Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
СОГЛАСОВАНО
на
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1
УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная
Природа и творчество
Подвид программы:
разноуровневая
(разноуровневая, модульная, сетевая, дистанционная, с применением
дистанционных технологий, адаптированная (для особых категорий
обучающихся) и т.д.)
Уровень программы:
базовый
(стартовый, базовый, продвинутый)
Целевая группа (возраст):
Срок реализации:
7 – 11 лет
288 часов (2 года)
(общее количество лет и часов по программе, количество часов по
каждому году обучения)
Форма обучения:
очная
(очная, очно-заочная, заочная, с применением дистанционных
технологий и/или электронного обучения)
Разработчик:
ПДО Шпилева Зоя Михайловна
(должность разработчика, ФИО)
г. Таганрог
2024
СОДЕРЖАНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ ................ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) .............. 3
1.2. Цель и задачи программы .............................................................................. 5
1.3. Содержание программы ................................................................................. 6
Учебный план 1-ый год ........................................................................................ 6
Содержание учебного плана 1-ый год ................................................................ 6
Учебный план 2-ой год ......................................................................................... 8
Содержание учебного плана 2-ой год ................................................................. 8
1.4. Планируемые результаты ............................................................................ 10
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ..... 13
2.1. Календарный учебный график 1-ый год .................................................... 13
Календарный учебный график 2-ой год ..................................................... 13
2.2. Условия реализации программы ................................................................. 13
2.4. Формы аттестации ........................................................................................ 14
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) ................... 14
2.6. Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей .................... 14
2.7. Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы .................................................................................................................... 115
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ......................................................................................... 16
ПРИЛОЖЕНИЯ .............................................................................................................
Приложение 1 ......................................................................................................... 19
Приложение 2 ......................................................................................................... 20
Приложение 3 ......................................................................................................... 21
Приложение 4 ......................................................................................................... 23
Приложение 5 ......................................................................................................... 38
2
I.
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.
Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07 декабря
2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее
– Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816
«Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»
(далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении
Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных
организаций,
реализующих
дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее – СанПиН).
Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Направленность программы – естественнонаучная.
Актуальность программы в том, что учащиеся изготавливают изделия,
используя не только природный, но и бросовый материал, тем самым в какой-то
степени решают проблему утилизации отходов, кроме того, умение работать с
3
различными материалами позволяет переносить технологические приѐмы с одного
материала на другой, получая новые оригинальные изделия.
Отличительные особенности программы
В современном мире проблемы сохранения окружающей среды приобретают
поистине глобальный характер. Актуальность использования природы как ведущего
педагогического
средства
объясняется
экологическими
проблемами.
В
экологическом воспитании детей предпочтительно применять методы отражения
своих впечатлений в разных видах деятельности. Одним из условий полноценного
эстетического воспитания и развития ребѐнка является развитие художественнотворческих способностей, понимания прекрасного в природе, усвоение эталонов еѐ
красоты и эмоциональных переживаний. Всѐ это способствует формированию у
детей ответственности за жизнь растений, животных и всего живого на планете.
Отличие данной программы от аналогичных заключается в том, что в ней
предусмотрено обучение ребят основам декоративно-прикладного, которое
представлено в контексте их конкретных связей с природой.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия в кружке являются продолжением уроков рисования, труда и
естествознания общеобразовательных учреждений. Но они шире решают задачи
художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Основная идея программы – развитие у детей младшего школьного возраста
мотивации к творчеству. В процессе творческой деятельности, изменяется сам
человек, т.е. форма и способы его мышления, личностные качества. Поэтому важно
научить ребѐнка ориентироваться в окружающем мире, найти себя и реализоваться в
деятельности, способствующей его творческому развитию, формированию
гармонически развитой личности. А формирование полноценной личности было и
остаѐтся важной задачей дополнительного образования и предполагает гармоничное
сочетание умственного, физического и духовного развития.
В процессе работы, обучающиеся знакомятся с правилами подбора цветовых
сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных материалов,
учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
В план работы включены темы «Папье-маше», «Изделия из теста» и «Бумажная
пластика». Материал для этих поделок не является непосредственно взятым из
природы, но детям объясняется, что мука для теста изготавливается из семян
пшеницы, а цветная и газетная бумага, используемые при изготовлении аппликаций
и папье-маше получается из отходов древесной промышленности.
Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому
воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий и
затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и
охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария для
флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам поведения в
природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое лучше
любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться воссоздать то,
4
что так поразило.
Адресат программы
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями
учащихся и рассчитана на детей от 7-11 лет.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей возможно ведение
работы по индивидуальному маршруту в рамках данной программы.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Объем, срок освоения программы и уровень реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий:
1 год обучения – 144 часа;
2 год обучения – 144 часа;
Итого – 288 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения
материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные
приѐмы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой метод
обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает интерес к
занятиям.
Формы организации образовательного процесса: вводное занятие,
практические занятия, экскурсии в природу, выставки, итоговое занятие.
Виды (формы) занятий: вводное занятие, практические занятия, экскурсии
в природу, выставки, итоговое занятие.
