ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ 24-25

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов

СОГЛАСОВАНО
На
заседании
методического
совета
Протокол от 02.09.2024 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
Директором СЮН
Н.А. Булгакова
Приказ от 02.09.2024 г. № 93

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
естественнонаучная

Юные исследователи
Подвид
программы:

разноуровневая

(разноуровневая, модульная, сетевая, дистанционная, с применением
дистанционных технологий, адаптированная (для особых категорий
обучающихся) и т.д.)

Уровень
программы:

базовый

(стартовый, базовый, продвинутый)

Целевая группа
(возраст):
Срок
реализации:

12 – 17 лет

144 часа (1 год)

(общее количество лет и часов по программе, количество часов по
каждому году обучения)

Форма обучения:

очная

(очная, очно-заочная, заочная, с применением дистанционных
технологий и/или электронного обучения)

Разработчик:

ПДО Степанова Лидия
Вячеславовна

(должность разработчика, ФИО)

г. Таганрог
2024

Содержание
I
II
III
IV
V
VI
VII

Пояснительная записка
Учебный план. Календарный учебный график
Содержание программы
Методическое обеспечение программы
Диагностический инструментарий
Список литературы
Приложения
Приложение 1

3
5
6
9
11
12
14

I.

КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1.


















Пояснительная записка (основные характеристики программы)

Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. От 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ. В силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273).
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция).
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 07
декабря 2018 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
(далее – Приказ №629).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года №
816
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ» (далее –Приказ № 816).
Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей» (в редакции от 02.02.2021г.).
Письмо Министерства просвещения РФ от 30.12.2022 № АБ-3924/06
«Создание современного инклюзивного образовательного пространства
для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов
на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные
общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
– СанПиН).
Устав и локальные акты МБУ ДО СЮН.
Направленность программы – естественнонаучная.

Актуальность программы в том, что учащиеся изготавливают изделия,
используя не только природный, но и бросовый материал, тем самым в какойто степени решают проблему утилизации отходов, кроме того, умение работать
с различными материалами позволяет переносить технологические приѐмы с
одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия.

Отличительные особенности программы
В современном мире проблемы сохранения окружающей среды
приобретают поистине глобальный характер. Актуальность использования
природы как ведущего педагогического средства объясняется экологическими
проблемами. В экологическом воспитании детей предпочтительно применять
методы отражения своих впечатлений в разных видах деятельности. Одним из
условий полноценного эстетического воспитания и развития ребѐнка является
развитие художественно-творческих способностей, понимания прекрасного в
природе, усвоение эталонов еѐ красоты и эмоциональных переживаний. Всѐ это
способствует формированию у детей ответственности за жизнь растений,
животных и всего живого на планете. Отличие данной программы от
аналогичных заключается в том, что в ней предусмотрено обучение ребят
основам декоративно-прикладного, которое представлено в контексте их
конкретных связей с природой.
Педагогическая целесообразность программы
Занятия в кружке являются продолжением уроков рисования, труда и
естествознания общеобразовательных учреждений. Но они шире решают
задачи художественного образования и эстетического воспитания школьников.
Основная идея программы – развитие у детей младшего школьного
возраста мотивации к творчеству. В процессе творческой деятельности,
изменяется сам человек, т.е. форма и способы его мышления, личностные
качества. Поэтому важно научить ребѐнка ориентироваться в окружающем
мире, найти себя и реализоваться в деятельности, способствующей его
творческому развитию, формированию гармонически развитой личности. А
формирование полноценной личности было и остаѐтся важной задачей
дополнительного образования и предполагает гармоничное сочетание
умственного, физического и духовного развития.
В процессе работы, обучающиеся знакомятся с правилами подбора
цветовых сочетаний, фактурой и особенностями разнообразных природных
материалов, учатся выполнять коллективные работы, поделки - сувениры.
В план работы включены темы «Папье-маше», «Изделия из теста» и
«Бумажная пластика». Материал для этих поделок не является непосредственно
взятым из природы, но детям объясняется, что мука для теста изготавливается
из семян пшеницы, а цветная и газетная бумага, используемые при
изготовлении аппликаций и папье-маше получается из отходов древесной
промышленности.
Большое внимание в процессе обучения уделяется экологическому
воспитанию. Природные дары собираются вместе с детьми во время экскурсий
и затем используются на занятиях. Обращается внимание на группы редких и
охраняемых растений, ядовитых растений, изучаются правила сбора гербария
для флористики. На экскурсиях большое внимание уделяется правилам
поведения в природе. Акцент делается на то, что в природе на все красивое

