Список рекомендуемой литературы
1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред.
Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
2. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе
дополнительного экологического образования: понятия, принципы,
проекты // Материалы межрегиональной научно-практической
конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая
реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
3. Мезенцева В.Д. Основные понятия этноэкологии. М., 1998. – 246 с.
4. Мезенцева В.Д. Этноэкология как наука. М., 1998. – 182 с.
5. Пешкова А.С. Вслед за солнышком живем. Этно-экологическая
программа для младших школьников. Владивосток, 2000.
6. Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего
школьного возраста. Новосибирск, 2000.
7. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998
г.
8. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе
над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
9. Николина В. В. Метод проектов в географическом образовании.//
География в школе.-2002.-№6.;
10. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды
Республики Коми в 2005 г.», г. Сыктывкар, 2006 г.
11. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
12.Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие /
Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.
13.Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997
14. Красная Книга Ростовской области.
15. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
16.Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое
образование. 2004 № 2.
17.Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в
современной школе. 2003 № 12.
1.
2.
3.
4.
5.
Литература для учителя.
Биология, экология, здоровый образ жизни / Составитель Балабанова В.В.,
Максимцева Т.А. – Волгоград: Учитель.
Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998
Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ
в 2006г.».
Зелѐный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ,
2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.
Панкеев И.А., Рыбальский Н.Г., Думнов А.Д., Снакин В.В., Фѐдоров А.В.
Экология России на рубеже тысячелетий. Состояние окружающей среды
18
6.
7.
8.
9.
в России, М.: Аргус, 1994
Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113;
191-204.
Симонова Г. А. Экология и мы. - Сыктывкар, 2002
Фѐдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране
окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203
ХотунцевЮ.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.:
Устойчивый мир, 2001 - с. 163
19
Приложение 1
Календарный учебный график
№
1.
2.
3.
4.
5.
Дата
КолТема занятия
во
часов
2
Цели и задачи объединения. Роль
краеведения в развитии личности.
История развития этнической
экологии как науки на стыке экологии
и краеведения. Инструктаж по ТБ.
1
Мифологический способ познания
1
мира.
Представление
мира
в
древнегреческой,
древнеримской,
скандинавской, кельтской, славянской
мифологии
1
Мифы Древней Греции и Древнего
Рима
о
возникновении
жизни,
природе, человеке и человеческом
1
обществе
Рисунок
1
Скандинавские и кельтские мифы о
возникновении жизни, природы,
1
человека и человеческого общества.
Рисунок
1
Славянские мифы о возникновении
жизни,
природы,
человека
и
1
человеческого общества. Отражение
традиций, обрядов и быта древних
Время
проведения
занятия
согласно
расписанию
Форма
занятия
Место
проведения
Форма
контроля
лекция
МОБУ
СОШ №38
–
согласно
расписанию
лекция
лекция
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
согласно
расписанию
практическая
работа
лекция
практическая
работа
лекция
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выборочный
опрос
лекция
20
славян в мифологии
6.
2
Народы России.
7.
1
1
8.
1
1
9.
2
10.
1
Поделка «Алтайский подснежник»
Поделка «Белоснежные эдельвейсы»
(цветы оз. Байкал)
Поделка «Цветок магнолии
крупноцветковой» (п-ов Крым)
Поделка
«Медвежий
лук»
(Калининградская обл.)
Экологические
представления
в
культуре народов России.
Социологический опрос «Пословицы
и поговорки о природных явлениях и
законах природы»
Анализ и обработка данных опроса
Народные экологические обычаи и
традиции.
Охрана природы в культуре народов
России
Викторина
История возникновения и развития
местного населенного пункта.
Проект «История возникновения и
развития местного населенного
пункта»
Причины выбора территории под
населенный пункт.
1
11.
2
12.
1
1
13.
2
14.
2
15.
1
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
индивидуальный
опрос
устный опрос
согласно
беседа
расписанию
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
викторина
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
индивидуальный
опрос
готовый проект
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
–
лекция
–
выставка работ
викторина
21
1
16.