Перечень форм подведения итогов
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ, которые
проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост каждого
ребѐнка по следующим критериям:
качество исполнения;
соответствие работы возрасту ребѐнка;
оригинальность идеи.
1.2.
Цель и задачи программы
5
Цель – раскрытие и развитие творческого потенциала личности через
воспитание интереса к живой природе.
Задачи:
развивающие (личностные)
развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к
миру растений;
развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
развивать и формировать трудовые навыки.
воспитательные (метапредметные)
формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность, терпение,
усидчивость, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручку;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к
русской культуре и традициям;
воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
прививать навыки культуры здорового образа жизни.
образовательные (предметные)
познакомить с особенностями разных видов природного материала;
научить
технологии изготовления
поделок
с
использованием
природных материалов;
расширять представления детей об окружающем мире;
пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.
1.3.
Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
Учебный план (1-ый год)
Природа и творчество
Учебный план (1-ый год) программы Природа и творчество представлен в
Приложении 1
Содержание учебного плана (1-ый год)
Природа и творчество
1. Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с планом
работы объединения. Знакомство с природным и
6
дополнительным материалом для работы, инструментами. Демонстрация образцов,
иллюстраций. Экскурсия в природу.
2. Поделки из плодов семян и растений. 30 ч.
Сбор необходимых природных материалов.
Экскурсия в природу. Охрана
природы. Правила поведения в природе.
Поделка из семян ясеня «Ромашка». Работа с использованием пластилина.
Изготовление и оформление букета.
Поделка «Стрекоза». Работа с пластилином и семенами.
Аппликация «Орнамент» (из семян арбуза и дыни).
Аппликация «Матрѐшка» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Декоративная ваза» из семян растений (на картоне).
Аппликация «Бабочка». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Домик». Использование семян арбуза, дыни, ясеня.
Аппликация «Дерево с плодами» (из семян ясеня, калины).
Аппликация «Сова». Использование семян вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Кораблик мечты». Работа с семенами вяза, арбуза, ясеня.
Аппликация «Золотая рыбка». Оформление панно.
Изготовление вазочек с использованием природных материалов (различных
семян, круп) и пластилина.
Самостоятельная работа по замыслу.
3. Флористика. 36 ч.
Гербарий. Правила сбора и оформления. Экскурсия в природу.
Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания).
Аппликации: «Бабочка», «Цветок», «Овощи и фрукты», «Грибы на полянке»,
«Вишенки», «Птенец», «Петушок», «Поросѐнок», «Львѐнок», «Чайный сервиз»,
«Весѐлый снеговик, «Лодка под парусом», «Осенний ковѐр».
Коллективное панно «Подводный мир». Поэтапное выполнение работы.
Оформление рамочки.
Самостоятельная работа по замыслу.
4. Изделия из соломки. 14 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка соломки к работе. Замачивание,
разутюживание соломки. Наклеивание на бумагу. Порядок работы.
Поделки: «Лист клѐна», «Цветок». Изготовление и оформление панно
«Декоративная ветка», «Цветы в вазе».
Изготовление сувениров-миниатюр с использованием элементов росписи.
5. Поделки из шишек. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разновидности шишек.
7
Поделки «Ежики», «Филин», «Старичок-лесовичок». Работа с еловыми и сосновыми
шишками. Использование пластилина и подручных средств.
Аппликации из чешуи шишек на картоне: «Волшебный цветок», «Медвежонок»».
Особенности работы, оформление изделия.
6. Поделки из скорлупы орехов. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала. Поделки «Черепаха», «Божья коровка»,
«Птенцы». Использование гуаши для окраски скорлупы.
Композиции: «Лебедь на озере», «Веселая гусеница». Использование пластилина,
красок, цветной бумаги, цветного картона.
7. Поделки из перьев. 8 ч.
Знакомство с особенностями материала. Строение пуха, перьев.
Игрушка «Снежинка».
Цветы из перьев. Изготовление и оформление букета.
Поделка «Райские птицы» (с использованием пластилина).
Аппликации из перьев «Бабочка» (на картоне).
8. Поделки из ракушек (дары моря). 8 ч.
Знакомство с особенностями материала. Разнообразие формы, цвета, размера.
Особенности работы с данным природным материалом.
Поделки «Бабочка», «Сказочные птицы».
Изготовление панно «Морское дно». Коллективная работа.
9. Аппликации из яичной скорлупы. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала. Понятие «мозаика».
Особенности размещения, прикрепления, окраски. Изготовление простейших
аппликаций на бумаге, картоне
Изготовление аппликаций: «Декоративная тарелочка», «Мой веселый, звонкий мяч»,
«Яблоко», «Тюльпан», «Кораблик».
Изготовление панно «Грибная поляна». Оформление работы.
Украшение вазочек, покрытых пластилином, мозаикой из яичной скорлупы.
Самостоятельная работа по замыслу.
10. Итоговое занятие. 2 ч.
Подведение итогов работы за год, выставка изделий, анализ работ.
Таблица 2
Учебный план (2-ой год)
8
Природа и творчество
Учебный план (2-ой год) программы Природа и творчество представлен в
Приложении 2
Содержание учебного плана (2-ой год)
Природа и творчество
1. Вводное занятие. 2 ч.
