Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных натуралистов
ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД
о деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного
образования Станции юных натуралистов
2024-2025 учебный год
Таганрог 2025
Раздел 1. Сведения об образовательной организации
Наименование образовательной муниципальное бюджетное учреждение дополнительного
организации
образования Станция юных натуралистов (СЮН)
Директор
Адрес организации
Телефон
Адрес электронной почты
Учредитель
Дата создания
Лицензия
Булгакова Наталья Анатольевна
347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская,
104
(8634) 618-110
sun@tagobr.ru
Муниципальное образование «Город Таганрог»
1946
Лицензия от 16.11.2015 №6007
Общая характеристика учреждения
Учреждение
осуществляет
образовательную
деятельность
по
реализации
дополнительных общеразвивающих программам естественнонаучной направленности.
Образовательная деятельность Станции юных натуралистов направлена на содействие
взаимопонимания и сотрудничества между родителями, обучающимися, педагогами
дополнительного образования, педагогическими работниками общеобразовательных школ,
на учѐт мировоззренческих подходов этнических, расовых, национальных, социальных
групп, на реализацию прав обучающихся.
Содержание образования связано с определѐнным видом деятельности. СЮН
предоставляет возможность дополнительного образования по одной направленности –
естественнонаучной с уклонами:
− эколого-биологическим;
− художественно-эстетическим;
− практико-ориентированным.
Сайт СЮН регулярно обновляется и находится в свободном доступе для всех
желающих ознакомиться с образовательной программой, программой развития и другими
локальными актами СЮН. На сайте и в СМИ регулярно освещается работа Станции юных
натуралистов.
Структура СЮН
Директор
Заместитель
директора по УВР
ПДО
Методисты,
педагог-психолог,
педагог-организатор
Секретарь учебной
части
Информационное
отделение
Программист
Заместитель директора
по АХР
Обсуживающий
персонал
Раздел 2. Особенности образовательного процесса
Образовательный процесс планируется с учѐтом возрастных особенностей, уровня
знаний и подготовленности учащихся, а также свободного времени ребѐнка и его интересов.
Содержание дополнительного образования учреждения определяется учебным планом,
который разработан в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
Уставом СЮН, образовательной программой СЮН, программой развития, комплектованием
объединений в рамках штатного расписания, утверждаемого директором.
Содержание деятельности объединений определено педагогами в своих
дополнительных общеразвивающих программах, которые разработаны в соответствии с
требованиями к дополнительным общеразвивающим программам. Программы объединений
рассмотрены на заседании методического совета и утверждены директором СЮН.
Реализуемые программы в 2024-2025 учебном году. Срок реализации
общеразвивающих программ – от 1 года до 2 лет.
№
п/п
Объединение
Кол-во
объединений
Как прекрасен этот мир
6
Человек и окружающая
2. среда
3
1.
3.
Планета экологии
8
Лекарственные растения
4. Ростовской области
5
Юные исследователи
1
Зеленая Планета
2
Друзья – юннаты экологи
8
Природа и творчество
8
Природа и художник
2
Волшебная кисточка
3
Кофейная живопись
1
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Кол-во
учащихся
Кол-во
часов в
неделю
Кол-во часов
во всех
объединениях
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
99
4
24
37
4
12
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
120
4
32
74
4
20
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
17
4
4
38
4
8
126
4
32
129
4
32
16
4
8
30
4
12
16
4
4
30
4
8
38
4
12
11
4
4
37
4
12
Уровень обучения
Исследовательская
12. биология
2
Мир экологии
3
Арт - персонаж
1
Путешествие в мир
15. экологии
3
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
общекультурный
(ознакомительный)
Друзья юннаты – экологи
16. 2024
1
общекультурный
(ознакомительный)
10
2
2
Друзья юннаты – экологи
17. 2024
1
общекультурный
(ознакомительный)
12
2
2
1
общекультурный
(ознакомительный)
12
2
2
13.
14.
18.
Путешествие в
природоград 2024
19.
Физика в природе 2024
1
Название программы
общекультурный
(ознакомительный)
10
2
2
862
4
232
Вид программы
Срок реализации
Как прекрасен этот мир
Модифицированная
1.2
Человек и окружающая среда
Модифицированная
1
Планета экологии
Модифицированная
1,2
Лекарственные растения Ростовской области
Модифицированная
1,2
Юные исследователи
Модифицированная
1
Зеленая Планета
Модифицированная
1
Друзья – юннаты экологи
Модифицированная
2
Природа и творчество
Модифицированная
1
Природа и художник
Модифицированная
1
Волшебная кисточка
Модифицированная
1
Кофейная живопись
Модифицированная
1
Исследовательская биология
Модифицированная
1
Мир экологии
Модифицированная
1
Арт - персонаж
Модифицированная
1
Путешествие в мир экологии
Модифицированная
1
Друзья юннаты – экологи 2024
Модифицированная
1
Друзья юннаты – экологи 2024
Модифицированная
1
Путешествие в природоград 2024
Физика в природе 2024
Модифицированная
1
Модифицированная
1
Освоение дополнительных общеразвивающих программ предусматривает проведение
в учреждении контроля, где выявляются результаты освоения программ.