лучше любоваться, не уничтожая ничего, а затем своими руками постараться
воссоздать то, что так поразило.
Адресат программы
Данная программа составлена в соответствии с возрастными
особенностями учащихся и рассчитана на детей от 12-17 лет.
Для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и одарѐнных детей возможно ведение
работы по индивидуальному маршруту в рамках данной программы.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Объем, срок освоения программы и уровень реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Режим занятий:
1 год обучения – 144 часа;
Форма обучения – очная.
Режим занятий: по 2 часа 2 раза в неделю.
Особенности организации образовательного процесса
Процесс обучения построен по принципу постепенного усложнения
материала, что позволяет учащимся последовательно осваивать более сложные
приѐмы обработки и сборки изделий, не испытывая особых трудностей. Такой
метод обучения вселяет в обучающихся уверенность в своих силах, пробуждает
интерес к занятиям.
Формы организации образовательного процесса: вводное занятие,
практические занятия, экскурсии в природу, выставки, итоговое занятие.
Виды (формы) занятий: вводное занятие, практические занятия,
экскурсии в природу, выставки, итоговое занятие.
Перечень форм подведения итогов
Неотъемлемой частью программы являются выставки детских работ,
которые проходят 1 раз в полугодие и позволяют проследить творческий рост
каждого ребѐнка по следующим критериям:
 качество исполнения;
 соответствие работы возрасту ребѐнка;
 оригинальность идеи.
1.2.

Цель и задачи программы

Цель – раскрытие и развитие творческого потенциала личности через
воспитание интереса к живой природе.

Задачи:
развивающие (личностные)
 развивать любознательность, наблюдательность и познавательный
интерес к миру растений;
 развивать творческое мышление, пространственное воображение,
фантазию;
 развивать и формировать трудовые навыки.









воспитательные (метапредметные)
формировать и воспитывать личностные качества: аккуратность,
терпение,
усидчивость,
доброжелательность,
взаимопомощь
и
взаимовыручку;
воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, к
русской культуре и традициям;
воспитывать художественный вкус, эстетическое восприятие мира;
прививать навыки культуры здорового образа жизни.
образовательные (предметные)
познакомить с особенностями разных видов природного материала;
научить
технологии изготовления
поделок
с
использованием
природных материалов;
расширять представления детей об окружающем мире;
пробудить интерес к декоративно-прикладному творчеству.

1.3.

Содержание программы
Учебный план
Таблица 1

Учебный план программы Юные исследователи представлен в Приложении 1
Содержание учебного плана
Юные исследователи
Введение (2 часа)
Цели и задачи объединения. Инструктаж по ТБ.
Природа- наш общий дом (теория)
I. Глобальная экология (14часов)
Основные составляющие природы. Пищевые связи. Конкуренция и
соперничество. Дружба в природе. (практика)
Тайны живой природы. Как построить экосистему. (теория)

Воздух, значение чистоты для живых организмов. Царство почвыуникальный мир природы. Вода – чудо природы. Пресные воды- наше
богатство. (практика)
Вода и живые организмы. Основные источники загрязнения водоемов. Жизнь
водных пространств и экология. Уязвимое море Экологический рассказ.
Диспут. (теория)
Агитзанятие. «Не засоряйте берега водоемов» (теория)
II. Экология биологических систем ( 18часа)
Экология в нашем доме. Экомир моей семьи. Экология человека. Экология и
генетика. (теория)
Экология насекомых.. Бионика- наука о подражании живым существам.
(практика)
Агитзанятие. «Секреты леса». А мы тоже пахнем. Природа моей страны.
(теория)
Растения лечат людей. Красная Книга. (практика)
Экологический марафон. Экология и экономия в собственном кошельке.
Работа с определителем зверей. птиц, рыб. (теория)
Охрана природы в России. (теория)
Викторина. (практика).
Понятие о гербарии. Изготовление гербария.(практика)
Экскурсия в парк. Жизненные формы растений городского парка(практика)
Редкие и исчезающие виды виды флоры и фауны РО (теория)
Растения- индикаторы (теория)
III. Экология социальная (8 часов)
Экологическая экспертиза продуктов питания по этикетке(практика)
Экологический след. Работа со справочной литературой. Создание проекта.
(теория).
Дадим вторую жизнь вещам.(практика)
Законы человеческого общества. Сопоставление законов местного сообщества
и законов природы Социологический опрос «Правила поведения человека в
природе». (теория)
Викторина(теория)
IV. Среда обитания и здоровье человека (13 часов)
Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха Ростовской
области. (теория)
Картирование источников загрязнения на территории Ростовской области
Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод
Ростовской области. (теория)
Экологический мониторинг воды (методика исследования питьевой воды).
(практика)
Использование и охрана недр Ростовской области. (теория)
Экологическое состояние и проблемы рационального использования
растительных ресурсов. (теория)