2
17.
2
18.
2
19.
2
20.
1
1
21.
1
1
22.
1
23.
1
1
1
Топонимика. Отражение отношений
человека и природы в местных
названиях
Связь исторически традиционных
занятий
населения,
ремесел
с
природными объектами и явлениями.
Сбор
краеведческого
материала
«Ремесла нашей местности»
Взаимоотношения
человека
и
природы: исторический экскурс.
Творческие
задания
«Гармония
природы и человека – путь в
будущее»
Законы природы.
Социологический опрос «Какие
законы природы вы знаете?»
Законы человеческого общества.
Сопоставление законов местного
сообщества и законов природы
Экологический императив как основа
для построения социальных
отношений в культурном обществе.
Экологическая культура.
Права и обязанности человека по
отношению к природе.
Социологический опрос «Правила
поведения человека в природе».
Анализ данных в возрастном и
гендерном профиле.
лекция
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
беседа
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
–
согласно
беседа
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию
беседа
МОБУ
СОШ №38
–
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
МОБУ
СОШ №38
–
согласно
расписанию
лекция
лекция
беседа
беседа
индивидуальный
опрос
выставка работ
практическая
работа
22
24.
2
Ноосферное мышление.
25.
1
1
Викторина
Круглый стол
26.
2
27.
2
Экологическое состояние и проблемы
атмосферного воздуха Ростовской
области
Картирование источников
загрязнения на территории
Ростовской области
28.
1
1
29.
1
1
30.
1
1
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
готовые карты
Экологическое
состояние
и согласно
лекция
проблемы
использования расписанию
внутренних вод Ростовской области.
практическая
Экологический мониторинг воды
работа
(методика исследования питьевой
воды)
МОБУ
СОШ №38
викторина
Использование
и
охрана
Ростовской области.
Рисунок
МОБУ
СОШ №38
недр
согласно
расписанию
лекция
лекция
практическая
работа
лекция
Экологическое состояние и проблемы
согласно
рационального использования
расписанию
растительных ресурсов.
Аппликация
практическая
работа
–
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
23
31.
2
32.
1
1
33.
1
1
34.
1
1
35.
36.
1
1
2
37.
2
38.
2
Изучение экологических групп
растений (гидрофиты, гигрофиты,
мезофиты, ксерофиты, психрофиты) и
их приспособительных особенностей.
Аппликация из природного материала
«Животные красной книги Ростовской
области» (на выбор)
Рациональное
использование
и
охрана животного мира Ростовской
области.
Аппликация из природного материала
«Животные красной книги Ростовской
области» (на выбор)
Особо
охраняемые
природные
территории
Открытка из бумаги, приуроченной к
Всемирному дню окружающей среды
Региональные экологические
проблемы Ростовской области
Викторина
Круглый стол
Экологическая игра
Экологические знания, как основа
взаимодействия человека с
окружающей средой
Сбор бросового материала
согласно
расписанию
лекция
МОБУ
СОШ №38
индивидуальный
опрос
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
согласно
практическая
расписанию
работа
лекция
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
игра
расписанию
согласно
лекция
расписанию
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
–
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
согласно
практическая
расписанию
работа
беседа
согласно
практическая
расписанию
работа
беседа
–
устный опрос
–
24
39.
2
40.
1
1
41.
2
42.
2
43.
1
44.
1
2
45.
1
1
Влияние природных факторов на
здоровье населения
Поделки из бросового материала
Рисунок «Защита от природных
факторов негативно влияющих на
здоровье человека»
Формирование потребностей
здорового образа жизни
Определение
гармоничности
физического развития: а) изучение
осанки с помощью визуальных
наблюдений; б) определение формы
стопы методом получения отпечатка;
в) определение биоритмов человека
«Помоги себе сам» – составление
программы самосовершенствования и
отказа от вредных привычек.