Объективный и систематический контроль образовательной деятельности учащихся
является важнейшим средством управления образовательно-воспитательным процессом, так
как содействует повышению уровня преподавания, улучшению организации занятий
учащихся и усилению их ответственности за качество своего труда.
Согласно Положению о порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации (мониторинга) учащихся СЮН, годового календарного учебного графика в СЮН
проводится вводный мониторинг, промежуточная и итоговая аттестация. Аттестация
учащихся проводится на основании приказа, в сроки, установленные приказом. При
аттестации оценивается уровень развития общих способностей учащихся (теоретическая,
практическая подготовка).
Раздел 3. Условия осуществления образовательного процесса
Процесс обучения на СЮН представляет специально организованную деятельность
педагогов и учащихся, направленную на решение задач образования, воспитания, развития
личности. Основной целью процесса обучения является такая его организация, при которой
создаются условия для самовыражения, саморазвития, самоопределения учащихся. Исходной
позицией такого подхода является видение ребѐнка не объектом а субъектом обучения, что
возможно на развитии таких личностных качеств как активность, самостоятельность,
общение.
Организация образовательно процесса характеризуется следующими особенностями:
− учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учѐбы в школе время;
− обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители,
педагоги);
− детям предоставляются возможности сочетать различные направления и формы
занятий;
− допускается переход учащихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному
составу, уровню интеллектуального развития).
Учебный год на СЮН начинается 1 сентября, заканчивается – 31 августа.
Запись в объединения проходит с 20 августа по 15 сентября на основании заявлений
родителей.
В летний период с 01 июня по 31 августа образовательный процесс (при отсутствии
чрезвычайных
ситуаций)
продолжается
в
соответствии
с
дополнительными
общеразвивающими программами в форме нестандартных мероприятий: походов, экскурсий,
летних лагерей.
В связи с производственной необходимостью по согласованию с директором
общеобразовательной организации, на базе которой проводятся занятия, и после
утверждения директором СЮН в течение учебного года допускаются корректировки
расписания занятий.
В каникулярное время занятия могут проходить по отдельному расписанию,
мероприятия проводятся по плану СЮН.
Расписание занятий объединения записывается на первой странице журнала учѐта
работы и составляется с учѐтом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов с
исполнением санитарно-гигиенических норм.
Все пожелания и запросы родителей и учащихся учитываются педагогами и
администрацией СЮН в работе, благодаря чему вносятся соответствующие корректировки в
планы работы на текущий год, формируются новые объединения, совершенствуются
педагогические технологии, формы и методы работы. Вся деятельность направлена на
развитие тесного сотрудничества педагога, детей и их родителей.
Образовательный процесс осуществляется в одновозрастных и разновозрастных
объединениях.
Продолжительность занятий и численность детей в группах детских объединений
устанавливается с учѐтом возрастных особенностей:
– младшая возрастная группа (6-11 лет):
7-30 чел. по 30-35 мин.;
– средняя возрастная группа (12-14 лет):
7-25 чел. по 35-40 мин.;
– старшая возрастная группа (15 лет и старше): 7-25 чел. по 40-45 мин.
Наполняемость и длительность занятий в объединениях для одарѐнных детей:
– младшая возрастная группа (6-11 лет):
1-6 чел. по 30-35 мин.;
– средняя возрастная группа (12-14 лет):
2-7 чел. по 35-40 мин.;
– старшая возрастная группа (15 лет и старше): 3-10 чел. по 40-45 мин.
После 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв
длительностью не менее 10 минут.
Занятия в объединениях СЮН должны начинаться не ранее 8:00 и заканчиваться:
– для учащихся 6-15 лет
– не позднее 20:00;
– для учащихся 16 лет и старше
– не позднее 21:00.
Количество групп в учреждении зависит от количества учащихся (числа поданных
заявлений) и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учѐтом
санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Учащиеся имеют право
заниматься в нескольких детских объединениях и менять их.
Содержание деятельности детского объединения определяется педагогом с учѐтом
учебного плана, общеразвивающей программы.
Педагог может вести педагогическую деятельность по индивидуальному
образовательному маршруту (далее – ИОМ). ИОМ может разрабатываться для детей,
имеющих высокие результаты или достижения в том или ином виде деятельности, как для
одного ребѐнка, так и для группы детей численностью до 6 человек.
В основе организации образовательно-воспитательной работы лежит взаимосвязь и
взаимодействие всех структур коллектива СЮН: педагогов, учащихся, родителей,
администрации.
Учебно-материальная база
Важный фактор, который влияет на качество образования, на качество современных
технологий и методов воспитания это учебно-материальная база учреждения.
Здания принадлежат Станции юных натуралистов с 28.09.2006г.:
Административно-учебное. Площадь 192,6 кв.м.
Литер: АК, ак. Этажность: 1.
Адрес: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 104.