Знакомство с планом работы на год. Демонстрация образцов, иллюстраций.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала. Правила поведения в природе.
2. Поделки из плодов и семян растений. 20 ч.
Экскурсии в природу. Сбор необходимых природных материалов. Охрана природы.
Правила поведения в природе.
Аппликации: «Цветы», «Стрекоза», «Узор в квадрате», «Цыплята», «Ёжики».
Изготовление подвесной композиции «Воробышки». Изготовление отдельной
аппликации птички. Сборка и оформление подвесной композиции.
Изготовление панно «Жар- птица». Использование для работы семян ясеня, айланта,
вяза.
3. Флористика. 16 ч.
Экскурсии в природу. Сбор материалов. Составление гербария, правила
засушивания растений. Оформление и декорирование композиций.
Аппликации «Узор в круге», «Цветы в корзине», «Чайный сервиз», «Космос»,
«Декоративная тарелочка».
Декоративные аппликации из засушенных растений на тему русских народных
сказок: «Василиса Прекрасная», «Царевнв-лягушка».
4. Мозаика из яичной скорлупы. 20 ч.
Аппликация как вид изобразительной техники. Мозаичная работа.
Последовательность выполнения аппликации. Выбор сюжета, узора. Составление
эскиза к аппликации.
Аппликация «Колобок», «Цветущая ветка», «Зайка», «Веселый снеговик».
Изготовление панно «Цветы в вазе», «Новогодние игрушки». Оформление
изделий.
5. Тестопластика. 30 ч.
9
Знакомство с разнообразием поделок из солѐного теста и технологией его
приготовления. Особенности работы, последовательность изготовления поделок.
Технология изготовления отдельных элементов. Поэтапное выполнение работы.
Сушка, обжиг, декорирование, лакировка.
Изготовление цветков роз из несоленого теста. Особенности работы, закрепления
деталей. Окраска стеблей. Оформление букета.
Поделки «Буквы». Изготовление из соленого теста забавных фигурок в виде букв
«А», «Г», «Д», «Ф», «Т», «Х». Сушка, окраска, лакировка изделий.
Изготовление плоских поделок «Дед Мороз», «Снегурочка», «Зимняя картина».
Сушка изделий. Окраска изделий. Декорирование и оформление поделок.
Поделки «Мышка», «Ёжик», «Котенок», «Подсолнух». Окраска и декорирование
изделий. Оформление панно.
Изготовление панно «Цветы». Поэтапное выполнение работы. Окраска деталей.
Сборка элементов панно. Подготовка фона. Оформление рамочки панно.
Декорирование и оформление панно.
6. Обереги 16 ч.
Знакомство с народной культурой и традициями русского народа, поверьями,
приметами. Символика оберегов.
Поделки: «Оберег-веничек», «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня.
Изготовление декоративных деталей для веничка-оберега из соленого теста.
Оформление и декорирование деталей. Сборка изделия.
Поделка «Домовенок». Техника аппликации из семян ясеня. Изготовление
декоративных деталей из соленого теста. Оформление и декорирование деталей.
Сборка изделия.
Изготовление оберега-подковы из соленого теста. Поэтапное выполнение работы.
Оформление изделия
7. Папье-маше 22 ч.
Знакомство с технологией папье-маше. Подготовка бумаги к работе. Бумажная
масса. Рецепты изготовления Приемы лепки из массы.
Изготовление декоративной тарелочки-панно «Орнамент», «Подсолнух».
Сушка, грунтовка и окраска изделий.
Изготовление способом маширования чайной пары: чайной чашки и чайного
блюдца. Поэтапное выполнение работы. Сушка, грунтовка и окраска изделия.
Лакировка. Оформление изделия.
8. Аппликации из песка. 16 ч.
Знакомство с особенностями материала. Подготовка к работе. Технология окраски
песка красителями.
Изготовление серии аппликаций «Мой весѐлый зоопарк»: «Слонѐнок», «Львенок»,
«Зебра», «Бегемот», «Дельфин». Поэтапное выполнение работы. Оформление
10
изделий.
Изготовление композиции: «Море». Поэтапное выполнение работы. Изготовление
рамочки. Декорирование работы ракушками. Оформление изделия.
9. Итоговое занятие.
Выставка, подведение итогов работы за год. Анализ работы.
1.4.
–
–
–
–
–
–
–
Планируемые результаты
Личностные
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию;
формирование способности к эмоциональному восприятию физических
объектов, задач, решений, рассуждений;
адекватное реагирование на трудности.
формирование экологической культуры: ценностное отношение к природному
миру,
готовность
следовать
нормам
природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со
сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и
других видах деятельности;
креативность мышления.
Метапредметные
регулятивные
учащиеся научатся:
– формулировать учебную цель;
– планировать свою деятельность, соблюдая последовательность операций;
– самостоятельно работать по замыслу;
– проявлять фантазию и самостоятельность при выполнении работы;
– составлять план и последовательность действий;
– организовывать рабочее места;
– адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, еѐ объективную трудность и собственные возможности еѐ решения;
– концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и
физических препятствий.