Изучение экологических групп растений (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты,
ксерофиты, психрофиты) и их приспособительных особенностей.
(теория)
Рациональное использование и охрана животного мира Ростовской
области. (теория)
Особо охраняемые природные территории. (теория)
Региональные экологические проблемы Ростовской области. (теория)
Викторина (практика)
Экологическая игра. (практика)
V. Экология человека (15 часов)
Влияние природных факторов на здоровье населения (теория)
Среда жизнедеятельности человека (теория)
Формирование потребностей здорового образа жизни (теория)
Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упаковке (теория)
Уход за растениями. Подкормка. Записи в дневнике наблюдений ( практика)
По страницам занимательной литературы(теория)
Дадим вторую жизнь вещам(практика)
Изготовление и развешивание скворечников (практика)
Здоровый образ жизни. Что? Где? Когда? (практика)
Конференция. Курение или здоровье- выбирайте сами (теория)
Пища в нашей жизни ( теория)
Вся правда о пищевых добавках (теория)
Влияние телефонов на здоровье человека (теория)
Экология нашего дома(теория)
Влияние шума на организм человека (теория)
Экологическая безопасность и здоровье человека (практика)
VI. Экологический мониторинг (6 часов)
Участие в городском конкурсе «День Птиц» ( практика)
Экологическая Акция. Посадка деревьев
Участие в городском конкурсе «Юный натуралист»
Мониторинг зеленых насаждений города
Участие в городском конкурсе «Экофитодизайн»
Участие в городском конкурсе «День Земли»
VII. Творческий проект (6 часов)
Обсуждение тем для проекта (теория)
Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной
уча (теория, практика)
Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач.
Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и
оформление проекта. Защита проекта (теория, практика)
Планируемые результаты :
По результатам освоения программы, предполагается, что к концу учебного
года дети будут:

В результате изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы
представления:
- о современном определении экологии, как комплексной науки;
- об основных экологических понятиях: вид, популяция, сообщество, экосистема;
- о современных принципах классификации экологических факторов;
- о современных представлениях о биосфере, связь космического и
Земного;
- о классификации и определении основных типов экологических
проблем;
- о понятии экологического мониторинга;
- о классификации экологических проблем России: радиоактивное
загрязнение окружающей среды, включая Чернобыль; загрязнение атмосферы;
загрязнение поверхностных вод; загрязнение подземных вод; загрязнение почв;
деградация природных экосистем; проблема урбаэкологии; проблема
утилизации промышленных и бытовых отходов; проблема сохранения
биоразнообразия; проблема заносных видов; проблема использования
природных ресурсов; изменение климата и парниковый эффект; разрушение
озонового слоя; кислотные дожди и перенос загрязняющих веществ через
границы государства; проблема генетически модифицированных продуктов.
- о методике проведения и интерпретации результатов социологического
опроса;
- о типах и предназначении ООПТ России;
- о Красной книге России, Международной Красной книге и Красной
книге Европы;
- об основных положениях, которые должна содержать научная работа;
- о правилах написания научной статьи;
- о правилах оформления и структурных частях научной работы
(Введение, Литературный обзор, Объект исследования, Методика, Результаты и
их обсуждение, Выводы, Список литературы, Приложение);
- о методике описания вида растения или животного в природе;
- о методике сбора и оформления гербария (коллекции);
- об основных центрах биоразнообразия и деградации в Беларуси;
- об основных методах первичной компьютерной обработки полученных
результатов с помощью Word и Excel;
- об основных принципах работы в редакторе Paint; Photoshop и
PowerPoint;
- об основных технических и компьютерных средствах представления и
визуализации научной информации.
Комплекс организационно- педагогических условий
1. Календарно- учебный график
2. Условия реализации программы

3. Формы аттестации
4. Диагностический инструментарий(оценочные материалы)
5. Рабочие материалы учебного курса

II. Учебный план. Календарный учебный график.
количество часов
теория

практика

Форма
контроля

Введение

2

-

-

I

Глобальная экология

5

9

выставка
работ

II

Экология биологических систем

11

7

викторина

III

Экология социальная

5

3

выставка
работ

IV

Среда обитания и здоровье
человека

8

5

викторина
круглый
стол

V

Экология человека

№

Тема занятия

10

5

викторина
круглый
стол

VI

Экологический мониторинг

1

5

выставка
работ

VII

Творческий проект

1

5

круглый
стол

Итого
Календарный учебный график представлен в

144 часа
Приложении 1.