Гараж-котельная, назначение: нежилое. Площадь: общая 21,7 кв.м.
Этажность: 1.
Адрес: 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Петровская, 104.
Административно-учебное здание оснащено актовым залом вместимостью 60 человек и
двумя учебными классами вместимостью 15 человек в каждом классе. Кабинеты оснащены
мебелью в соответствии с возрастом учащихся и требований СанПиН, шкафами для учебнометодических и раздаточных материалов, рабочими столами и стульями. Имеются
материалы и оборудование для поддержания санитарного состояния классов.
На СЮН ведѐтся учѐт материальных ценностей, приказом по учреждению назначены
ответственные лица за сохранность имущества. Вопросы по материально-техническому
обеспечению рассматриваются на административных совещаниях, совещаниях по охране
труда.
Площадь на одного воспитанника соответствует лицензионному нормативу. Здание
СЮН соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям
пожарной и электробезопасности, нормам охраны труда.
Обеспечение условий безопасности учебного процесса
Обеспечение безопасности СЮН, сохранение жизни и здоровья педагогических
работников, сотрудников и обучающихся осуществляется согласно Плану основных
мероприятий СЮН в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации
чрезвычайных
ситуаций,
обеспечения
пожарной
безопасности,
обеспечение
антитеррористической защищѐнности СЮН. Основные аспекты обеспечения безопасности:
организация коллективной безопасности в целях создания защищѐнного пространства и
условий для нормального и спокойного ведения образовательного процесса, обеспечение
индивидуальной безопасности личности, формирование навыков безопасного поведения
учащихся, педагогических работников и сотрудников в различных ситуациях. В течение
2023-2024 учебного года проведены тренировочные мероприятия, закрепляющие действия
детей и педагогов в случае ЧС. Так же осуществлялся контроль соблюдения санитарноэпидемиологических требований, проведения мероприятий, направленных на профилактику
инфекционных, вирусных заболеваний среди обучающихся и сотрудников.
На СЮН размещается наглядная агитация по действиям в чрезвычайных ситуациях,
оказанию первой доврачебной помощи, противодействию терроризму, противопожарной
безопасности. Проведены инструктажи, уроки безопасного поведения во время летнего
отдыха, по соблюдению всех видов техники безопасности: поведение на дороге,
железнодорожном, электротранспорте, пользование электричеством, газом, ядовитые
растения, грибы, клещи.
В весенне-летний период на СЮН работает экологический лагерь с дневным
пребыванием детей. Возможность посещения лагеря предоставляется всем детям без
исключения, в том числе детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями. Целью
работы лагеря является создание благоприятных условий для укрепления здоровья и
организации досуга обучающихся.
В 2024-2025 учебном году весенний экологический лагерь посетили 30 человек. В
летние смены экологического лагеря 60 человек.
В рамках работы лагеря были запланированы, организованны и проведены различные
оздоравливающие, познавательные и развлекательные мероприятия.
Кадровое обеспечение
Показатель
Всего педагогических работников (количество человек)
Укомплектованность штата педагогических работников (%)
Образовательный уровень педагогических
с высшим
работников
образованием
со средним
специальным
образованием
с общим
средним
образованием
Прошли курсы повышения квалификации за последние 3 года
Имеют квалификационную категорию
Всего
Высшую
Первую
Состав педагогического коллектива
Педагоги
дополнительно
го образования
Педагогпсихолог
Педагогорганизатор
Методист
Количество
Имеют учѐную степень
Имеют государственные и ведомственные награды, почѐтные
звания
%
21
98%
20
95%
1
5%
-
-
21
20
17
3
18
100%
95%
81%
14%
85%
1
5%
1
5%
1
5%
3
14%
Участие педагогов в профессиональных конкурсах 2024-2025 учебном году представлено в
таблице:
Уровень конкурса
Количество участников
муниципальный
0
региональный
3
всероссийский
15
международный
11
Раздел 4. Результаты деятельности учреждения, качество образования
Важнейшая часть внутренней системы оценки качества образования – контроль
образовательной деятельности. Внутриучрежденческий контроль – главный источник
информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов
деятельности образовательной организации. План внутриучрежденческого контроля состоит
из нескольких блоков: организационные мероприятия, организационно-массовая работа,
охрана жизни и здоровья, регулирование образовательного процесса, внутриучрежденческая
документация, информационно-методическая работа.
Основные цели и задачи работы СЮН в 2024-2025 учебном году:
Цель: реализация системы непрерывного экологического образования учащихся от
ДОУ до вуза (колледжа) в свете инновационных направлений работы в условиях реализации
ФГОС.
Задачи:
− развивать совместную систематическую учебно-воспитательную деятельность с
образовательными учреждениями города Таганрога;
− создавать условия для отбора одарѐнных детей и развития их творческих
способностей;
− расширять и углублять научные и практические знания и умения учащихся в
области экологии и смежных наук;
− способствовать развитию у учащихся профессиональных и природоохранных
навыков.