коммуникативные
учащиеся научатся:
– организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли
участников;
– взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования
11
позиций и учѐта интересов; слушать партнѐра; формулировать,
аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
– учащиеся получат возможность научиться:
– разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников;
– проявлять терпение, трудолюбие, доброжелательность и аккуратность;
– проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении
коллективных работ
познавательные
учащиеся научатся:
– выделять и формулировать познавательную цель;
– применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными
закономерностями;
– понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
– формулировать проблемы: самостоятельное создание способов решения
проблем творческого и поискового характера.
Предметные
учащиеся научатся
определять особенности используемых природных материалов;
правильно обращаться с изученными видами природного материала;
пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и
т.д.), соблюдая технику безопасности;
изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя;
технологии подготовки материалов для работы;
качественно изготавливать и оформлять поделки из природного материала;
пользоваться дополнительными инструментами, соблюдая
технику
безопасности;
правильно обращаться с используемым природным материалом.
12
II.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1.
Календарный учебный график
Таблица 3
Календарный учебный график программы Природа и творчество (1-ый год
обучения) представлен в Приложении 3
Календарный учебный график
Таблица 4
Календарный учебный график программы Природа и творчество (2-ой год
обучения) представлен в Приложении 4
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение: столы, стулья, настенная доска,
шкафы, стеллажи, природный материал.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или среднее специальное педагогическое образование.
2.3.
Методическое обеспечение
Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная форма организации работы обучающихся предусматривает
самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы задач без контакта с
другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех темпе.
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов
периодической печати, отчѐты об итогах работы.
– картографический – анализ карт, различных по содержанию.
– статистический – использование цифрового материала, графиков, диаграмм,
обработка собранных данных.
– визуальное наблюдение – сбор информации путѐм наблюдений за объектами.
13
– исследовательский – проведение научных исследований, опытов.
– практический – при выполнении практических заданий.
лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным
исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
2.4.
–
–
–
–
–
Формы аттестации
Формы подведения итогов реализации программы:
устный опрос;
тестовые задания;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.
Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается за
счѐт творческих проектов, индивидуальных и фронтальных опросов.
Так же предусматривается ведение учащимися портфеля достижений. В
портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих наблюдений,
фото, выполненные во время экспериментов и практических работ с их участием,
свою индивидуальную программу защиты окружающей среды, проект
исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
2.5.
Диагностический инструментарий (оценочные материалы)
– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь, конечныймай.
В целях повышения качества и эффективности образовательного процесса,
необходимо регулярно отслеживать и фиксировать усвоение знаний, умений и
навыков, полученных учащимися во время учебных занятий, развитие личностных
качеств, уровня воспитанности с последующей коррекцией образовательного
процесса.
2.6.
Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей
14
Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества учебных
недель и приоритетных направлений образовательной деятельности
учреждения, уровнем реализации программы. Цели и задачи деятельности
определяются для каждого объединения на год. Условия реализации
определяется педагогом. Предметные, личностные, метапредметные в рабочей
программе определяются в соответствии с целеполаганием и уровне
программы для каждого объединения. Составной частью программы является
календарный учебный график, который составляется в зависимости от
расписания занятий для каждого объединения.
2.7.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы
Цель воспитательного процесса – создание условий для актуализации
инициативы, успешного саморазвития, самореализации личности.
Задачи воспитательного процесса
формирование патриотизма, гражданственности, национального самосознания
на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической, экологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
формирование семейных отношений.
Планируемые результаты
В результате у учащихся будут сформированы:
– ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Малую Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и
др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной
деятельности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
– выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает правила
здорового образа жизни.
15
Учащиеся научатся:
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Приоритетные направления воспитания
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников
(внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020 г.)
привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания в
дополнительном образовании и способах внесения воспитательного контента в
текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству,
стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия: рассказ,
беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 5
Таблица 5
16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога:
1. М.А.Гусакова «Аппликация», Москва, «Просвещение», 1987 г.
2. Э.К.Гульянц, И.Я.Базик «Что можно сделать из природного материала», Москва
«Просвещение», 1991 г.
3. Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», Издательский Дом «Федоров», 2001 г.
4. А.Н.Малышева, Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду», Ярославль,
Академия развития, 2002 г.
5. И.В.Новикова «Аппликация из природных материалов в детском саду»
Ярославль Академия развития 2006 г.
6. В.Н.Полунина, А.А.Капитунова «Гербарий. Составление композиций и
орнамента», АСТ «Астрель», Москва, 2001 г.
7. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ Харвест,
2006 г.
8. М.И.Нагибина «Природные дары для поделок и игры» (популчрное пособие для
родителей и педагогов), Ярославль, Академия развития, 1997 г.
9. Сборник «Чтобы ожили стены», Москва, «Молодая гвардия», 1987 г.
10. Г.И.Перевертень
«Самоделки
из
природных
материалов»,Москва,
«Просвещение», 1986 г.
11. Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
12. Рэй Гибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
13. Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва
АСТ «Астрель», 2006 г.
14. Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок, Москва
АСТ «Астрель», 2008 г.
15. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ «Астрель»,
«Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.
16. Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для
дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.
17. А.Э.Шептуля «Домашние обереги своими руками», Москва, «ЭКСМО»,2006 г.