IV. Методическое обеспечение общеобразовательной общеразвивающей
программы

При проведении занятий используются следующие методы обучения и
воспитания:
 Словесный;
 Наглядный;
 Практический;
 Объяснительно-иллюстративный;
 Игровой;
 Репродуктивный;
 Частично-поисковой;
 Мотивация;
 Стимуляция;
 Поощрение.
раздел

Введение
Глобальная
экология
Экология
биологических
систем
Экология
социальная

Среда
обитания и
здоровье
человека
Экология
человека
Экологический

форма
занятий

приѐмы и
методы
организации
учебновоспитательного
процесса
групповой

Дидактический
материал

форма
подведения
итогов

-

-

групповой

литература,
иллюстрации

выставка
работ

групповой

литература,
иллюстрации

викторина

лекция,
беседа,
презентация,
экскурсия,
тематическое
задание по
подгруппам
лекция,
беседа,
презентация,

групповой

литература,
иллюстрации

выставка
работ

групповой

литература,
иллюстрации

викторина

лекция,
беседа,
презентация
лекция,

групповой

литература,
иллюстрации

групповой

литература,

выставка
работ,
викторина
выставка

лекция,
беседа
лекция,
беседа,
презентация
лекция,
беседа,
презентация

мониторинг
Творческий
проект

беседа,
презентация,
круглый стол
беседа,
презентация

групповой

иллюстрации

работ

литература

защита
проекта

Принципы:
1. Принцип единства с природой. Все в природе устроено целесообразно и
образует одно живое целое. Все, что существует, не мешает остальным,
не уничтожает их, а дает возможность жить всем.
2. Принцип смирения.Мы представляем собой ценный вид, однако, не более
важный, чем другие.
3. Принцип уважения к природе. Уважение к природе – основа
экологического воспитания. Любая жизнь сцена сама по себе, каждое
живое существо имеет моральное значение безотносительно к интересам
человека, независимо от его «полезности» или «вреда» для человека.
4. Принцип уважения и любви к своим корням и Земле. Уважение
родителей соответствует уважению Земли. Уважать родителей — значит
принимать и любить их такими, какие они есть, а уважать Землю —
значит принимать и любить ее такой, какая она есть, вместе с жизнью и
смертью, здоровьем и болезнями, началом и концом. Принцип права
будущих поколений. После себя мы должны оставить Землю (по крайней
мере, такой же, если не лучше, чем она была для нас).
5. Принцип непосредственного опыта. Опыт – лучший учитель. Чтобы
уважать, любить, понимать природу и самого себя, необходимо затратить
время на непосредственное познание и чувственное восприятие воздуха,
воды, почвы, растений, животных, бактерий и других компонентов
природы.
6. Принцип патриотизма. Любовь к своей Родине – важное социальное
чувство. Только через это чувство можно относиться к природе родного
края бережно и осторожно, соблюдая чистоту и сохраняя жизнь каждому
виду.
Формы организации учебных занятий: лекции, презентации, экскурсии,
круглый стол, мозговая атака, обучающие и ролевые игры, творческие
конкурсы, тематические задания по подгруппам, защита проекта.
Дидактический материал: тематические иллюстрации, литература с
мифами, пословицами, поговорками и др., тематические видеоматериалы,
тематические карточки.
V. Диагностический инструментарий

Согласно Положению о порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации (мониторинга) учащихся СЮН, проводится вводный
мониторинг, промежуточная и итоговая аттестация. Аттестация учащихся
проводится на основании приказа, в сроки, установленные приказом. При
аттестации оценивается уровень развития общих способностей учащихся
(теоретическая, практическая подготовка).
Виды диагностики: индивидуальные и фронтальный опросы.
Формы проведения аттестации: викторины, тесты, творческие задания,
проведение круглого стола.
Критерии диагностики: активность учащихся на занятиях, оценка уровня
знаний программы, объѐм усвоенных знаний.

II.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Таблица 3

Календарный учебный график программы Природа и творчество (1-ый
год обучения) представлен в Приложении 3
Календарный учебный график
Таблица 4
Календарный учебный график программы Природа и творчество (2-ой
год обучения) представлен в Приложении 4

2.2.

Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение: столы, стулья, настенная доска,
шкафы, стеллажи, природный материал.
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, имеющий
высшее или среднее специальное педагогическое образование.
2.3.

Методическое обеспечение

Формы реализации программы: групповая форма обучения.
Индивидуальная
форма
организации
работы
обучающихся
предусматривает самостоятельное выполнение одинаковых для всей группы
задач без контакта с другими обучающимися и педагогом, но в едином для всех
темпе.
Фронтальная работа – предполагает одновременное выполнение общих
заданий всеми для достижения ими общей познавательной задачи.
Основной формой организации учебной деятельности является занятие.
Каждое занятие содержит теоретическую часть и практическую работу по
закреплению материала.
Формы обучения и виды занятий:
– словесный – беседы, творческие выступления.
– литературный – использование специальной литературы, материалов
периодической печати, отчѐты об итогах работы.
– картографический – анализ карт, различных по содержанию.
– статистический – использование цифрового материала, графиков,
диаграмм, обработка собранных данных.
– визуальное наблюдение – сбор информации путѐм наблюдений за
объектами.
– исследовательский – проведение научных исследований, опытов.
– практический – при выполнении практических заданий.








лекционно-семинарские занятия
практические занятия
массовые мероприятия
самостоятельная работа учащихся
индивидуальная работа (научное консультирование по индивидуальным
исследовательским темам, библиографическая помощь)
встречи, интервью
социологический опрос
2.4.

–
–
–
–
–

Формы аттестации

Формы подведения итогов реализации программы:
устный опрос;
тестовые задания;
самостоятельные работы;
контрольные работы;
участие в городских, областных, всероссийских конкурсах.

Проводятся вводный, промежуточный и итоговый контроль. Контроль
определения достижения учащимися планируемых результатов обеспечивается
за счѐт творческих проектов, индивидуальных и фронтальных опросов.
Так же предусматривается ведение учащимися портфеля достижений. В
портфель своих достижений учащиеся могут вложить дневник своих

наблюдений, фото, выполненные во время экспериментов и практических работ
с их участием, свою индивидуальную программу защиты окружающей среды,
проект исследовательской работы по любому разделу на выбранную тему.
2.5.

Диагностический инструментарий (оценочные материалы)

– устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая
работа;
– мониторинг (вводный этап – сентябрь, промежуточный-декабрь,
конечный-май.
В целях повышения качества и эффективности образовательного
процесса, необходимо регулярно отслеживать и фиксировать усвоение знаний,
умений и навыков, полученных учащимися во время учебных занятий, развитие
личностных качеств, уровня воспитанности с последующей коррекцией
образовательного процесса.
2.6.

Рабочие программы учебных курсов, дисциплин, модулей

Программы составляются ежегодно с учетом конкретного количества
учебных недель и приоритетных направлений образовательной
деятельности учреждения, уровнем реализации программы. Цели и
задачи деятельности определяются для каждого объединения на год.
Условия реализации определяется педагогом. Предметные, личностные,
метапредметные в рабочей программе определяются в соответствии с
целеполаганием и уровне программы для каждого объединения.
Составной частью программы является календарный учебный график,
который составляется в зависимости от расписания занятий для каждого
объединения.
Рабочая программа воспитания. Календарный план воспитательной
работы
Цель воспитательного процесса – создание условий для актуализации
инициативы, успешного саморазвития, самореализации личности.







Задачи воспитательного процесса
формирование
патриотизма,
гражданственности,
национального
самосознания на основе государственной идеологии;
подготовка к самостоятельной жизни и труду;
формирование нравственной, эстетической, экологической культуры,
культуры безопасности жизнедеятельности;
овладение знаниями, ценностями, навыками здорового образа жизни;
формирование семейных отношений.