Ожидаемый результат:
− рост личностных качеств и формирование экологического мировоззрения
обучающихся;
− повышение активности учащихся в природоохранной деятельности;
– развитие экологической культуры учащихся.
В мае 2025 года проводился социологический опрос родителей учащихся, который
показал, что родители достаточно высоко оценивают работу СЮН.
В чем Вы видите смысл обучения в СЮН для Вашего ребѐнка?
Развивает интересы, приобретает актуальные знания, умения, практические
навыки
Выявляет и развивает таланты и способности
Мотивирует к познанию и творчеству
Готовит к получению профессии. Помогает усваивать значимые для
профессиональной деятельности навыки
Обеспечивает самореализацию ребѐнка
Способствует успешному освоению образовательной программы в школе
Развивает коммуникативные способности, что помогает легче находить
друзей среди сверстников
Сохранение и укрепление здоровья, физическое развитие
Да
100%
Нет
0%
95%
96%
87%
5%
4%
13%
95%
87%
97%
5%
13%
3%
89%
11%
Родителям было предложено по 5-бальной шкале оценить следующие показатели
образовательного процесса:
Отметки в баллах
Показатели
2
3
4
Эмоциональное отношение ребѐнка к обучению
0%
2%
28%
Взаимоотношения между обучающимися в коллективе
0%
2%
10%
Удовлетворяет ли Вас качество проведения занятий
0%
0%
11%
Развитие специальных способностей
0%
4%
27%
5
70%
88%
89%
69%
Общее
Положительные
Не оставили
количество
пожелания,
ответа,
Пожелания педагогам
родителей
чел / %
чел / %
139
122/ 88%
17 / 12%
Из таблицы видно, что преобладающим является высокий уровень удовлетворѐнности
родителей деятельностью СЮН. Родителей с низким уровнем удовлетворѐнности работой
СЮН не выявлено.
Результаты опроса родителей свидетельствуют о том, что деятельность нашего
учреждения в значительной степени соответствует социальному запросу, о чѐм
свидетельствует удовлетворѐнность родителей качеством и спектром образовательных услуг,
условиями для творческого развития детей, проявления их инициативы и успешной
социализации.
В 2024-2025 учебном году педагоги СЮН вместе с учащимися приняли участие в
конкурсах различного уровня:
№
муниципальный
всероссийский
международный
ФИО учащегося
п/п
уровень
уровень
уровень
ПДО Степанова Л.В.
Глинская Анастасия
Глаголев Владимир
Колесникова Анастасия
Подгорный Леонид
ПДО Дюпина Е.О.
Кобец Денис
Лубинцова Вероника
Карпенко Александр
Бычков Кирилл
ПДО Мешари М.Т.
Лаптива Ксения
Галушкова Арина
Савирская Алина
Артемьева Анна
фотоконкурс
«Осень в кадре
натуралиста»
Всероссийский
Экологический
Диктант
Всероссийский
Экологический
Диктант
Всероссийский
Экологический
Диктант
Всероссийский
Экологический
Диктант
Диплом
за
I
место;
всероссийский конкурс
поделок из бросового
материала
«Экология планеты»
Диплом
за
I
место;
всероссийский конкурс
«декоративноприкладное
творчество: лепка»
Диплом. Призѐр;
всероссийской
олимпиады
«Эколята–
молодые
защитники природы»
Диплом. Призѐр;
всероссийской
олимпиады
«Эколята–
молодые
защитники природы»
Диплом победителя
Всероссийского
конкурса поделок из
природного материала
«Экология планеты»,
2024 г
Диплом победителя
Всероссийского
конкурса
«Декоративноприкладное
творчество:
Лепка»,
2024 г
Диплом призера
Всероссийской
олимпиады «Эколята –
молодые
защитники
природы», 2024 г
Диплом призера
Всероссийской
олимпиады «Эколята –
Муращенко Игорь
молодые
защитники
природы», 2024 г
Диплом призера
Всероссийской
олимпиады «Эколята –
молодые
защитники
природы», 2024 г
Шептухин Александр
ПДО Шпилева З.М.
Мороз Ксения
Хохлов Артѐм
Пахотина Злата
Лаптева Екатерина
Бердус Алиса
Киселѐв Андрей
ПДО Дамирчаре К.Р.
Борохова Марина
Аннамурадова Ирина
Анпилогова Арина
Еримова Дарина
Диплом победителя
международного
конкурса поделок
из
природного
материала
«Экология
планеты», 2024
Диплом за 1-е место в
Всероссийском
конкурсе декоративноприкладного
творчества
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколята –
молодые
защитники
природы»
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколята –
молодые
защитники
природы»;
Всероссийский
экологический квиз,1 е место
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколята –
молодые
защитники
природы»
Всероссийский
экологический квиз, 1 е место
Всероссийский
экологический квиз, 1 е место
Диплом за 1-место в
Всероссийском
конкурсе декоративноприкладном творчестве
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколятамолодые
защитники
природы
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколятамолодые
защитники
природы
Призѐр Всероссийской
олимпиады «Эколятамолодые
защитники
природы
Аннамурадова Ирина
Диплом за 1-место
в Международном
конкурсе
декоративноприкладном
творчестве
Ситников Артѐм
ПДО Баширян Е.И.