18. М.А.Антипова «Соленое тесто», ИД «Владис» Ростов-на-Дону, РИПОЛ
Классик, 2009 г.
19. Н.В.Зимина «Шедевры из соленого теста», «Абсолют-Юни», Саратов, 2009 г.
20. А.В.Фирсова «Чудеса из соленого теста», Москва, «Айрис-Пресс», 2008 г.
21. Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Соленое тесто», «Феникс», Ростов-на-Дону,
2007 г.
22. А.И.Быстрицкая «Бумажная филигрань», Москва, «Айрис-Пресс», 2008 г.
23. А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО «Красный Крест», Ставрополь, 1993 г.
24. В.С.Цуканова «Развивающие занятия по моделированию в начальной школе»,
«Феникс», Ростов-на-Дону, 2003 г.
25. Н.Ф.Тарловская, Л.А.Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста
конструированию и ручному труду», Москва, «Просвещение», «Владос», 1994 г.
17
26. Сборник «В союзе с природой» (Эколого-природоведческие игры-занятия и
развлечения с детьми), «Илекса» «Сервисшкола», Москва-Ставрополь, 1999 г.
27. О.П.Медведева, О.В.Горяинова «Школа юного дизайнера», «Феникс», Ростовна-Дону, 2005 г.
28. И.В.Чупаха, Е.З.Пужаева, И.Ю.Соколова «Здоровьесберегающие технологии в
образовательно-воспитательном
процессе»,
«Илекса»
«Сервисшкола»,
Ставрополь, 2001 г.
29. Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений», «Педагогика»,
Москва, 1992 г.
Список литературы для обучающихся и их родителей:
1. А.Л.Романовская, Е.М.Чезлов «Забавные поделки» Москва Минск, АСТ
Харвест, 2006 г.
2. Г.И.Перевертень «Сказка из листьев и лепестков»,АСТ Тверь, 2007 г.
3. Рэй Гибсон, «Поделки», Москва, «РОСМЭН»,1997 г.
4. Е.М.Ракитина, В.И.Михайленко «Цветущее чудо», Тула «Родничок, Москва
АСТ «Астрель», 2006 г.
5. Л.В.Бакланова «Поделки из природных материалов», Тула «Родничок,
Москва АСТ «Астрель», 2008 г.
6. Н.В.Дубровская «Поделки из природного материала», Москва АСТ
«Астрель», «Сова» Санкт-Петербург, 2010 г.
7. Е.В.Артамонова «Соломка, скорлупка, цветочек – подарки для мам и для
дочек», Москва, «ЭКСМО-Прессс», 2000 г.
8. А.Э.Шептуля «Домашние обереги своими руками», Москва, «ЭКСМО»,2006
г.
9. М.А.Антипова «Соленое тесто», ИД «Владис» Ростов-на-Дону, , РИПОЛ
Классик, 2009 г.
10. Н.В.Зимина «Шедевры из соленого теста», «Абсолют-Юни», Саратов, 2009 г.
11. А.В.Фирсова «Чудеса из соленого теста», Москва, «Айрис-Пресс», 2008 г.
12. Т.О.Скребцова, Л.А.Данильченко «Солѐное тесто», «Феникс», Ростов-наДону, 2007 г.
13. А.И.Быстрицкая «Бумажная филигрань», Москва, «Айрис-Пресс», 2008 г.
14. А.Е.Екимцев «500 загадок», РИО «Красный Крест», Ставрополь, 1993 г.
15. Т.Я.Кедрина, П.И.Гелазония «Большая книга игр и развлечений»,
«Педагогика», Москва, 1992 г.
Список интернет-ресурсов:
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/10/21/dinozavry
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/05/08/prezentatsiya-kakzhili-dinozavry-1-klass
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/04/16/udivitelnyerasteniya
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/04/18/issledovatelskayarabota-udivitelnye-rasteniya
18
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1
Учебный план (1-ый год)
Природа и творчество
№
п.п.
Название раздела, темы
1.
1.1
2.
2.1
Раздел 1
3.
3.1
4.
4.1
5.
5.1
6.
6.1
7.
7.1
8.
8.1
9.
9.1
10.
10.1
Раздел 3
Вводное занятие
Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
-
6
24
30
8
28
36
4
10
14
4
8
12
4
8
12
2
6
8
2
6
8
6
14
20
2
40
104
2
144
Форма
контроля,
аттестации
2
Раздел 2
Поделки из плодов и семян
растений
Флористика
Раздел 4
Аппликации из соломки
Раздел 5
Поделки из шишек
Раздел 6
Поделки из скорлупы орехов
Раздел 7
Поделки из перьев
Раздел 8
Поделки из ракушек
Раздел 9
Мозаика из яичной скорлупы
Раздел 10
Итоговое занятие
Итого:
19
Приложение 2
Таблица 2
Учебный план (2-ой год)
Природа и творчество
№
п.п.
Название раздела, темы
1.
1.1
2.
2.1
Раздел 1
3.
3.1
4.
4.1
5.
5.1
6.
6.1
7.
7.1
8.
8.1
9.