Рисунок
Среда жизнедеятельности человека
Экологическая оценка классного
помещения (оценка интерьера,
естественной и искусственной
освещѐнности, температурного
режима, эффективности вентиляции)
Круглый стол по результатам
материалов творческих работ
учащихся
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
согласно
расписанию
согласно
расписанию
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
индивидуальный
опрос
индивидуальный
опрос
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
готовые
программы
Выставка работ
согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
индивидуальный
опрос
–
лекция
лекция
устный опрос
выставка работ
25
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
Гигиена полости рта
согласно
лекция
Рисунок
расписанию практическая
работа
Гигиена труда и отдыха
согласно
лекция
Игра
расписанию практическая
работа
Составление собственного режима
согласно
практическая
дня с использованием собственных расписанию
работа
рисунков или картинок
Профилактика
инфекционных
согласно
лекция
заболеваний
расписанию
Мозговой штурм
согласно
практическая
расписанию
работа
Инфекции, передаваемые половым
согласно
лекция
путем (ИППП).
расписанию
Круглый стол
согласно
практическая
расписанию
работа
Экологическое качество продуктов
согласно
лекция
питания
расписанию
Рисунок
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
–
МОБУ
СОШ №38
готовый режим
дня
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
–
2
Определение нитратов в растениях
1
1
Есть или не есть, пить или не пить
Викторина
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
46.
1
1
47.
1
1
48.
1
1
49.
2
50.
2
51.
2
52.
2
53.
2
54.
1
1
55.
56.
Гигиена тела
Рисунок
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
–
–
–
выставка работ
устный опрос
–
26
57.
2
58.
2
59.
1
1
60.
2
61.
1
1
1
1
62.
Изучение состава пищевых продуктов
согласно
лекция
по этикеткам на упаковке
расписанию
Трансгенные продукты питания – за и
согласно
лекция
против
расписанию
Витамины – чудесные вещества
согласно
лекция
Викторина
расписанию практическая
работа
Вода. Состав и качество питьевой
согласно
лекция
воды. Жесткость воды
расписанию
Измерение общей жесткости воды.
согласно
практическая
Викторина
расписанию
работа
Просмотр фрагментов кинофильма о
согласно
практическая
воде.
расписанию
работа
Круглый стол
Экологические свойства
согласно
лекция
строительных и отделочных
расписанию
материалов
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
МОБУ
СОШ №38
устный опрос
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
–
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
МОБУ
СОШ №38
выставка работ
63.
2
64.
1
1
Микроклимат в квартире
Рисунок
65.
1
1
Осторожно! Бытовая химия
Викторина
66.
1
1
Изучение освещенности квартиры
рисунок
67.
1
1
Растения – индикаторы воздуха в
квартире
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию практическая
устный опрос
–
–
–
27
68.
2
Поделка «Цветы из бумаги»
Дом без пыли
69.
2
Домашняя санстанция
70.
2
Обсуждение тем для проекта
71.
2
Выполняется один групповой или
индивидуальный проект по теме,
выбранной участниками.
Выбор темы и содержания проекта,
формулировка целей и задач.
Распределение обязанностей, подбор
и анализ литературы. Осуществление
и оформление проекта.
72.
2
Защита проекта
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
МОБУ
СОШ №38
–
согласно
расписанию
Защита
проекта
МОБУ
СОШ №38
Защита готового
проекта
–
–
–
28
Приложение 2
Календарный план воспитательной работы
№
п/п
Направление
воспитательной работы
1.
Патриотическое
воспитание
2.
3.
Нравственное
воспитание
Национальное
Наименование
мероприятий
Беседа «Россия – это
мы!»
Беседа «Сильные,
смелые, ловкие»
Беседа «И снова май,
цветы, салют и слезы»
Срок выполнения
Планируемые результаты
ноябрь
Акция «Пернатым надо
помогать»
март
- воспитание патриотизма,
любви и уважения к
Отечеству, чувства
гордости за свою Родину;
- развитие и углубление
знаний об истории и
культуре родного края.