Тищенко Роберт
Арутюнян Эллина
Романюков Тимур
Лукьянов Яков
Прокопенко Тимофей
Всероссийский
экологический квиз, 1место
Грамота за I
место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Грамота за
I место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Прокопенко Матвей
Шпак Юлия
Тарабаренко Ульяна
Федоринов Роман
Бондаренко Никита
Абрамова Александра
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за II
место.
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за II
место.
Семейный конкур
«Наша помощь
птицам: от
кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за II
место.
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за II
место.
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за III
Васютченко Артем
Арутюнян Эллина
Прокопенко Матвей
Прокопенко Тимофей
Щербаков Матвей
Терещенко Виктория
место.
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за III
место.
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
Грамота за I
место. Конкурс
поделок из
природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за I
место. Конкурс
поделок из
природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за I
место. Конкурс
поделок из
природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за I
место. Конкурс
поделок из
природного и
бросового
материала
«Осенний
Костенко Софья
Бондаренко Никита
Бутов Иван
Панченко Артем
Лукьянов Яков
Богомазова Виктория
Богомазова Виктория
Лукьянов Яков
Данильченко Валерия
вернисаж»
Грамота за II
место.
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за II
место.
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за
IIIместо.
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
Грамота за II
место.
Городской
фотоконкурс
«Осень в кадре
натуралиста»
Грамота за I
место.
Городской
фотоконкурс
«Осень в кадре
натуралиста»
Грамота за I
место.
Городской
фотоконкурс
«Осень в кадре
натуралиста»
Грамота за II
место.
Городской
фотоконкурс
«Осень в кадре
натуралиста»
Грамота за III
место.
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
Грамота за III
место.
Дробязин Степан
Панченко Артем
Терещенко Виктория
ПДО Григорьева И.А.
Щербакова Софья
Линков Анатолий
Дробязин Максим
Лифенко София
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
Грамота за I
место.
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
Грамота за II
место.
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
Грамота за II
место.
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
Конкурс
видеороликов
«Мой Таганрог»1 место
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
1 место
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
2 место
Семейный
конкурс «Наша
помощь птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
Чаплыгин Юрий
Величко Арина
Завьялов Ростислав
Писковец Ксения
Щербакова Софья
Далингер Владислава
Вовченко Артѐм
Генно Андрей
наблюдений за
птицами»
2 место
Семейный
конкурс «Наша
помощь 6птицам:
от кормушки до
скворечника,
приуроченному в
Всемирному Дню
наблюдений за
птицами»
2 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
11 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
3 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
2 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
3 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
2 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
3 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
Резниченко Тимур
Чаплыгин Юрий
Писковец Ксения
Щербакова Софья
Стрельцова Арина
Дробязин Максим
Лифенко София
Симхович Полина
Задорожний Михаил
материала
«Осенний
вернисаж»
3 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
3 место
Конкурс поделок
из природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж»
2 место
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
2 место
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
2 место
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
3 место
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
3 место
Конкурс
творческих работ
«Новогодняя
экомастерская2024»
1 место
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
Руссель Никита
Шаповалова Злата
Мазуров Савелий
Чаплыгин Юрий
Генно Андрей
Писковец Ксения
Линков Анатолий
Величко Арина
Плетников Михаил
Дробязин Максим
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПОБЕДИТЕЛЬ
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПОБЕДИТЕЛЬ
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
Лифенко София
Вовченко Артѐм
Верич Ангелина
ПДО Коркуленко С.И.
Удовенко
Анастасия Гордской конкурс
Романовна
поделок из
природного и
бросового
материала
«Осенний
вернисаж» 1
место
Пьянова
Таисия
Евгеньевна
Лико
Ильинична
Варвара
Пьянова
Евгеньевна
Таисия
Сазонов Иван
Давыдов
Евгений
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПОБЕДИТЕЛЬ
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПОБЕДИТЕЛЬ
Ежегодная
всероссийская
олимпиада по экологии
«Эколята-молодые
защитники природы»
ПРИЗЁР
II Всероссийский
конкурс «Гордость
страны» в номинации
Осенний вернисаж – 1
место
III Всероссийский
конкурсы «Гордость
страны! В номинации
«Здравствуй осень!» - 1
место
V Международный
конкурсы
«Гордость страны»
в номинации
Зимний пейзаж – 1
место
Арт - Талант
Международный
конкурс
изобразительного
искусства,
декоративноприкладного
творчества «В
обьятиях зимы» - 1
место
Международный
Евгеньевич
ПДО Емельяненко С.А.