9.1
Раздел 3
Вводное занятие
Количество часов
Теория
Практика
Всего
2
-
2
5
15
20
4
12
16
5
15
20
8
22
30
4
12
16
6
16
22
4
12
16
2
40
104
2
144
Форма
контроля,
аттестации
Раздел 2
Поделки из плодов и семян
растений
Флористика
Раздел 4
Мозаика из яичной скорлупы
Раздел 5
Тестопластика
Раздел 6
Обереги
Раздел 7
Папье-маше
Раздел 8
Аппликации из песка
Раздел 9
Итоговое занятие
Итого:
20
21
Приложение 3
Таблица 3
Календарный учебный график
Природа и творчество
1-й год обучения
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия
Согласно
расписанию
Форма занятия
Место проведения
МАОУ СОШ № 28
1
Вводное занятие. 2 ч
Знакомство с планом работы объединения.
Знакомство с природным и дополнительным
материалом для работы, инструментами.
Демонстрация образцов, иллюстраций.
Экскурсия в природу.
2
2
Поделки из плодов семян и растений.
Сбор необходимых природных материалов.
2
Согласно
расписанию
Лекция
3
Экскурсия в природу.
2
Согласно
расписанию
Лекция
4
Охрана природы. Правила поведения в
природе.
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Поделка из семян ясеня «Ромашка».
5
6
Работа с использованием пластилина.
Изготовление и оформление букета.
Поделка: «Ваза с цветами».
Форма
контроля
Лекция
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
22
7
Поделка: «Стрекоза». Работа с пластилином
и семенами.
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Поделка «Лес».
8
Поделка: «Колобок».
9
10
Изготовление аппликации: «Щенок». Работа
с семенами ясеня.
12
Изготовление панно: «Чудо-дерево» (из
семян айланта, арбуза, калины). Поэтапное
выполнение работы. Оформление рамочки.
Аппликация: «Орнамент» (из семян арбуза и
дыни).
Аппликация: «Матрѐшка» из семян
растений (на картоне).
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
13
Аппликация: «Декоративная ваза» из семян
растений (на картоне).
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
14
Аппликация: «Бабочка». Использование
семян арбуза, дыни, ясеня.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
15
Аппликация: «Домик». Использование
семян арбуза, дыни, ясеня.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
16
МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
11
17
Флористика. 36 ч.
Гербарий. Правила сбора и оформления.
Экскурсия в природу.
Лекция
23
18
Подготовка листьев и растений к работе
(правила сушки, проглаживания).
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Аппликация: «Бабочка.
19
Аппликация: «Цветок».
20
Аппликация: «Овощи и фрукты».
21
Аппликация: «Грибы на полянке».
22
Аппликация: «Вишенки».
23
Аппликация: «Петушок».
24
Аппликация: «Птенец».
25
Аппликация: «Поросѐнок».
26
Аппликация: «Львѐнок».
27
Аппликация: «Чайный сервиз».
28
Лекция
МАОУ СОШ № 28
24
Аппликация: «Весѐлый снеговик.
29
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Аппликация: «Осенний ковѐр».
30
Аппликация: «Лодка под парусом».
31
32
Коллективное панно: «Подводный мир».
Поэтапное выполнение работы.
2
Согласно
расписанию
Лекция
33
Оформление рамочки.
2
Согласно
расписанию
Лекция
34
Самостоятельная работа по замыслу.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие
35
Изделия из соломки. 14 ч.
Знакомство с особенностями материала.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
36
Подготовка соломки к работе. Замачивание,
разутюживание соломки. Наклеивание
соломки на бумагу. Порядок работы.
Поделка: «Лист клѐна».
37
Поделка: «Цветок».
38
Поделка: «Цветы в вазе».
39
Лекция
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
25
Изготовление и оформление панно:
«Декоративная ветка».
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
40
Изготовление сувениров-миниатюр с
использованием элементов росписи.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
41
42
Поделки из шишек. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала.
Разновидности шишек.
2
Согласно
расписанию
Лекция
43
Знакомство с особенностями материала.
Разновидности шишек. (продолжение)
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Поделка: «Ёжики».
44
45
46
47
48
Поделка: «Филин». Работа с еловыми и
сосновыми шишками.
Поделка: «Волшебный цветок»,
использование пластилина и подручных
средств.
Аппликации из чешуи шишек на картоне:
«Медвежонок». Особенности работы,
оформление изделия.
Поделки из скорлупы орехов. 12 ч.
Знакомство с особенностями материала.
Поделка: «Черепаха».
49
Поделка: «Божья коровка».
50
МАОУ СОШ № 28
Лекция
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
26
51
Поделка: «Птенцы». Использование гуаши
для окраски скорлупы.
55
Композиция: «Лебедь на озере».
Использование пластилина, красок, цветной
бумаги, цветного картона. (теория)
Композиция: «Лебедь на озере».
Использование пластилина, красок, цветной
бумаги, цветного картона. (практика)
Поделки из перьев. 8 ч.
Знакомство с особенностями материала.
Строение пуха, перьев. Игрушка:
«Снежинка».
Цветы из перьев. Изготовление и
оформление букета.
56
57
52
53
54
58
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
2
МАОУ СОШ № 28
Лекция
МАОУ СОШ № 28
Практическое занятие
МАОУ СОШ № 28
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Поделка: «Райские птицы» (с
использованием пластилина).
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Аппликации из перьев «Бабочка» (на
картоне).