Планируемые результаты
В результате у учащихся будут сформированы:
– ребѐнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Малую Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
– ребѐнок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой;
– выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает
правила здорового образа жизни.
Учащиеся научатся:
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые,
средства для решения различных коммуникативных задач;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
– активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
– проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
– проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
– оказывать помощь членам коллектива, находить с ними общий язык и
общие интересы.
Приоритетные направления воспитания
Усиление внимания государства к вопросам воспитания школьников
(внесение изменений в закон «Об образовании в Российской Федерации» в 2020
г.) привело к необходимости определения соотношения обучения и воспитания
в дополнительном образовании и способах внесения воспитательного контента
в текстах дополнительных общеобразовательных программ.
Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое
воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству,

стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей
страны.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и
содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия:
рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, экскурсия.
Календарный план воспитательной работы представлен в Приложении 5

VI. Список рекомендуемой литературы
1. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Ч III. Пер. с англ. / Под ред.
Ягодина Г.А. – 1996. – 400 с.
2. Доронин Д.Ю. Этно-экологическое направление в системе
дополнительного экологического образования: понятия, принципы,
проекты // Материалы межрегиональной научно-практической
конференции «Экологическое образование: теория и педагогическая
реальность» от 2 ноября 2005 г., Н.Новгород, 2005 г.
3. Рюкбейль Н.А. Экология и мировоззрение. Программа для детей среднего
школьного возраста. Новосибирск, 2000.
4. И.Д. Зверев. Учебные исследования по экологии в школе. М.: РАО, 1998 г
5. Грачева Л. М., Оноприенко Т. Н. Организация деятельности при работе
над проектом.// География в школе.-2002-06гг.;
6. Алексеев СВ. и др. Практикум по экологии - М.: АО_МДС, 1996.
7. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие /
Под ред. Т.Я. Ашихминой. - М.: Агар, 2000.
8. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 1997
9. Красная Книга Ростовской области.
10. Пономарева О.Н. Основы экологии. М: Дрофа, 2001.
11.Бабакова Т.А. Экологическое Краеведение / Экологическое
образование. 2004 № 2.
12.Постникова Т.Р. Экологический мониторинг / Образование в
современной школе. 2003 № 12.
Литература для учителя.
1. Рохлов B.C. Школьный практикум. Биология. Человек. - М, Дрофа, 1998
2. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ
в 2006г.».
3. Зелѐный пакет. Комплект образовательных материалов. - Венгрия, РЭЦ,
2005 –С-Пб; С. 85-117; 203-208; 234-237.

4. Прохоров Б.Б. Экология человека, - М, Академия, 2003 - с. 81, 95 - 113;
191-204.
5. Фѐдорова А.И., Никольская. Практикум по экологии и охране
окружающей среды. М: ВЛАДОС, 2001 - с. 177; 203
6. Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда. - М.:
Устойчивый мир, 2001 - с. 163








Нормативно-правовая база:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об
образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с
28.02.2023, далее – ФЗ №273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 №629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программ»;
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия
развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды
обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию
и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»);
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция
развития дополнительного образования детей до 2030 года» (далее –
Концепция);
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станции юных натуралистов.

ата

Приложение 1
Календарный учебный график
КолТема занятия
во
часов
2
Цели и задачи объединения.
Инструктаж по ТБ. Природа- наш
общий дом
1
Основные составляющие природы
1
1
Пищевые связи. Схемы. Рисунки

Время
проведения
занятия
согласно
расписанию

Форма
занятия

Место
проведения

лекция

МОБУ
СОШ №21

согласно
расписанию
согласно
расписанию

Практическая
работа
Практическая
работа

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

Вы

Конкуренция и соперничество в
природе

согласно
Практическая
расписанию работа

МОБУ
СОШ №38

вы

1
1

Дружба в природе

согласно
Практическая
расписанию работа

МОБУ
СОШ №21

1
2

Тайны живой природы

1
1

1
1
1
1
2
1
1
2

1
1
2
2
1
1

согласно
расписанию
Как построить экосистему
согласно
расписанию
Воздух. Значение чистоты для живых
согласно
организмов
расписанию
Цирство почвы- уникальный мир согласно
природы
расписанию
Вода- чудо природы
согласно
расписанию
Пресные воды- наше богатство

Практическая
работа
лекция
практическая
работа
лекция
лекция

согласно
Беседа.
расписанию Практическая
работа
Вода и живые организмы
согласно
практическая
Викторина
расписанию работа
Основные источники загрязнения согласно
лекция
водоемов
расписанию
Жизнь водных пространств и
согласно
лекция
экология
расписанию
Уязвимое море
согласно
лекция
расписанию
лекция

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

вы

в

в

ин
оп
у

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

ин

го

у

2

Экологический рассказ. Диспут

лекция

2
2

Не засоряйте берега
Агитзанятие
Экология в нашем доме

практическая
работа
беседа

2

Экомир моей сеиьи

1
1
1
1
1

Экология человека

1
1

Экология и генетика
Экология насекомых

согласно
расписанию
водоемов. согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию
согласно
расписанию

практическая
работа
лекция
беседа
Лекция
Практическая
работа

у

ин

в

у

у

согласно
беседа
расписанию практическая
работа
согласно
лекция
расписанию
согласно
лекция
расписанию

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

у

согласно
лекция
расписанию

МОБУ
СОШ №21

у

согласно
практическая
расписанию
работа

МОБУ
СОШ №21

г

МОБУ
СОШ №21

1

Экологическое
состояние
и согласно
лекция
проблемы
использования расписанию
внутренних вод Ростовской области.
практическая
Экологический мониторинг воды
работа
(методика исследования питьевой
воды)

1

Использование
и
охрана
Ростовской области.