Заяц Татьяна
Бондаренко Есения
Саакян Спартак
конкурс детского
творчества на
свободную тему
«Когда приходить
вдохновение»
рисунок – 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации творческий
проект
«Богатство
подводного мира», 2
место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации творческий
проект
«Богатство
подводного мира», 1
место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации творческий
проект
«Богатство
подводного мира», 3
место
Понимаш Алиса
Международный
конкурс талантов в
номинации проект
«Мой
дом
–
Россия», 2 место
Международный
конкурс талантов в
номинации проект
«Мой
дом
–
Россия», 1 место
Международный
конкурс талантов в
номинации проект
«Мой
дом
–
Россия», 1 место
Международный
конкурс талантов в
номинации проект
«Мой
дом
–
Россия», 3 место
Международный
конкурс талантов в
номинации проект
«Мой
дом
–
Россия», 1 место
Рудакова Екатерина
Купреев Семен
Казьменко Матвей
Грицына Артем
Воронова Стефания
Ващенко Егор
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
Власюк Андрей
Бартини Илья
Галушкова Регина
Завгородний Никита
Иванов Артѐм
Иванова Арина
Косенко Матвей
Кравцов Александр
Кружкова Вероника
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«В
ожидании
Нового
года»,
елочная
игрушка, 3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
1 место
Леонова Арина
Макарова Ксения
Мирошник Алиса
Мозгова Варвара
Петриченко Ростислав
Полякова Вероника
Попова Вероника
Попова Виктория
Пустовая Кира
Рыбалко Богдан
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
2 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Краски
осени», поделка из
природного материала,
3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация»,
«Мир
природы», 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация»,
«Природа
Донского
Края», 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация», «Дикие
животные
Донского
Края», 3 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация», «Дикие
животные
Донского
Края», 1 место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация»,
«Животные и птицы
Донского Края», 2
место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация»,
Скляров Владимир
Сычѐва Камилла
Тамбовский Артѐм
Титяева Алина
Харченко Егор
Харченко Яна
Чуйкова Александра
Шендерей Алиса
Переяслова Анастасия
«Животные и птицы
Донского Края», 3
место
Всероссийский
конкурс талантов в
номинации
«Лучшая
презентация»,
«Животные и птицы
Донского Края», 3
место
Международная
олимпиада
для
школьников
по
экологии
«Экология родного
края», 1 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 2 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 2 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 3 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 2 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 3 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 2 место
Международная
олимпиада для
школьников по
экологии
«Экология родного
края», 1 место
ПДО Кривец Е.А.
Ельчанинов Александр
Михайлович
Диплом
победителя:
Городского
конкурсафестиваля
новогодней
игрушки
«Мастерская
дедушки мороза»
Клименок Андрей
Максимович
Миндеров Тимофей
Юрьевич
Фѐдорова Ульяна
Александровна
Диплом
победителя:
Городского
конкурсафестиваля
новогодней
игрушки
«Мастерская
дедушки мороза»
Диплом победителя:
Всероссийского
творческого конкурса
«Народов много –
страна одна!», 2024 г;
«Волшебная
кисть»;
«Раз, два, три – Ёлочка
гори!»;
«Волшебный
новый год»; «Мой
пушистый
друг»;
«Наука
впереди
планеты
всей!»;
«Мороз и солнце; день
чудесный!»;
Всероссийского
детского
конкурса
елочных
игрушек
«Чудо на веточке»;
Всероссийского
детского
конкурса
подарочных открыток
«Моя
новогодняя
открытка»;
Диплом победителя
Всероссийского
творческого конкурса
«Народов много –
страна одна!», 2024 г;
Диплом победителя
Всероссийского
творческого конкурса
«Народов много –
страна одна!», 2024 г;
«Мороз и солнце; день
чудесный!»;
Всероссийского
детского
конкурса
подарочных открыток
«Моя
новогодняя
открытка»;
Диплом призера
Всероссийского
творческого конкурса
«Народов много –
страна одна!», 2024 г;
«Мороз и солнце; день
чудесный!»;
Всероссийского
детского творческого
конкурса
поделок
«Осеннее волшебство»;
«Волшебный
новый
год»; Всероссийского
детского
конкурса
елочных
игрушек
«Чудо на веточке»;
Всероссийского
детского
конкурса
подарочных открыток
«Моя
новогодняя
открытка»;2024 г
Анализ содержания и качества подготовки учащихся свидетельствует о
рациональности и оптимальности выбора педагогами эффективных форм и методов
обучения, направленных на познание основ природных объектов и явлений, развитие
экологического самосознания, навыков практической природоохранной деятельности, а
также раскрытие творческого потенциала, художественных способностей в избранных видах
деятельности.