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
Поделки из ракушек (дары моря). 8 ч.
Знакомство с особенностями материала.
Разнообразие формы, цвета, размера.
Особенности работы с данным природным
материалом.
Поделка: «Бабочка».
59
Лекция
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Поделка: «Сказочные птицы».
60
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
27
61
62
63
Изготовление панно «Морское дно».
Коллективная работа.
Аппликации из яичной скорлупы. 20 ч.
Знакомство с особенностями материала.
Понятие «мозаика».
Особенности размещения, прикрепления,
окраски. Изготовление простейших
аппликаций на бумаге, картоне.
Аппликация: «Декоративная тарелочка».
64
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
Аппликация: «Мой весѐлый, звонкий мяч».
65
Аппликация: «Яблоко».
66
Аппликация: «Тюльпан».
67
Аппликация: «Кораблик».
68
69
70
71
Изготовление панно: «Грибная поляна».
Оформление работы.
Изготовление и украшение вазочек,
пластилином, мозаикой из яичной
скорлупы. (теория)
Изготовление и украшение вазочек,
пластилином, мозаикой из яичной
скорлупы. (практика)
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
Лекция
МАОУ СОШ № 28
Лекция
МАОУ СОШ № 28
Практическое занятие
28
72
Итоговое занятие. 2
Выставка, подведение итогов работы за год.
Анализ работы.
2
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
Лекция
Приложение 4
Таблица 4
Календарный учебный график
29
Природа и творчество
1-й год обучения
№
п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во
часов
Время
проведения
занятия
Согласно
расписанию
Форма занятия
Место проведения
МАОУ СОШ № 28
1
Вводное занятие. 2ч.
Знакомство с планом работы на год.
Демонстрация образцов, иллюстраций.
Экскурсия в природу. Сбор природного
материала. Правила поведения в природе.
2
2
Поделки из плодов семян и растений. 20 ч.
Экскурсии в природу.
2
Согласно
расписанию
Лекция
3
Сбор необходимых природных материалов.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие
4
Охрана природы. Правила поведения в
природе.
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Аппликация: «Цветы».
5
Аппликация: «Стрекоза».
6
Аппликация: «Узор в квадрате».
7
Форма
контроля
Лекция
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
30
Аппликация: «Цыплята».
8
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
2
Согласно
расписанию
Лекция
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Аппликация: «Ёжики».
9
10
11
12
13
14
Изготовление подвесной композиции
«Воробышки».
Изготовление отдельной аппликации птички.
Сборка и оформление подвесной
композиции.
Изготовление панно «Жар- птица».
Использование для работы семян ясеня,
айланта, вяза.
Флористика. 16 ч.
Экскурсии в природу. Сбор материалов.
Составление гербария, правила засушивания
растений. Оформление и декорирование
композиций.
Аппликация: «Узор в круге».
15
Аппликация: «Цветы в корзине».
16
Аппликация: «Чайный сервиз».
17
Аппликация: «Космос».
18
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
31
Аппликация: «Декоративная тарелочка».
19
20
21
22
Декоративные аппликации из засушенных
растений на тему русских народных сказок:
«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка».
Мозаика из яичной скорлупы. 20 ч.
Аппликация как вид изобразительной
техники. Мозаичная работа.
Последовательность выполнения
аппликации. Выбор сюжета, узора.
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Лекция
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Составление эскиза к аппликации.
23
Аппликация: «Колобок».
24
Аппликация: «Цветущая ветка».
25
Аппликация: «Зайка».
26
Аппликация: «Весѐлый снеговик».
27
Изготовление панно «Цветы в вазе».
28
Оформление изделий.
29
МАОУ СОШ № 28
32
30
Изготовление панно «Новогодние
игрушки».
32
Тестопластика. 30 ч.
Знакомство с разнообразием поделок из
солѐного теста и технологией его
приготовления.
Особенности работы, последовательность
изготовления поделок.
33
Технология изготовления отдельных
элементов. Поэтапное выполнение работы.
31
2
2
35
36
Изготовление цветков роз из несолѐного теста.
Особенности работы, закрепления деталей.
Окраска стеблей. Оформление букета
Поделки «Буквы». Изготовление из солѐного
теста забавных фигурок в виде букв «А»,
«Г», «Д», «Ф», «Т», «Х».
Сушка, окраска, лакировка изделий.
37
39
Изготовление плоских поделок
«Снегурочка».
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
Лекция
Согласно
расписанию
Лекция
2
Согласно
расписанию
Лекция
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Изготовление плоских поделок «Дед Мороз».
38
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Сушка, обжиг, декорирование, лакировка.
34
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
МАОУ СОШ № 28
33
40
41
Изготовление плоских поделок «Зимняя
картина».
Сушка изделий. Окраска изделий.
Декорирование и оформление поделок.
Изготовление поделки: «Мышка».
Изготовление поделки: «Ёжик».
42
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
Изготовление поделки: «Котѐнок».
43
44
45
46
Поделки «Подсолнух». Окраска и
декорирование изделий. Оформление панно.
Изготовление панно «Цветы». Поэтапное
выполнение работы. Окраска деталей. Сборка
элементов панно. Подготовка фона.
Оформление рамочки панно.