1
2

Бионика- наука о подражании живым
существам

беседа

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

Агитзанятие. Секреты леса

1
1

Природа моей страны

2

Экологическое состояние и проблемы
атмосферного воздуха Ростовской
области
Картирование источников
загрязнения на территории
Ростовской области

2

1

1
1
1

недр

согласно
лекция
расписанию практическая
работа
Экологическое состояние и проблемы
согласно
лекция
рационального использования
расписанию практическая
растительных ресурсов.
работа

МОБУ
СОШ №

вы

МОБУ
СОШ №21

вы

Изучение экологических групп
согласно
лекция
растений (гидрофиты, гигрофиты,
расписанию
мезофиты, ксерофиты, психрофиты) и
их приспособительных особенностей.
Рациональное
использование
и согласно
практическая
охрана животного мира Ростовской расписанию
работа
области.
беседа

МОБУ
СОШ №21

ин

МОБУ
СОШ №21

в

Животные Красной книги Ростовской согласно
практическая
области.
Особо
охраняемые расписанию
работа
природные территории
беседа
Региональные экологические
согласно
практическая
проблемы Ростовской области
расписанию
работа
лекция
Викторина Экологическая игра.
согласно
практическая
Круглый стол
расписанию работа. игра
Понятие о гербарии. Изготовление
согласно
Практическая
гербария
расписанию
работа
Растения индикаторы
согласно
лекция
расписанию
Практическая работа. Экологический
согласно
практическая
след. Сбор бросового материала.
расписанию
работа

МОБУ
СОШ №21

в

МОБУ
СОШ №21

в

Влияние природных факторов на
здоровье населения
Работа со справочной литературой.
Написание проектов
Экологическая экспертиза продуктов
питания по этикетке

согласно
лекция
расписанию
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
Лекция
расписанию практическая
работа
Экскурсия в парк. Жизненные формы растений согласно
лекция
городского парка
расписанию

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

1
1

Работа с определителем зверей, птиц
согласно
практическая
рыб
расписанию
работа

МОБУ
СОШ №21

2

Среда жизнедеятельности человека

1

Редкие и исчезающие виды флоры РО
и методы их охраны

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

2

1

1
1
1
1
1
1
1
2
2
2

2
1
1
2

2

согласно
лекция
расписанию
согласно
лекция
расписанию

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

МОБУ
СОШ №21

у

у

в

ин

ин

В

ин

1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
1
1

2
1
1
2
2
1
1
2
1
1
1
1
2

1
1
1
1

Уход за растениями, записи в
согласно
практическая
дневнике наблюдений
расписанию работа
Работа со справочной литературой,
согласно
практическая
просмотр журналов, видеофильмов
расписанию работа
По
страницам
занимательной
согласно
практическая
литературы
расписанию работа
Дадим вторую жизнь вещам
согласно
практическая
расписанию
работа
Профилактика
инфекционных
согласно
лекция
заболеваний
расписанию
Изготовление
и
развешивание
согласно
практическая
скворечников
расписанию
работа
Экологическая и природоохранная
согласно
лекция
работа в РО
расписанию
Участие в городском конкурсе
согласно
практическая
«Юный натуралист»
расписанию
работа
Экологическое качество продуктов
согласно
Практическая
питания. Определение нитратов в расписанию работа
растениях

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

Экологическая акция. День Птиц

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

согласно
расписанию
Что? Где? Когда?
согласно
Викторина
расписанию
Изучение состава пищевых продуктов
согласно
по этикеткам на упаковке
расписанию
Вся правда о пищевых добавках
согласно
расписанию
Влияние телефонов на здоровье
согласно
человека
расписанию
Конференция. Курение или здоровьесогласно
выбирайте сами
расписанию
Мониторинг зеленых насаждений
согласно
города
расписанию
Экологическая акция. Посадка
согласно
деревьев.
расписанию
Экология в нашем доме.
согласно
расписанию