Раздел 5. Социальная активность и внешние связи учреждения
Станция юных натуралистов, как и любая другая социальная организация, активно
взаимодействует с внешней средой. Среди социальных субъектов, взаимодействие с
которыми во многом определяет жизнь образовательного учреждения, важное место
занимают социальные партнѐры. СЮН активно сотрудничает с Ассоциацией по сохранению
и восстановлению редких и исчезающих животных «Живая природа степи», с Таганрогским
институтом имени А.П. Чехова (РГЭУ РИНХ), со Строительным колледжем, Социальным
приютом для детей и подростков, отделом «Центра естествознания и медицины» МБУК ЦБС
Центральной городской публичной Библиотекой имени А.П. Чехова, Отделом по охране
окружающей среды и природных ресурсов Администрации г. Таганрога, ФГУ
«Азовморинформцентр», общественным движением «Эко Будущее», ООО «Экомир»,
ГБПОУ РО «ТМК», региональной молодѐжной общественной организацией «Молодѐжный
клуб» и др. Сотрудничество с этими организациями позволяет оптимизировать развитие
дополнительного образования детей. Учащиеся СЮН занимаются как на базе СЮН, так и на
базе 7 общеобразовательных организаций Таганрога: МОБУ СОШ №21, МАОУ СОШ №27,
МАОУ лицей №28, МОБУ СОШ №32, МОБУ СОШ №34, МОБУ СОШ №36, МОБУ СОШ
№38.
Совместная деятельность работников СЮН и учащихся образовательных организаций
города осуществляется:
− в творческих объединениях;
− в массовых мероприятиях;
− в экскурсионной деятельности;
В рамках сотрудничества проводятся совместные мероприятия, ставшие уже
традиционными:
− тематические выставки;
− мастер-классы;
− консультативно-информационная деятельность;
− массовые экологические мероприятия.
Раздел 6. Финансово-экономическая деятельность
Организационная структура.
Учреждение самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет
самостоятельный баланс и лицевые счета (по учету средств субсидии на выполнение
муниципального задания, средств во временном распоряжении и целевых субсидий),
обладает обособленным имуществом, которое закреплено за ним на праве оперативного
управления. Собственником имущества является Комитет по управлению имуществом г.
Таганрога. Учреждение выполняет муниципальное задание. Приносящей доход деятельности
нет.
Номера лицевых счетов: 20586U93480 –для учета операций со средствами бюджетных
учреждений, 21586U993480 – для учета операций с субсидиями на иные цели.
Налоговый учет в учреждении ведется в соответствии с требованиями НК РФ по
общей системе налогообложения.
Основными направлениями деятельности учреждения являются:
1. Образовательная деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих
программ.
Результаты деятельности.
Среднесписочная численность сотрудников в 2024г. составляет 14,5 человек.
Средняя зарплата работников за 2024 год составила 35 224,71 руб, основного
персонала 38 397,13 руб в т.ч. педагогических работников 46 562,15 руб.
Анализ отчета об исполнении плана деятельности.
Финансовое обеспечение муниципального задания в 2024 году составляет из средств
местного бюджета 11 932 307,51 руб., исполнено 11 834 196,75 руб. (99,9%), остаток на счете
составил 98 110,76 руб., в том числе 95 089,15 руб. - заработная плата, 3021,61 —
коммунальные услуги. Остаток сложился по причине не проведенных УФК платежей.
На 2024 год предоставлена субсидия на цели, не связанная с выполнением
муниципального задания из средств местного и областного бюджетов на оздоровительную
программу школьников (оздоровительные лагеря дневного пребывания в каникулярное
время, работа школьников) в размере 520 193,89 руб., исполнено 520 193,89 руб. (100%).
Дохода от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в 2024г не
было.
Анализ показателей отчетности.
Незавершенных объектов капитального строительства, а также вложений в объекты
недвижимого имущества за 2024 году не было.
Обязательства по судебным решениям и исполнительным документам в течение 2024
года не возникали.
Ошибки прошлых лет в отчетном периоде не выявлены.
Информация об инвентаризации
Перед отчетностью учреждение провело инвентаризацию дебиторской задолженности
и обязательств. По результатам инвентаризации расхождений нет.
В 2024 году увеличения балансовой стоимости основных средств не было.
Стоимость недвижимого и особо ценного движимого имущества на конец периода –
856 703,76 руб.
Информация о переносе входящих остатков в межотчетный период на 1 января
Изменения остатков валюты баланса в 2024 г. не было.
Пояснения по восстановлению кассовых операций
Восстановления кассового расхода за 2024г. не было.
Анализ дебиторской задолженности по доходам
В дебиторской задолженности по доходам (020500000) сумма не исполненных
соглашений на финансовое обеспечение муниципального задания и иные цели.
Анализ кредиторской задолженности и обязательств
Сумма кредиторской задолженности по расходам, осуществляемым в рамках
исполнения муниципального задания – 396 556,30 руб (по КВР 111 — 95 089,15 руб.; по КВР
119 – 295 585,54 руб; по КВР 247 – 3 025,61 руб; по КВР 851 – 2 860,00 руб).
В ф. 0503738 принятые учреждением обязательства в части, подлежащей исполнению
в очередном финансовом году, в разделе 3 Отчета (ф. 0503738) составили сумму 836 923,98
руб по муниципальному заданию.
-в т.ч начисления на оплату труда за декабрь 2024г. по КВР 119 – 295 585,54руб;
- налог на имущество за IV квартал 2024г по КВР 851 – 2 860,00 руб,
- отложенные обязательства по резервам отпусков 507 102,04 руб (КВР 111 –
389 479,29 руб, КВР 119 – 117 622,75 руб);
- отложенные обязательства по резервам коммунальных и иных услуг 31 376,40 руб.