Декорирование и оформление панно.
Обереги. 16 ч.
Знакомство с народной культурой и
традициями русского народа, поверьями,
приметами. Символика оберегов.
Изготовление поделки: «Оберег-веничек»,
47
2
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Согласно
расписанию
Изготовление поделки: «Домовѐнок».
48
49
Техника аппликации из семян ясеня.
Изготовление декоративных деталей для
веничка-оберега из солѐного теста.
Лекция
МАОУ СОШ № 28
Лекция
34
Оформление и декорирование деталей.
Сборка изделия.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
50
Изготовление оберега-подковы из солѐного
теста.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
51
Поэтапное выполнение работы. Оформление
изделия
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
52
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Согласно
расписанию
Лекция
2
Согласно
расписанию
Лекция
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Изготовление поделки: «Кукла-травница».
53
54
Папье-маше. 22 ч.
Знакомство с технологией папье-маше.
МАОУ СОШ № 28
56
Подготовка бумаги к работе. Бумажная
масса. Рецепты изготовления Приѐмы лепки
из массы.
Изготовление декоративной тарелочкипанно «Орнамент».
Изготовление декоративной тарелочкипанно «Подсолнух». (теория)
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
57
Изготовление декоративной тарелочкипанно «Подсолнух». (практика)
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
58
Сушка, грунтовка и окраска изделий.
(теория)
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
59
Сушка, грунтовка и окраска изделий.
(практика)
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
60
55
МАОУ СОШ № 28
35
61
Изготовление способом маширования чайной
пары: чайной чашки и чайного блюдца.
2
Согласно
расписанию
Поэтапное выполнение работы. Сушка,
грунтовка и окраска изделия. Лакировка.
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
62
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Оформление изделия
63
Лекция
64
Аппликации из песка. 16 ч.
Знакомство с особенностями материала.
2
Согласно
расписанию
Лекция
65
Подготовка к работе. Технология окраски
песка красителями.
2
Согласно
расписанию
Лекция
66
Изготовление серии аппликаций: «Мой
весѐлый зоопарк» Поэтапное выполнение
работы. Оформление изделий.
Изготовление аппликации:
Изготовление аппликации: «Слонѐнок».
67
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Согласно
расписанию
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
2
2
Изготовление аппликации: «Бегемот».
70
МАОУ СОШ № 28
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
Изготовление аппликации: «Зебра».
69
МАОУ СОШ № 28
Согласно
расписанию
Изготовление аппликации: «Львѐнок».
68
МАОУ СОШ № 28
Практическое занятие
МАОУ СОШ № 28
36
71
72
Изготовление композиции: «Море».
Поэтапное выполнение работы. Изготовление
рамочки. Декорирование работы ракушками.
Оформление изделия.
Итоговое занятие. 2 ч.
Выставка, подведение итогов работы за год.
Анализ работы.
2
2
Согласно
расписанию
Практическое занятие МАОУ СОШ № 28
Согласно
расписанию
МАОУ СОШ № 28
Лекция
37
Приложение 5
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
№ п/п Название мероприятия,
Цель
события
Воспитание у учащихся
1.
Выставка «Осеннее
интереса к изменениям в
настроение»
Краткое
содержание
Форма
проведения
Выставка
Сроки проведения
Ответственные
27.09.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Беседа
05.10.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Дискуссия
16.10.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Конкурс
03.11.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Рассказ
24.11.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
природе осенью, через
подбор и смешивание
красок
2.
День учителя
3.
День Отца
4.
5.
Формирование у
учащихся представления
о значении знаний в
жизни человека
Повысить роль и статус
отца, способствовать
улучшению гармонии в
отношениях родителей и
детей
День народного единства Единение людей разного
происхождения, статуса и
религий для достижения
общей цели – стабильного
гражданского мира, а также
уважения к патриотизму и
мужеству
Воспитание
уважительного
День Матери
отношения к матери,
признание еѐ заслуг в
воспитании детей, развитие
нравственных качеств
38
6.
дошкольников, создание
положительной
эмоциональной атмосферы в
объединении
Привлечение учащихся к
Конкурс поделок
творчеству
«Новогодний серпантин»
7.
23 февраля –День
защитника Отечества
8.
Масленица
9.
Международный
женский день
10.
День здоровья
11.
Акция «Окна Победы»
12.
День Победы
Воспитание у учащихся
чувства гордости, уважения
к Вооружѐнным силам
России, защитникам
Отечества и историческому
прошлому своей страны
Познакомить детей с
историей и традициями
праздника Масленицы
Воспитание чувства
благодарности и
уважительного отношения к
мамам, бабушкам и ко всем
женщинам
Формировать у детей
установку на здоровый
образ жизни
Создание условий для
увлечѐнности и
заинтересованности
учащихся, становления
основ нравственнопатриотического сознания
Формирование патриотизма,
чувства ответственности и
долга перед Родиной,
готовности к защите
Отечества
Выставка
25.12.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Конкурс
22.02.2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Конкурс
24.02 -02.03.
2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Выставка
07.03.2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Игра
07.04.2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Выставка
05.05-09.05.
2025г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
Конкурс
08.05.2024г.
ПДО СЮН
Шпилева З.М.
39
40