практическая
работа
практическая
работа
лекция

Микроклимат в квартир Дом без пыли

практическая
работа
практическая
работа

Влияние шума на организм человека

согласно
расписанию
согласно
расписанию

лекция
практическая
работа
Практическая
работа
практическая
работа
практическая
работа
лекция

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

в

в

В

в

у

у

у

у

у

в

1
1
1
1

Участие в городском празднике «День
Земли»
Экология в моей жизни

2

Азбука экологической безопасности.
Викторина
Экологическая безопасность и
здоровье человека
Обсуждение тем для проекта

2
2
2

Выбор темы и содержания проекта,
формулировка целей и задач, подбор
и анализ литературы. Осуществление
и оформление проекта.

2

Итоговая конференция
исследовательских работ.

согласно
практическая
расписанию работа
согласно
лекция
расписанию практическая
работа
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
практическая
расписанию
работа
согласно
практическая
расписанию
работа

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

согласно
расписанию

МОБУ
СОШ №21

Защита
проекта

в

в

МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21
МОБУ
СОШ №21

За

Календарно-тематическое планирование

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39

Тема
Природа – наш общий дом.
Основные составляющие природы (п.р.)
Пищевые связи (п.р.)
Конкуренция и соперничество (п.р.)
Дружба в природе (п.р.)
Тайны живой природы.
Как построить экосистему.
Воздух, значение чистоты для живых организмов (п.р.)
Царство почвы – уникальный мир природы (п.р.)
Вода – чудо природы (п.р.)
Вода и живые организмы.
Пресные воды – наше богатство (п.р.)
Основные источники загрязнения водоёмов.
Жизнь водных пространств и экология.
Уязвимое море.
Экологический рассказ. Диспут.
Агитзанятие «Не засоряйте берега водоёмов» (п.р.)
Экология в нашем доме.
Экомир моей семьи.
Экология человека 1.
Экология и генетика.
Экология насекомых (п.р.)
Бионика – наука о подражании живым существам (п.р.)
Агитзанятие «Секреты леса».
А мы тоже пахнем.
Растения лечат людей (п.р.)
Природа моей страны.
Красная книга.
Экологический марафон (п.р.)
Экология и экономия в собственном кошельке.
Работа с определителем растений, грибов, лишайников.
Работа с определителем зверей, птиц, рыб.
Экскурсия в парк.
Понятие о гербарии. Знакомство с гербариями. Изготовление
гербария.
Сбор материала для составления гербария древеснокустарниковой и травянистой растительности.
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ростовской
области.
Особо охраняемые территории Ростовской области.
Экологические группы растений по отношению к свету, влаге,
t°C.
Растения-индикаторы.

Теория
1

Практика
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

40 Работа со справочной литературой. Написание рефератов.
41 Жизненные формы растений городского парка.
42 Влияние освещения на биологическое состояние комнатных
растений.
43 Практическая работа «Экологический след».
44 Практическая работа «Экологическая экспертиза продуктов
питания по этикетке».
45 Редкие и исчезающие виды флоры РО и методы их охраны.
46 Уход за растениями, подкормка. Записи в дневнике
наблюдений.
47 Работа со справочной литературой, просмотр журналов,
видеофрагментов.
48 По страницам занимательной литературы.
49 Дадим вторую жизнь вещам.
50 Изготовление и развешивание скворечников.
51 Экскурсия в парк.
52 Экологическая и природоохранная работа в РО.
53 Участие в городском конкурсе «Юный натуралист».
54 Экологическая акция «День Птиц».
55 Здоровый образ жизни. Что? Где? Когда?
56 Конференция «Курение или здоровье - выбирайте сами».
57 Пища в нашей жизни.
58 Вся правда о пищевых добавках.
59 Влияние электромобильных телефонов на здоровье
человека.
60 Мониторинг зеленых насаждений города.
61 Экологическая акция «Посадка деревьев».
62 Экология нашего дома.
63 Вещество в нашем доме.
64 Вода в нашем доме.
65 Влияние шума на организм человека.
66 Экология в моей жизни.
67 Викторины, конкурсы, беседы. «Азбука экологической
безопасности».
68 Экологическая безопасность и здоровье человека.
69 Участие в конкурсе «Экофитодизайн».
70 Защита исследовательских работ учащихся. «Мой друг».
71 Защита исследовательских работ.
72 Итоговая конференция исследовательских работ.
Всего
144 часа

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
64

80


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».