(КВР 247 — 14 558,86 руб.; по КВР 244 — 16 817,54 руб.).
В расходах будущих периодов (040150000) годовое обслуживание программных
продукт на сумму 31 383,50 руб.
Информация о резервах, отраженных в Сведениях (ф. 0503769)
На 1 января 2025 года остаток резервов на счете 4.401.60 составил 507 102,04 руб. –
это резерв на оплату отпусков, включая расходы на уплату страховых взносов.
Ожидается, что резерв на оплату отпусков и начисленных страховых взносах будет
использован до 31 декабря 2025 года;
Прочие вопросы деятельности
Бухгалтерский учет СЮН ведется на основании:
-Федерального Закона от 06 декабря 2011 г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
-Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 01.12.2010 г. № 157н
«Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной
власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления
государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук,
государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению» (с
изменениями и дополнениями);
-Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 30.03.2015г. №52н «Об
утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета,
применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами
местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными
фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и методических указаний по
их применению» (с изменениями и дополнениями);
- Приказ Минфина России от 29.11.2017 г. № 209н «Об утверждении Порядка
применения классификации операций сектора государственного управления» (с
изменениями и дополнениями);
- Приказ Минфина России от 24 мая 2022 г. N 82н "О Порядке формирования и
применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и
принципах назначения";
- Приказ Минфина России от 15 апреля 2021 г. N 61н "Об утверждении
унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при
ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных)
учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Федеральных
стандартов
бухгалтерского
учета
для
организаций
государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России :
- от 31.12.2016 №256н ФСБУ "Концептуальные основы бухгалтерского учета и
отчетности организаций государственного сектора",
- от 31.12.2016 №257н ФСБУ "Основные средства",
- от 31.12.2016 №258н ФСБУ "Аренда",
- от 31.12.2016 №259н ФСБУ "Обесценение активов",
- от 31.12.2016 №260н ФСБУ "Представление бухгалтерской (финансовой)
отчетности",
- от 30.12.2017 №274н ФСБУ "Учетная политика, оценочные значения и ошибки",
- от 30.12.2017 №275н ФСБУ "События после отчетной даты",
- от 30.12.2017 №278н ФСБУ "Отчет о движении денежных средств";
- от 27.02.2018 №32н ФСБУ "Доходы";
- от 07.12.2018 № 256н ФСБУ «Запасы»;
- от 30.05.2018 № 124н ФСБУ «Резервы. Раскрытие информации об условных
обязательствах и условных активах»;
- от 28.02.2018 №37н ФСБУ «Бюджетная информация в бухгалтерской (финансовой)
отчетности»;
- от 29.06.2018 №145 ФСБУ «Долгосрочные договоры».
- от 28.02.2018 №34н ФСБУ «Непроизведенные активы»;
- от 30.06.2020 №129н ФСБУ «Финансовые инструменты»;
- от 15.11.2019 №181н ФСБУ «Нематериальные активы»;
- от 15.11.2019 №184н ФСБУ «Выплаты персоналу»;
- от 29.09.2020 №223н ФСБУ «Сведения о показателях бухгалтерской (финансовой)
отчетности по сегментам»;
- от 30.10.2020 №255н ФСБУ «Консолидированная бухгалтерская (финансовая)
отчетность»;
- от 6.12.2020 №310н ФСБУ «Биологические активы»;
- Приказа Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов
бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению"
Раздел 7. Решения, принятые по итогам общественного обсуждения
Оценивая в целом состояние и результаты образовательной деятельности СЮН в 20242025 учебном году, следует отметить стабильность и качество работы учреждения,
востребованность его образовательных услуг. Объѐм предоставленных образовательных
услуг соответствует муниципальному заданию. Доля учащихся, принимающих участие в
конкурсах, выставках, мероприятиях различного уровня ежегодно увеличивается.
Методическая составляющая деятельность СЮН основывается на достижениях педагогов и
учащихся.
Раздел 8. Заключение. Перспективы и планы развития.
В целом работа СЮН в 2024-2025 учебном году проведена успешно. Поставленные
задачи остаются актуальными, так как их составляющие являются обязательными
элементами развития учебно-воспитательного процесса
Для достижения оптимальных результатов в 2025-2026 учебном году планируется:
– использование современных образовательных технологий, таких как проектная и
исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики,
игровые технологии, социо-игровые технологии, интегрированные технологии, и др.);
– увеличение качества реализуемых дополнительных общеразвивающих программ в
соответствии с обновлѐнной нормативной документацией;
– совершенствование профессиональной компетентности педагогов;
– накопление и систематизация материалов по работе объединений;
– проведение работы с детьми «группы риска», выявлять и развивать творчески одарѐнных
детей, подготавливать их к участию в творческих конкурсах;
– забота о физическом здоровье учащихся.
.