- совершенствование
духовной и нравственной
культуры учащегося;
- воспитание любви и
уважения к семье, близким
людям, к старшим, к
друзьям, к знакомым
людям.
Дискуссия «О родных и
октябрь
-формирование у учащихся
февраль
май
Акция «Красная
гвоздика»
февраль
Акция «Не знали эти
руки скуки»
ноябрь
Приме-чание
29
воспитание
4.
5.
Трудовое и
профориентационное
воспитание
Интеллектуаль-ное
воспитание
близких с любовью»
Беседа «Один за всех и
все за одного!»
Беседа – дискуссия «Без
труда ничего не даѐтся»
Беседа «От лени
болеют, от труда
здоровеют»
январь
март
май
Беседа «Роль знаний в
выборе профессии»
сентябрь
Беседа «Правилам
движения – наше
уважение!»
Викторина «Как на
масленой неделе, мы
сентябрь
март
ответственности к истории,
религии,
национальной
традиции, национальной
культуры, обычаев своего
народа, Родины;
- утверждение принципов
общечеловеческой морали:
правды, справедливости,
патриотизма, доброты,
толерантности,
трудолюбия.
- развитие ответственного,
творческого
и
добросовестного
отношения учащихся к
разным видам трудовой
деятельности, накопление
профессионального опыта;
-формирования у детей
творчества,
самостоятельности,
ответственности,
активности, уверенности в
себе.
- развитие познавательной
потребности,
определяемой
расширением объема
знаний;
30
блиночки свои ели»
6.
7.
8.
Семейное воспитание
Эстетическое
воспитание
Викторина «Загадочный
космос»
апрель
Интелектуаль-ная игра
«Рисуй и зачеркивай»
Беседа «Мама и я!»
Игровая программа «А
у нас Новый год!
Праздник в гости
зовет!»
Игровая программа
«Рождественская
круговерть!»
Игровая программа «С
любовью в сердце»
Беседа «Я рад общаться
с тобой»
Беседа «Спешите делать
добро!»
Беседа «Дорогою
добра»
декабрь
Физическое воспитание Беседа «Мы за
здоровый образ жизни»
Викторина «Быть
здоровым я хочу - пусть
ноябрь
декабрь
январь
- развитие памяти,
воображения, внимания,
представлений,
восприятия.
-воспитание
семейных
ценностей,
традиций,
культуре семейной жизни;
- воспитание у детей
чувства бережного
отношения к семье,
близким людям.
март
октябрь
февраль
май
октябрь
апрель
воспитание
основ
эстетической
культуры,
способность различить и
видеть прекрасное;
- развитие художественных
способностей;
- воспитание чувства
любви к прекрасному.
-формирование
потребности в здоровье;
сознательного стремления
к
ведению
здорового
31
меня научат!»
Беседа «Родник
здоровья»
9.
10
.
Экологическое
воспитание
Правовое
воспитание
Беседа – дискуссия
«Вместе ярче!»
Беседа «Природа и
человек»
май
май
март
Акция «Сдайте
батарейку – спасите
планету!»
ноябрь
Акция «Очистим
планету от мусора!»
Апрель
Беседа «Я –
гражданин России»
Беседа «Ты не прав,
если ты не знаешь прав»
ноябрь
февраль
образа жизни; позитивного
отношения учащихся к
занятиям спортом;
- развитие чувства
ответственности к своему
здоровью и здоровью
окружающих людей.
- воспитание гуманного,
бережного, заботливого
отношения к миру
природы, и окружающему
миру в целом.
- воспитание
свободного гражданина,
функциональнограмотного, способного
к сотрудничеству в
32
Беседа «Бережно
относись к школьному и
другому
общественному
имуществу, к своим
вещам, вещам
товарищей»
сентябрь
интересах человека,
общества, государства.
33